Прогнозирование уровня и качества жизни населения Кировской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 09:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что в стране еще не достаточно полно на практике отражаются те социальные гарантии, о которых говорит Конституция.
Современные условия хозяйствования требуют максимального расширения сферы и совершенствования методов прогнозирования и планирования. Чем выше качество прогнозов и планов, тем более весомым будет их вклад в общественное развитие.
Важными задачами, которые обычно ставятся перед исполнителями при прогнозировании и планировании, разработке соответствующей концепции, программы, мероприятия, является сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики, достаточного уровня доходов и социальной защищенности населения, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей в масштабах региона, государства и с внешним миром.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………..
3
1. Теоретические основы прогнозирования уровня и качества жизни населения ………………………………………………………………..

4
1.1. Социальная сфера и ее роль в современном мире ……………….
4
1.2. Показатели, характеризующие уровень жизни населения ……...
5
1.3. Социальные нормативы. Минимальный потребительский бюджет и минимальная заработная плата …………………………………

8
1.4. Прогнозирование и регулирование оплаты труда ……………….
13
1.5. Баланс денежных доходов и расходов населения, его роль и методика разработки ………………………………………………………

16
1.6. Прогнозирование реальных доходов населения …………………
19
1.7. Проблемы прогнозирования и меры улучшения планирования социальной сферы ……………………………………………………...

23
2. Уровень и качество жизни населения Кировской области ……….
24
2.1. Денежные доходы и расходы населения области ……………….
24
2.2. Динамика заработной платы ………………………………………
30
2.3. Динамика численности пенсионеров и среднего размера назначенной пенсии …………………………………………………………..

32
3. Прогнозирование уровня и качества жизни населения Кировской области ………………………………………………………………….

34
Заключение ……………………………………………………………..
37
Список литературы …………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая по основая соц.doc

— 287.00 Кб (Скачать)

2-й – социальное  обеспечение;

3-й – социальная  демография;

4-й – потребление  населением материальных благ  и платных услуг;

5-й – жилищно-коммунальные  условия жизни населения;

6-й – развитие торговли, общественного питания и бытового  обслуживания;

7-й – транспорт  и связь;

8-й – охрана здоровья населения;

9-й – рабочее, нерабочее  и свободное время;

10-й – организация  и условия труда;

11-й – состояние  и охрана окружающей среды.

Каждый блок состоит  из набора конкретных показателей и  нормативов, характеризующих отдельные  аспекты жизнедеятельности людей:

  • формирование доходов и расходов населения — минимальный потребительский бюджет (МПБ), минимальная заработная плата (МЗП), размер заработной платы, выплаты из общественных фондов потребления и др.;
  • социальное обеспечение – размер и условия предоставления пенсий, пособий, льгот на услуги здравоохранения, жилищно-коммунальное обеспечение и др.;
  • социальная демография – удельный вес молодежи, пенсионеров, трудоспособного населения в его общей численности, рождаемость, смертность людей, среднее количество детей и др.;
  • потребление населением материальных благ и платных услуг – потребление продовольственных товаров, обеспеченность товарами длительного пользования (холодильниками, легковым автотранспортом, телевизорами и т.д.), радиоэлектронными средствами связи и др.;
  • жилищно-коммунальные условия жизни – количество жилой и общей площади на одного жителя, обеспеченность горячей и холодной водой, отоплением и др.;
  • развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания – обеспеченность столовыми, парикмахерскими и др.;
  • транспорт и связь – транспортная подвижность населения, средняя продолжительность и протяженность поездки одного пассажира, количество установленных телефонных аппаратов на 1000 жителей и др.;
  • охрана здоровья населения – средняя продолжительность жизни, обеспеченность лечебными учреждениями и др.;
  • рабочее, нерабочее и свободное время – продолжительность рабочего дня, время, связанное с восстановлением жизнеспособности, и др.;
  • организация и условия труда – коэффициент занятости трудовой деятельностью, уровень загрязнения воздуха в производственных помещениях, наличие ионизирующих излучений, степень механизации ручного и тяжелого физического труда и т.д.;
  • состояние и охрана окружающей среды – выбросы вредных веществ в воздушный бассейн, обеспеченность питьевой водой и др.

Социальные нормативы  создают основу для выполнения прогнозных и плановых расчетов социально-экономического развития страны и уровня жизни населения.

Одним из важнейших социальных нормативов является минимальный потребительский бюджет.

Минимальный потребительский  бюджет – это стоимость  
материального обеспечения жизни человека продуктами питания, основными непродовольственными товарами и платными услугами по научно обоснованным нормам и нормативам.  МПБ характеризует ту величину доходов, которая позволяет удовлетворить потребности в питании на уровне минимальных физиологических норм, возмещающих энергетические затраты организма, достаточные для жизнедеятельности взрослого человека, роста и развития детей, сохранения здоровья в пожилом возрасте, удовлетворения минимальных потребностей в предметах одежды, санитарии и гигиены, культурных запросов, оплаты жилищно-коммунальных услуг и транспорта.

