Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 09:35, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что в стране еще не достаточно полно на практике отражаются те социальные гарантии, о которых говорит Конституция.
Современные условия хозяйствования требуют максимального расширения сферы и совершенствования методов прогнозирования и планирования. Чем выше качество прогнозов и планов, тем более весомым будет их вклад в общественное развитие.
Важными задачами, которые обычно ставятся перед исполнителями при прогнозировании и планировании, разработке соответствующей концепции, программы, мероприятия, является сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики, достаточного уровня доходов и социальной защищенности населения, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей в масштабах региона, государства и с внешним миром.
Введение ………………………………………………………………..
3
1. Теоретические основы прогнозирования уровня и качества жизни населения ………………………………………………………………..
4
1.1. Социальная сфера и ее роль в современном мире ……………….
4
1.2. Показатели, характеризующие уровень жизни населения ……...
5
1.3. Социальные нормативы. Минимальный потребительский бюджет и минимальная заработная плата …………………………………
8
1.4. Прогнозирование и регулирование оплаты труда ……………….
13
1.5. Баланс денежных доходов и расходов населения, его роль и методика разработки ………………………………………………………
16
1.6. Прогнозирование реальных доходов населения …………………
19
1.7. Проблемы прогнозирования и меры улучшения планирования социальной сферы ……………………………………………………...
23
2. Уровень и качество жизни населения Кировской области ……….
24
2.1. Денежные доходы и расходы населения области ……………….
24
2.2. Динамика заработной платы ………………………………………
30
2.3. Динамика численности пенсионеров и среднего размера назначенной пенсии …………………………………………………………..
32
3. Прогнозирование уровня и качества жизни населения Кировской области ………………………………………………………………….
34
Заключение ……………………………………………………………..
37
Список литературы …………………………………………………….
В доходной части баланса отражаются все номинальные денежные поступления населению наличными деньгами и по безналичным перечислениям от предприятий и организаций.
На долю оплаты труда приходится значительная часть всех денежных доходов населения. Она включает все виды оплаты труда всех категорий работников. На прогнозируемый период ее величина определяется на основе соответствующих расчетов на макро-, мезо- и микроуровнях.
Доходы от продажи продуктов сельского хозяйства включают выручку, полученную населением от продажи этих продуктов в порядке государственных закупок, потребительской кооперации и различным организациям, на рынке, от продажи скота и сельскохозяйственных продуктов колхозам и совхозам и т.д. Их сумма определяется, как правило, эмпирически.
Величина пенсий, пособий и стипендий рассчитывается исходя из контингента, получающего указанные выплаты, и среднего размера пенсий, пособий, стипендий в прогнозируемом периоде. При этом учитываются ожидаемые изменения в законодательных и других нормативных документах по пересмотру условий выплат в предстоящем периоде.
Поступления из финансовой системы включают возмещения по государственному страхованию, ссуды банков на индивидуальное жилищное строительство, обзаведение хозяйственным инвентарем, ремонт домов и другие цели, проценты по вкладам, выигрыши и пр. При их прогнозировании широко применяются методы экстраполяции в сочетании с методами экспертных оценок.
Дивиденды и прочие поступления определяются с использованием методов экстраполяции и экспертных оценок.
В расходной части баланса
Размер средств на
покупку товаров определяется как
разница между денежными доходами населения и расходами
на оплату услуг и другими расходами по
всем статьям расходной части баланса.
По территориально-
При разработке баланса
денежных доходов и расходов населения
по общественным группам в доходной
части учитываются также
1.6. Прогнозирование реальных доходов населения
Общественные фонды потребления (ОФП) — это расходы на текущее содержание учреждений и организаций здравоохранения, образования, культуры; выплаты по временной нетрудоспособности, пособий семьям с детьми, оплата очередных отпусков; расходы государства на содержание общественного жилищного фонда, не покрываемые квартирной платой, являющиеся неотъемлемой частью прежней экономической системы. Доля прямых и косвенных выплат из ОФП в доходах различных слоев населения колебалась от 30 до 70 %, что давало основание рассматривать ОФП как один из основных финансовых источников удовлетворения потребностей людей. ОФП считались наиболее перспективным способом распределения общественного продукта, однако их цели и задачи в прежнем виде несовместимы с принципами рыночной экономики. В условиях рынка главным источником, обеспечивающим потребление всех материальных благ, включая и социальные услуги, становится доход граждан. И только граждане, не имеющие возможности обеспечивать свое материальное существование и социальное развитие за счет собственных средств, должны получать со стороны государства социальную поддержку, финансовым источником которой могут оставаться ОФП. Таким образом, рыночные отношения не исключают ОФП как таковые, а только меняют их целевое назначение. ОФП должны использоваться исключительно в целях социальной защиты населения.
