Прибыль, как объект статистического изучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объём и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчёта, интенсификацию производства.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………….…..2
1. Теоретическая часть …………………………………………………………………3
1.1 Прибыль как объект статистического изучения....……..………………..…...3
1.2 Статистические показатели, характеризующие прибыль ……………………5
1.3 Индексный метод в изучении прибыли …………………………………….....9
2. Расчетная часть……………………………………………………………………..13
Заключение …………………………………………………………………………….39
Список использованной литературы ………………………………………………...41
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 300.23 Кб (Скачать)

Групповые средние  значения получаем из таблицы 3 (графа 4), основываясь на итоговых строках «Всего». Построенную аналитическую группировку представляет табл. 8.

Таблица 8

Зависимость суммы прибыли  от затрат на производство и реализацию продукции

Номер группы

Группы предприятий по затратам на производство и реализацию продукции,

млн руб.,

х

Число предприятий fj

Прибыль от продаж,

млн руб.

всего

в среднем на одно предприятие 

1

2

3

4

5=4:3

1

20 – 24

5

35,80

7,16

2

24 – 28

6

43,20

7,20

3

28 – 32

8

44,10

5,51

4

32 – 36

6

27,00

4,50

5

36 – 40

5

18,40

3,68

 

Итого

30

168,50

5,61


Вывод. Анализ данных табл. 8 показывает, что с увеличением затрат на производство и реализацию продукции уменьшается прибыль от продаж, что свидетельствует о наличии обратной корреляционной связи между исследуемыми признаками.

2. Измерение тесноты и силы  корреляционной связи с использованием  коэффициента детерминации и  эмпирического корреляционного  отношения

Для измерения  тесноты и силы связи между  факторным и результативным признаками рассчитывают специальные показатели – эмпирический коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение .

Эмпирический коэффициент  детерминации оценивает силу связи, определяя, насколько вариация результативного признака Y объясняется вариацией фактора Х (остальная часть вариации Y объясняется вариацией прочих факторов). Показатель рассчитывается как доля межгрупповой дисперсии в общей дисперсии по формуле

,                                                               (9)

где  – общая дисперсия признака Y,

        – межгрупповая (факторная) дисперсия признака Y.

Значения показателя изменяются в пределах . При отсутствии корреляционной связи между признаками Х и Y имеет место равенство =0, а при наличии функциональной связи между ними - равенство =1.

Общая дисперсия характеризует вариацию результативного признака, сложившуюся под влиянием всех действующих на Y факторов (систематических и случайных). Этот показатель вычисляется по формуле

,                                                        (10)

где  yi – индивидуальные значения результативного признака;

        – общая средняя значений результативного признака;

         n – число единиц совокупности.

Общая средняя  вычисляется как средняя арифметическая простая по всем единицам совокупности:

                                                               (11)

или как средняя взвешенная по частоте групп интервального ряда:

                                                         (12)

Для вычисления удобно использовать формулу (11), т.к. в табл. 8 (графы 3 и 4 итоговой строки) имеются значения числителя и знаменателя формулы.

Расчет  по формуле (11):

Для расчета  общей дисперсии  применяется вспомогательная таблица 12.

Таблица 12

Вспомогательная таблица для расчета общей  дисперсии

Номер

предприятия п/п

Прибыль, млн руб.

1

2

3

4

5

1

5,0

-0,617

0,381

25,00

2

3,0

-2,617

6,849

9,00

3

4,6

-1,017

1,034

21,16

4

5,9

0,283

0,080

34,81

5

7,3

1,683

2,832

53,29

6

6,1

0,483

0,233

37,21

7

4,5

-1,117

1,248

20,25

8

8,0

2,383

5,679

64,00

9

3,2

-2,417

5,842

10,24

10

4,5

-1,117

1,248

20,25

11

4,4

-1,217

1,481

19,36

12

7,8

2,183

4,765

60,84

13

6,2

0,583

0,340

38,44

14

5,8

0,183

0,033

33,64

15

6,9

1,283

1,646

47,61

16

3,8

-1,817

3,301

14,44

17

4,7

-0,917

0,841

22,09

18

5,8

0,183

0,033

33,64

19

6,3

0,683

0,466

39,69

20

5,6

-0,017

0,000

31,36

21

6,5

0,883

0,780

42,25

22

6,8

1,183

1,399

46,24

23

4,2

-1,417

2,008

17,64

24

4,0

-1,617

2,615

16,00

25

4,5

-1,117

1,248

20,25

26

5,0

-0,617

0,381

25,00

27

5,7

0,083

0,007

32,49

28

5,1

-0,517

0,267

26,01

29

5,8

0,183

0,033

33,64

30

11,5

5,883

34,610

132,25

Итого

168,5

-

81,682

1028,09


 

Расчет общей дисперсии по формуле (10):

Общая дисперсия может  быть также рассчитана по формуле

,

где – средняя из квадратов значений результативного признака,

      – квадрат средней величины значений результативного признака.

