Прогнозирование уровня и качества жизни населения Кировской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 09:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что в стране еще не достаточно полно на практике отражаются те социальные гарантии, о которых говорит Конституция.
Современные условия хозяйствования требуют максимального расширения сферы и совершенствования методов прогнозирования и планирования. Чем выше качество прогнозов и планов, тем более весомым будет их вклад в общественное развитие.
Важными задачами, которые обычно ставятся перед исполнителями при прогнозировании и планировании, разработке соответствующей концепции, программы, мероприятия, является сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики, достаточного уровня доходов и социальной защищенности населения, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей в масштабах региона, государства и с внешним миром.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………..
3
1. Теоретические основы прогнозирования уровня и качества жизни населения ………………………………………………………………..

4
1.1. Социальная сфера и ее роль в современном мире ……………….
4
1.2. Показатели, характеризующие уровень жизни населения ……...
5
1.3. Социальные нормативы. Минимальный потребительский бюджет и минимальная заработная плата …………………………………

8
1.4. Прогнозирование и регулирование оплаты труда ……………….
13
1.5. Баланс денежных доходов и расходов населения, его роль и методика разработки ………………………………………………………

16
1.6. Прогнозирование реальных доходов населения …………………
19
1.7. Проблемы прогнозирования и меры улучшения планирования социальной сферы ……………………………………………………...

23
2. Уровень и качество жизни населения Кировской области ……….
24
2.1. Денежные доходы и расходы населения области ……………….
24
2.2. Динамика заработной платы ………………………………………
30
2.3. Динамика численности пенсионеров и среднего размера назначенной пенсии …………………………………………………………..

32
3. Прогнозирование уровня и качества жизни населения Кировской области ………………………………………………………………….

34
Заключение ……………………………………………………………..
37
Список литературы …………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая по основая соц.doc

— 287.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………..

3

1. Теоретические основы  прогнозирования уровня и качества  жизни населения ………………………………………………………………..

 

4

1.1. Социальная сфера  и ее роль в современном  мире ……………….

4

1.2. Показатели, характеризующие  уровень жизни населения ……...

5

1.3. Социальные нормативы.  Минимальный потребительский бюджет и минимальная заработная плата …………………………………

 

8

1.4. Прогнозирование и  регулирование оплаты труда ……………….

13

1.5. Баланс денежных  доходов и расходов населения,  его роль и методика разработки ………………………………………………………

 

16

1.6. Прогнозирование реальных  доходов населения …………………

19

1.7. Проблемы прогнозирования  и меры улучшения планирования  социальной сферы ……………………………………………………...

 

23

2. Уровень и качество  жизни населения Кировской области ……….

24

2.1. Денежные доходы  и расходы населения области  ……………….

24

2.2. Динамика заработной  платы ………………………………………

30

2.3. Динамика численности  пенсионеров и среднего размера  назначенной пенсии …………………………………………………………..

 

32

3. Прогнозирование уровня и качества жизни населения Кировской области ………………………………………………………………….

 

34

Заключение ……………………………………………………………..

37

Список литературы …………………………………………………….

38


 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ведущие страны рыночной экономики большое внимание уделяют  эффективному функционированию таких отраслей, как образование, культура, здравоохранение, туризм и отдых, жилищно-коммунальное хозяйство, экология. Совокупность этих отраслей обычно определяется как социальная сфера. По мере развития рыночной экономики значение социальной сферы постоянно возрастает.

Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в том, что бы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой – способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде.

Актуальность данной темы заключается в том, что в стране еще не достаточно полно на практике отражаются те социальные гарантии, о которых говорит Конституция.

Современные условия  хозяйствования требуют максимального  расширения сферы и совершенствования методов прогнозирования и планирования. Чем выше качество прогнозов и планов, тем более весомым будет их вклад в общественное развитие.

Важными задачами, которые  обычно ставятся перед исполнителями  при прогнозировании и планировании, разработке соответствующей концепции, программы, мероприятия, является сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики, достаточного уровня доходов и социальной защищенности населения, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей в масштабах региона, государства и с внешним миром.