Бюджет рассчитывается для одиноких и семейных – с  учетом численного и возрастного состава семей или на типичную семью, для различных социальных групп населения – рабочих, служащих, пенсионеров, для работников физического и умственного труда. Этот дифференцированный подход позволяет учитывать все факторы формирования доходов, расходов и потребления, а, следовательно, более обоснованно определять минимальные размеры заработной платы, пенсий, пособий, стипендий.

Практическая значимость норматива состоит и в том, что соответствующий набор материальных благ и услуг или потребительская корзинка служат для расчетов динамики стоимости жизни работающих и их семей. Можно также установить влияние на нее отдельных факторов: цен и тарифов, уровня и структуры потребления. При повышении цен и тарифов МПБ позволяет определить, насколько возросла стоимость жизни людей, установить размер доплаты к заработной плате, стипендиям, пенсиям, пособиям, чтобы поддержать их реальное содержание.

На практике применяются  два метода разработки МПБ – статистический и нормативный. Статистический метод используется при определении потребительских расходов населения на основе данных обследования бюджетов семей. Обычно к нему обращаются при расчете расходов на непродовольственные товары и услуги. Нормативный – применяется при наличии минимально допустимых с научной точки зрения норм. Чаще всего нормы и нормативы используются при определении потребностей на продовольственные товары. Т.е. потребительская корзинка рассчитывается нормативно-статистическим методом: по продовольственным товарам на основе минимальных норм и нормативов; по непродовольственным товарам и услугам – по структуре расходов группы семей, потребление которой соответствует минимальной потребительской корзине.

При формировании минимального потребительского бюджета и для  прогнозных расчетов используется нормативная потребительская корзина, составляемая из расчета на семью из четырех человек, в которой двое взрослых и двое детей разного пола.

Наборы продуктов, входящих в потребительскую корзину, по мере изменения условий жизни и под влиянием других факторов систематически пересматриваются. Важно при этом достоверно определять уровень цене на товары и услуги. Они должны отражать реальные условия жизни лиц данной категории, т.е. фактическую возможность осуществления покупок продуктов и других расходов.

С учетом экономических возможностей государства иногда вводится и другой социальный норматив – «прожиточный минимум», который отличается от минимального потребительского бюджета более жесткими требованиями к фактическому потреблению продуктов, товаров и услуг. Такое ужесточение может составлять до 40 и более процентов исходя из конкретно складывающейся ситуации. По существу данный норматив выступает критерием при определении черты бедности жизни населения.

Минимальный потребительский  бюджет должен использоваться в качестве социального норматива при установлении минимальной заработной платы, пенсий и стипендий.

Назначение минимальной  заработной платы – обеспечить доход  работающего или уровень компенсационных выплат социально уязвимым группам населения не ниже прожиточного минимума или минимального потребительского бюджета. Однако данное условие нередко не соблюдается, т.е. величина МЗП существенно ниже, чем размер МПБ. В этом случае она только отражает финансовые возможности государства по уровню гарантированных денежных выплат и практически перестает играть роль социального норматива.

 

1.4. Прогнозирование  и регулирование оплаты труда

 

Основная цель оплаты труда – обеспечить объективно необходимое  воспроизводство рабочей силы в соответствии с ее стоимостью и повысить уровень мотивации исполнителей к эффективному труду.

Оценка ситуации при  прогнозировании и регулировании  оплаты труда производится путем сравнения изменения средней заработной платы семьи из четырех человек с изменением ВВП (ВНП). При этом возможны следующие варианты соотношения:

1. Рост средней заработной  платы совпадает с ростом ВВП  (ВНП) или близок к нему. В этом случае сохраняется достигнутое рыночное равновесие между спросом и предложением товаров, а при улучшении экономической ситуации в государстве повышается материальный достаток работников.

2. Рост средней заработной  платы опережает рост ВВП (ВНП). В этом случае спрос на товары  превышает предложение и, тем  самым, возникают предпосылки  к увеличению инфляционных процессов,  снижению социальной стабильности в обществе.

3. Рост средней заработной  платы меньше по сравнению  с ростом ВВП (ВНП). Имеет место затоваривание рынка продукцией.

Принятие за основу любого из перечисленных вариантов определяется общими макроэкономическими процессами в стране.

При наличии общегосударственной собственности на средства производства и директивном планировании проблема решается путем применения прямых регуляторов, т.е. установления жестких, единых по стране систем оплаты труда, тарифных ставок и должностных окладов, правом изменения которых обладают только центральные органы управления.