ОФП должны распределяться между регионами по нормативам на душу населения с учетом климатических, экологических, социальных и экономических условий в каждом из них.
Переход отраслей социальной сферы к рыночным отношениям – наиболее сложная задача. Если социальные услуги становятся платными, то «бесплатными» они окажутся только для тех, за кого расплатится государство. Эффективность такого механизма адресности в использовании ОФП будет возрастать по мере повышения жизненного уровня населения, когда все больше и больше людей будут в состоянии самостоятельно расплачиваться за потребление социальных услуг. Вместе с тем введение платности невозможно без серьезной структурной перестройки.
Основное направление
Реформирование ОФП в сфере образования начинается с реорганизации высшего образования. Средства предоставляются вузам в качестве полной и частичной оплаты обучения студентов и выплаты им стипендий. И то и другое является государственной социальной помощью, которая должна зависеть от материального положения студентов и родителей.
Модель финансирования образования, культуры и здравоохранения предполагает использование системы целевого сертификата, который отражает сумму всех расходов по обеспечению государственного стандарта образования (исключая капитальные вложения на развитие отрасли). Предусматривается перевести обязательства государства по образованию здравоохранению в государственные облигации, акции специализированных фондов и социальные сертификаты.
При реализации жилищной политики предполагается осуществить постепенный переход от принципа распределения жилья к принципу его зарабатывания гражданами и коллективами, полную оплату населением текущего содержания жилищного фонда, повышение возможности приобретения жилья за счет существенного увеличения доли кооперативного и индивидуального строительства.
Действующая ранее система квартирной платы оказалась неэффективной. Затраты на эксплуатацию и ремонт государственного и муниципального жилья возмещались нанимателем в объеме 2,5 – 3 % от общих затрат, коммунальные услуги – 9 – 10 %, а источники компенсации реально необходимых затрат на местном уровне в большинстве случаев вообще не были определены. Поэтому возникает необходимость заменить дотирование неэффективных предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства постепенно снижающимися компенсациями (субсидиями) непосредственно для социально защищаемых слоев населения, в том числе в виде целевых жилищных сертификатов. Повышение тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства следует проводить поэтапно с одновременным введением субсидий в зависимости от жилищных условий граждан и их доходов.
Важнейшим обобщающим показателем социального развития и уровня жизни населения являются реальные доходы.
К реальным доходам относятся все виды денежных и натуральных доходов, получаемых населением и используемых им для потребления, а также материальные затраты учреждений непроизводственной сферы, оказывающих бесплатные услуги населению.
При определении реальных доходов населения различные виды доходов объединяются в три группы: денежные доходы; натуральные доходы; потребление в сфере общественного обслуживания.
Денежные доходы, составляющие основную часть доходов населения, определяются на основании баланса денежных доходов и расходов населения. Натуральные доходы включают все поступления в вещественной форме (продукция, выращиваемая на приусадебных и дачных участках, продукты рыболовства, охоты, расчеты нанимателей с работниками натуральными продуктами и др.). Их величина определяется на основе балансовых расчетов производства и реализации сельскохозяйственной продукции и данных бюджетных обследований. Потребление в сфере общественного обслуживания включает материальные затраты учреждений и организаций здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, культуры, социального обеспечения в виде продуктов питания, материалов, топлива, электроэнергии, медикаментов и др., а также стоимости износа основных непроизводственных фондов. Они определяются в соответствии с их планами-прогнозами.
Сумма денежных, натуральных доходов и материального потребления в сфере общественного обслуживания представляет собой номинальные доходы населения. В связи с нестабильностью цен и для достижения сопоставимости результатов, оценки уровня жизни населения введено понятие реальных доходов. Реальные доходы – это величина номинальных доходов за вычетом платежей, взносов, пересчитанных на индекс изменения цен в прогнозируемом периоде. При росте цен реальные доходы снижаются, а при падении возрастают.
Реальные доходы исчисляются по населению страны в целом и на душу населения. Рассчитываются темпы роста (снижения) реальных доходов.