 

1. Теоретические основы прогнозирования  уровня и качества жизни населения

 

1.1. Социальная  сфера и ее роль в современном  мире

 

Социальная сфера –  это совокупность отраслей национального  хозяйства, создающая социальные блага в виде услуг образования, здравоохранения, культуры, туризма и т. д.

Отрасли социальной сферы  приобретают все большее значение в развитии общественного производства. Они оказывают непосредственное влияние на уровень благосостояния, качество жизни населения.

В странах с социальной рыночной экономикой в социальную сферу ежегодно осуществляются огромные инвестиции. В ней сосредоточены значительные материальные, трудовые и финансовые ресурсы.

В России функционирование отраслей социальной сферы все еще осуществляется по второстепенному принципу. Нам пока не удалось в полной мере осознать роль социальной сферы в современном обществе. Недопонимание ее значения в качестве одного из главных факторов социально-экономического прогресса, социальной ориентации экономики несомненно тормозит ход экономических реформ.

Важное место среди  отраслей социальной сферы занимает образование. Оно направлено на повышение  качества работников, приумножение образованности, интеллектуальности, духовного потенциала общества. Образование играет существенную роль в повышении производительности труда. В начале XXI века для успешного социально-экономического развития общества требуется высококачественная рабочая сила, обладающая высоким уровнем образования, профессиональной подготовки. Высококвалифицированная рабочая сила обеспечивает объем валового национального продукта, рост качества продукции, экономное использование ресурсов и т. д.

 

Здравоохранение способствует улучшению  здоровья населения, росту продолжительности  жизни. Эффективное функционирование здравоохранения позволяет избавиться от ущерба, который мог бы быть нанесен национальной экономике в результате нетрудоспособности работников. Благодаря расширению системы здравоохранения, использованию современного медицинского оборудования, удается улучшить качество медицинского обслуживания, добиться уменьшения заболеваемости. Все это позволяет повысить производительность труда, увеличить важнейшие макро- и микроэкономические показатели.

Большое влияние на состояние духовного  потенциала-общества оказывает культура. Развитие культуры как отрасли национальной экономики характеризуется с помощью таких показателей, как число профессиональных театров, цирков, музеев, учреждений культуры клубного типа, число их посещений, а также количество массовых библиотек, тиражи книг, брошюр, газет и т. д.

По мере роста доходов  населения усиливается значение туризма, отдыха, физической культуры и спорта. Эти виды экономической деятельности влияют на уровень здоровья населения, его образовательный, культурный уровень. Услуги туризма, отдыха, физической культуры и спорта требуют соответствующей материальной базы в виде санаториев, домов отдыха, гостиниц, мотелей, спортивных сооружений.

 

1.2. Показатели, характеризующие  уровень жизни населения

 

Социальная политика государства – это комплекс организационных, экономических и других мероприятий по улучшению материального благосостояния, духовному и физическому развитию населения, оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным гражданам.

Учитывая комплексный  и многоплановый характер определения «социальная политика», ее обычно расчленяют на следующие составные части:

1) политика доходов  населения;

2) социальная защита  граждан;

3) развитие системы  здравоохранения, образования, культуры, обеспечения товарами, услугами, условиями проживания;

4) молодежная политика.

Особенно важное место  в социальной политике государства  занимает выработка и применение наиболее эффективного механизма формирования доходов населения. Главным ее содержанием  является создание благоприятных условий, позволяющих экономически активной части населения зарабатывать средства, величина которых состоит из суммы получаемой заработной платы, поступлений от владения собственностью, выплат из общественных фондов потребления и некоторых других. Воздействие на уровень доходов осуществляется через договорные отношения между работниками и работодателями, систему налогообложения, создание условий для роста заработной платы и другие элементы.

Социальная защита граждан  включает оказание материальной и другой поддержки социально уязвимым группам населения (пенсионерам, инвалидам, безработным, многодетным семьям и др.). Важное место в сфере социальной защиты граждан отводится обеспечению занятости населения.