В рыночной экономике  государство также на основе макроэкономических показателей развития рассчитывает величину средней заработной платы по народному хозяйству.

В большинстве государств мира действуют две модели поведения при формировании политики оплаты труда2.

1. Модель вспомогательной  роли государства, которая включает:

  • принятие минимально защищающего законодательства (в основном при определении минимального уровня заработной платы);
  • создание благоприятных условий и участие государственных институтов (учреждений) при разрешении трудовых споров;
  • оказание опосредованного воздействия на процесс переговоров по заключению коллективных договоров, т.е. моральное убеждение сторон в необходимости установления размера оплаты труда исходя из национальных интересов и общего благополучия нации.

В соответствии с этой моделью органы, представляющие рабочих  и работодателей, решают вопросы оплаты труда через свободные переговоры при заключении коллективных договоров (тарифных соглашений) на уровне отдельных предприятий, отраслей и народного хозяйства в целом.

2. Модель корпоратизма (трипартизма) предусматривает вовлечение государством лидеров групп с особыми социальными интересами (работодатели и профсоюзы) в формирование политики оплаты труда в обмен на гарантии, что они будут обеспечивать согласованную в ходе трехсторонних переговоров (государство, работодатели, профсоюзы) политику. Т.е. политика в области заработной платы является результатом согласия между государством и организациями, которые монопольно представляют некоторые функциональные интересы. Такой подход сосредоточивает внимание на консенсусе, а не на конфликтах и во многом базируется на доверии между участниками переговоров.

Объективной необходимостью и важным фактором повышения эффективности производства является создание у трудоспособных граждан высоких мотивов и стимулов к труду. Достигается это в основном путем широкой дифференциации оплаты труда исходя из уровня квалификации и личного трудового вклада в производство. Для решения такой весьма сложной задачи хозяйственные субъекты могут самостоятельно разрабатывать и устанавливать формы и системы оплаты труда, критерии оценки трудового вклада соответствующих исполнителей. Для тех предприятий, организаций, учреждений, финансирование которых осуществляется из бюджета, данные функции возложены на органы государственного управления.

Центральным звеном в  регулировании оплаты труда является тарифная система. Она состоит из Единой тарифной сетки (ЕТС) и рассчитываемых на ее основе тарифных ставок и окладов работников по профессионально-квалификационным группам, а также тарифно-квалификационных справочников. Тарифная ставка первого разряда не может быть ниже минимальной заработной платы, устанавливается правительством и служит основой для дифференциации оплаты труда работников по профессионально-квалификационным группам.

На основе ЕТС обеспечивается дифференциация оплаты труда в зависимости от следующих факторов:

  • сложность (квалификация) труда в пределах одной профессии, должности (внутрипрофессиональная, внутридолжностная дифференциация);
  • содержание и характер труда рабочих, технических исполнителей, руководителей подразделений административно-хозяйственного обслуживания, специалистов, руководителей предприятий, учреждений и организаций, функциональных и производственных подразделений (междолжностная дифференциация);
  • общие условия труда, сложность выпускаемой продукции (услуг), социально-бытовые условия, режимы труда и отдыха и другие специфические факторы, характерные для отрасли (подотрасли), видов деятельности и т.п. (межотраслевая дифференциация).

 

1.5. Баланс денежных  доходов и расходов населения,  его роль и методика разработки

 

Баланс денежных доходов и расходов населения относится к числу  наиболее важных балансов, используемых в прогнозировании и планировании экономического и социального развития. Он отражает денежный оборот между населением, с одной стороны, и предприятиями, учреждениями, организациями – с другой. Используется баланс для установления в планах-прогнозах правильных соотношений между величиной денежных средств, товарных ресурсов, объемом платных услуг, сбережениями, достижения устойчивости денежного обращения и соответствующего регулирующего воздействия со стороны органов управления. Схема баланса денежных доходов и расходов населения приведена в таблице  1.

Разрабатывается баланс в целом по областям, районам, городам  и социальным группам населения, что позволяет отразить экономические отношения между государством и населением, а также между отдельными социальными группами.

Таблица 1 – Баланс денежных доходов и расходов населения3

Доходы 

Расходы и сбережения

Оплата труда рабочих, служащих и других категорий

 

Доходы от продажи продуктов  сельского хозяйства

 

Социальные трансферты

 

Поступления от финансовой системы

 

Доходы от собственности

Покупка товаров

 

 

Оплата услуг и другие расходы

 

 

Обязательные платежи и добровольные взносы

 

Покупка жилых помещений

 

Прирост вкладов, приобретение ценных бумаг, покупка валюты

Всего денежных доходов

Всего денежных расходов и сбережений

Превышение расходов над доходами

Превышение доходов над расходами

Баланс 

Баланс 

Информация о работе Прогнозирование уровня и качества жизни населения Кировской области