Индекс изменения реальных доходов на душу населения рассчитывается по формуле:
,
где - сумма реальных доходов населения в прогнозируемом и базисном периодах соответственно;
- численность населения в
прогнозируемом и базисном
1.7. Проблемы прогнозирования и меры улучшения планирования социальной сферы
Применяющаяся длительное время в нашей стране система планирования и учета не позволяет в полном объеме определить результаты функционирования отраслей социальной сферы. Это связано с тем, что движение материальных и финансовых ресурсов внутри национального хозяйства традиционно рассматривается в соответствии с теорией баланса народного хозяйства. Последняя основную часть результатов деятельности социальной сферы рассматривает на макроуровне лишь как затраты. Все это затрудняет определение оценки деятельности социальной сферы, ее вклада в развитие общественного производства.
Более полно удается учесть результаты деятельности социальной сферы на базе системы национальных счетов (СНС). Однако и в этом случае существует определенный недоучет вследствие недостаточной информационной базы, высокой степени агрегированности существующих показателей.
Интенсивное развитие социальной сферы, повышение ее значимости в рыночной экономике требуют роста эффективности прогнозирования данного блока отраслей национального хозяйства. К мерам роста эффективности прогнозирования развития отраслей социальной сферы относятся:
2. Уровень и качество жизни населения Кировской области
2.1. Денежные доходы и расходы населения области
Рассмотрим динамику и структуру денежных доходов и расходов населения Кировской области в динамике за ряд лет (табл. 2).
Таблица 2 – Денежные доходы и расходы населения, млн. руб.
Показатели |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Доходы |
11762,4 |
18850,2 |
25204,8 |
32912,6 |
45787,6 |
Расходы и сбережения |
11120,1 |
18015,4 |
24680,0 |
32003,4 |
44012,6 |
Превышение денежных доходов на расходами |
642,3 |
834,8 |
524,8 |
909,2 |
1775,0 |
Анализ позволяет сделать вывод о том, что в динамике за пять лет наблюдается рост денежных доходов и расходов населения. При этом положительным моментом является увеличение превышения денежных доходов над расходами с 642,3 млн. руб. в 1999 г. до 1775,0 млн. руб. в 2003 г.
Динамика и структура доходов населения представлена в таблице 3.
За анализируемый период произошло увеличение доходов по всем видам. При этом стоит отметить, что наибольший удельный вес в структуре доходов населения занимает оплата труда. Однако в результате более существенного роста других видов дохода доля заработной платы сократилась с 46,1% в 1998 г. до 44,4% в 2003 г.
Наиболее существенный рост удельного веса наблюдается по другим доходам 9с 14,8 до 20,5%), социальным трансфертам (с 18,3 до 20,4%).
Сокращение удельного веса помимо оплаты труда произошло и по доходам от предпринимательской деятельности (на 4,6 процентных пункта), доходам населения от собственности 9на 0,1 процентных пункта), доходам населения от продажи иностранной валюты (на 0,9 процентных пункта).
Таблица 3 – Динамика и структура доходов населения
Показатели |
1998 г. |
2001 г. |
2003г. | |||
млн. руб. |
к итогу, % |
млн. руб. |
к итогу, % |
млн. руб. |
к итогу, % | |
Доходы населения |
11762,4 |
100,0 |
25204,8 |
100,0 |
45787,6 |
100,0 |
В том числе |
||||||
Оплата труда |
5419,5 |
46,1 |
11169,9 |
44,3 |
20316,4 |
44,4 |
Доходы рабочих и служащих от предприятий и организаций, кроме оплаты труда |
247,3 |
2,1 |
553,0 |
2,2 |
641,9 |
1,4 |
Доходы от предпринимательской деятельности |
1678,7 |
14,3 |
2913,1 |
11,6 |
4437,8 |
9,7 |
Социальные трансферты |
2158,2 |
18,3 |
4660,7 |
18,5 |
9343,2 |
20,4 |
Доходы населения от собственности |
269,9 |
2,3 |
601,5 |
2,4 |
990,3 |
2,2 |
Доходы населения от продажи иностранной валюты |
247,5 |
2,1 |
455,9 |
1,8 |
571,8 |
1,2 |
Другие доходы |
1739,3 |
14,8 |
4797,2 |
19,0 |
9408,5 |
20,5 |
Деньги, полученные по переводам |
2,0 |
0,0 |
53,5 |
0,2 |
77,7 |
0,2 |
Информация о работе Прогнозирование уровня и качества жизни населения Кировской области