Социальная политика в области здравоохранения, образования, культуры, обеспечения товарами, услугами, условиями проживания включает перечень различных мер по их дальнейшему развитию, максимальной доступности и охвату населения, в том числе:

  • здравоохранение – гарантированное обеспечение установленного объема медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения, использование дополнительных источников финансирования по мере экономического развития первичной медицинской помощи, укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, улучшение обеспечения лекарствами;
  • образование – формирование интеллектуального потенциала нации, способного активно влиять на развитие экономики, науки и культуры, создание рациональной сети учебно-воспитательных учреждений, обновление и расширение материально-технической базы, развитие многовариантной системы профессионального образования и др.;
  • культура – повышение уровня и качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры и искусства, обеспечение их доступности для широких масс населения, укрепление и обновление материально-технической базы и др.

Соответствующие мероприятия  предусматриваются в сферах торговли, жилищного строительства, транспорта, связи, бытового обслуживания, экологии и в других направлениях, связанных с условиями проживания населения.

Молодежная политика включает вопросы образования, профессиональной подготовки, воспитания, занятости, улучшения жилищных условий, поддержки учащихся и студентов, талантливой молодежи, адаптации вхождения в трудовую деятельность юношей и девушек в возрасте до 30 лет.

Величина доходов, других благ и услуг, их распределение по группам населения во многом определяют уровень жизни. Уровень жизни – это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами. Он характеризуется системой количественных и качественных показателей: общим объемом потребляемых благ и услуг, реальными доходами, размерами оплаты труда, социальными выплатами, накопленным имуществом, денежными сбережениями, условиями труда, продолжительностью свободного времени и т.д.

В качестве обобщающего показателя оценки уровня жизни населения ООН рекомендован индекс человеческого развития (ИЧР), учитывающий следующие компоненты: размер ВВП на душу населения с учетом покупательной способности денежной единицы, продолжительность жизни и уровень образования граждан.

1.3. Социальные нормативы.  Минимальный потребительский бюджет  и минимальная заработная плата

 

Необходимость проведения активной социальной политики, направленной на поддержание уровня жизни населения и обеспечение социальной защиты наиболее нуждающихся граждан, обусловливает широкое использование в прогнозировании и планировании социальных нормативов. С их помощью определяются масштабы рационального решения жизненно важных вопросов, обеспечивающих более полное удовлетворение потребностей людей, условия для лучшего развития личности. Нормативы являются критериями эффективного распределения ресурсов потребления, социальными гарантиями в области доходов, цен, потребления и при индексации доходов населения. Они широко используются в качестве базы при обосновании мероприятий по повышению уровня жизни и его выравниванию в территориальном разрезе, выделению необходимых средств в непроизводственное строительство, определению масштабов производства различных товаров и услуг.

Социальные нормативы  должны представлять собой научно обоснованные ориентиры, являться эталонами, к достижению которых необходимо стремиться при решении проблем социально-экономического развития.

Исходя из количественных и качественных требований разрабатываются три вида социальных нормативов: минимально необходимые, рациональные (оптимальные) и максимально допустимые для отдельных условий труда и состояния окружающей среды.

В зависимости от особенностей потребления социальные нормативы могут быть индивидуальными и коллективными. Первые рассчитываются на одного человека. Это нормы потребления товаров и услуг, обеспеченности жилой площадью и др. Вторые применяются в отношении жизненных благ совместного пользования – предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения. Социальные нормативы изменяются под воздействием развития производительных сил, изменения общего уровня жизни, потребностей населения, цен, других факторов.

Многообразие социальных нормативов, их специфичность обусловливают необходимость использования самостоятельных методик их определения. Вместе с тем учитывается ряд общих требований, таких, как применение программно-целевого подхода, определение соотносящихся критериев, выявление факторов, влияющих на нормативы, их количественная оценка, проведение экспертных оценок, опросов населения, а при необходимости – и специальных экспериментов.

В зависимости от функциональных особенностей применения социальные нормативы можно сгруппировать по блокам1:

1-й – формирование  доходов и расходов населения;

Информация о работе Прогнозирование уровня и качества жизни населения Кировской области