Для демонстрационного  примера 

Тогда

Межгрупповая  дисперсия измеряет систематическую  вариацию результативного признака, обусловленную влиянием признака-фактора Х (по которому произведена группировка). Воздействие фактора Х на результативный признак Y проявляется в отклонении групповых средних от общей средней . Показатель вычисляется по формуле

,                                                (13)

где     –групповые средние,

 – общая средняя,

–число единиц в j-ой группе,

k – число групп.

Для  расчета  межгрупповой  дисперсии  строится  вспомогательная таблица 13 При этом используются  групповые средние значения из табл. 8 (графа 5).

Таблица 13

Вспомогательная таблица для расчета межгрупповой дисперсии

Группы предприятий по затратам на производство и реализацию продукции,

млн руб.

Число предприятий,

Среднее значение

в группе

1

2

3

4

5

20 – 24

5

7,16

1,543

11,904

24 – 28

6

7,20

1,583

15,035

28 – 32

8

5,51

-0,107

0,092

32 – 36

6

4,50

-1,117

7,486

36 – 40

5

3,68

-1,937

18,760

Итого

30

5,61

-

53,277


Расчет межгрупповой дисперсии по формуле (13):

Расчет эмпирического  коэффициента детерминации по формуле (9):

  

или 65,3%

Вывод. 65,3% вариации суммы прибыли от продаж обусловлено вариацией затрат на производство и реализацию, а 34,7% – влиянием прочих неучтенных факторов.

Эмпирическое  корреляционное отношение оценивает тесноту связи между факторным и результативным признаками и вычисляется по формуле

                                                                     (14)

Значение показателя изменяются в пределах . Чем ближе значение к 1, тем теснее связь между признаками. Для качественной оценки тесноты связи на основе служит шкала Чэддока (табл. 14):

Таблица 14

Шкала Чэддока

h

0,1 – 0,3

0,3 – 0,5

0,5 – 0,7

0,7 – 0,9

0,9 – 0,99

Характеристика

силы связи

Слабая

Умеренная

Заметная

Тесная

Весьма тесная


Расчет эмпирического  корреляционного отношения  по формуле (14):

 

Вывод. Согласно шкале Чэддока связь между затратами на производство и реализацию и суммой прибыли от продаж является тесной.

3. Оценка статистической значимости  коэффициента детерминации 

.

Показатели  и рассчитаны для выборочной совокупности, т.е. на основе ограниченной информации об изучаемом явлении. Поскольку при формировании выборки на первичные данные могли  иметь воздействии какие-либо случайные факторы, то есть основание полагать, что и полученные характеристики связи  , несут в себе элемент случайности. Ввиду этого, необходимо проверить, насколько заключение о тесноте и силе связи, сделанное по выборке, будет правомерными и для генеральной совокупности, из которой была произведена выборка.

Проверка  выборочных показателей на их неслучайность осуществляется в статистике с помощью тестов на статистическую значимость (существенность) показателя. Для проверки значимости коэффициента детерминации  служит дисперсионный F-критерий Фишера, который рассчитывается по формуле

                                    ,

где  n – число единиц выборочной совокупности,

    m – количество групп,

       – межгрупповая дисперсия,

      – дисперсия j-ой группы (j=1,2,…,m),

       – средняя арифметическая групповых дисперсий.

Величина  рассчитывается, исходя из правила сложения дисперсий:

                                     ,

где – общая дисперсия.

Для проверки значимости показателя рассчитанное значение F-критерия Fрасч сравнивается с табличным Fтабл для принятого уровня значимости и параметров k1, k2, зависящих от величин n и m : k1=m-1, k2=n-m. Величина Fтабл для значений , k1, k2 определяется по таблице распределения Фишера, где приведены критические (предельно допустимые) величины F-критерия  для различных комбинаций  значений  , k1, k2. Уровень значимости в социально-экономических исследованиях обычно принимается равным 0,05 (что соответствует доверительной вероятности Р=0,95).

Если Fрасч>Fтабл , коэффициент детерминации признается статистически значимым, т.е. практически невероятно, что найденная оценка обусловлена только стечением случайных обстоятельств. В силу этого, выводы о тесноте связи изучаемых признаков,  сделанные на основе выборки, можно распространить на всю генеральную совокупность.

Если Fрасч<Fтабл, то показатель считается статистически незначимым и, следовательно, полученные оценки силы связи признаков относятся только к выборке, их нельзя распространить на генеральную совокупность.

Фрагмент  таблицы Фишера критических величин  F-критерия для значений =0,05; k1=3,4,5; k2=24-35 представлен ниже:

 

 

k2

k1

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

3

3,01

2,99

2,98

2,96

2,95

2,93

2,92

2,91

2,90

2,89

2,88

2,87

4

2,78

2,76

2,74

2,73

2,71

2,70

2,69

2,68

2,67

2,66

2,65

2,64

5

2,62

2,60

2,59

2,57

2,56

2,55

2,53

2,52

2,51

2,50

2,49

2,48

Информация о работе Прибыль, как объект статистического изучения