Прибыль, как объект статистического изучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объём и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчёта, интенсификацию производства.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………….…..2
1. Теоретическая часть …………………………………………………………………3
1.1 Прибыль как объект статистического изучения....……..………………..…...3
1.2 Статистические показатели, характеризующие прибыль ……………………5
1.3 Индексный метод в изучении прибыли …………………………………….....9
2. Расчетная часть……………………………………………………………………..13
Заключение …………………………………………………………………………….39
Список использованной литературы ………………………………………………...41
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 300.23 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение …………………………………………………………………………….…..2

1. Теоретическая часть …………………………………………………………………3

1.1 Прибыль как объект статистического  изучения....……..………………..…...3

1.2 Статистические показатели, характеризующие  прибыль ……………………5

1.3 Индексный метод в изучении  прибыли …………………………………….....9

2. Расчетная  часть……………………………………………………………………..13

Заключение …………………………………………………………………………….39

Список использованной литературы ………………………………………………...41

Приложение

 

 

Введение

В условиях рыночной экономики прибыль –  важнейший оценочный показатель деятельности предприятия в области  предпринимательства и бизнеса.

Как экономическая  категория она характеризует  финансовый результат предпринимательской  деятельности предприятий. Прибыль  является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объём и качество произведенной  продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Прибыль  оказывает стимулирующее воздействие  на укрепление коммерческого расчёта, интенсификацию производства.

Прибыль является не только источником обеспечения  внутрихозяйственных потребностей предприятий, но и приобретает всё  большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и  благотворительных фондов.

Каждый  предприниматель, каждый трудовой коллектив  стремится увеличить прибыль, так  как она является источником материального  благосостояния, социального и производственного  развития. Для этого необходимо чётко  представлять, от чего она зависит, какие основные факторы и параметры  оказывают  на неё своё влияние, каково количественное  влияние каждого  из них на конечный результат деятельности предприятия.

Все вышеперечисленные  факторы и обуславливают актуальность темы данной курсовой работы.

Цель  данной курсовой работы состоит в  том, чтобы на основе изученной литературы раскрыть сущность прибыли, привести систему  статистических показателей, характеризующих  прибыль, описать использование  индексного метода в изучении прибыли  и провести необходимые статистические расчеты.

Все статистические расчеты, а также таблицы и  графики были выполнены с использованием программы  Microsoft Excel 2007.

 

1. Теоретическая часть

1.1. Прибыль, как объект статистического  изучения

Прибыль - абсолютный показатель, обозначающий эффект предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики.

Прибыль измеряется на двух уровнях:

  • на уровне предприятия - сюда относится только прибыль предприятия (затраты на амортизацию, зарплату - чистые затраты - входят в себестоимость продукции), т.о., прибыль на предприятии - это часть вновь созданного продукта, которая зависит от предпринимателя;
  • на уровне национальной экономики - это ВВП, т.е. доходы от владения факторов производства: амортизационные отчисления, зарплата, прибыль.

Главное предназначение прибыли в  современных условиях хозяйствования – отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено  тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с  производством и реализацией  своей продукции и выступающих  в форме себестоимости, общественно  необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют  о снижении индивидуальных затрат предприятия  на производство и реализацию продукции.

В современных условиях повышается значение прибыли как объекта  распределения, созданного в сфере  материального производства чистого  дохода между предприятиями и  государством, различными отраслями  народного хозяйства и предприятиями  одной отрасли, между сферой материального  производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и  его работниками.

Как важнейшая категория рыночных отношений, прибыль выполняет определенные функции.

Во-первых, прибыль характеризует  конечный финансовый результат предпринимательской  деятельности предприятия. Она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем  и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы предприятия. Прибыль оказывает также стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей  функцией. Ее содержание состоит в  том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

Рост прибыли определяет рост потенциальных  возможностей предприятия, повышает степень  его деловой активности, создает  финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения  проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Она  позволяет осуществлять капитальные  вложения в производство (тем самым  расширяя и обновляя его), внедрять нововведения, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать мероприятия  по его научно-техническому развитию. Помимо этого прибыль является важным фактором в оценке потенциальным  инвестором возможностей компании, служит показателем эффективного использования  ресурсов, т.е. необходима для оценки деятельности фирмы и ее возможностей в будущем.

В-третьих, прибыль является одним  из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в  бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями  используется для финансирования и  удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, социальных и других программ, принимает участие в формировании бюджетных и благотворительных фондов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.

Экономико-статистическое изучение прибыли  охватывает построение и уяснение сущности показателей уровня, динамики, степени  выполнения плана, а также характеристику структуры распределения прибыли  и факторный анализ. Последнее  имеет особенно важное значение, поскольку вскрывает внутренние резервы и тенденции хозяйственного развития, что позволяет принять правильные управленческие решения.

Основными задачами статистического  изучения прибыли являются:

  • анализ структуры формирования и распределения прибыли;
  • вычисление показателей прибыли от реализации, балансовой прибыли и чистой прибыли;
  • вычисление показателей уровня рентабельности реализованной продукции и уровней общей и расчетной рентабельности предприятия;
  • изучение выполнения плана и динамики прибыли и рентабельности;
  • анализ факторов изменения прибыли и рентабельности.

1.2 Статистические показатели, характеризующие  прибыль

В отечественной  экономической литературе, посвященной  теоретическим и практическим вопросам организации финансов предприятий, применяется следующая система абсолютных показателей, отражающих разные виды прибыли и их состав: балансовая прибыль, прибыль от реализации, валовой доход (выручка), прибыль от реализации основных фондов и иного имущества (от прочей реализации), чистая прибыль

Конечный  финансовый результат деятельности предприятия – это балансовая прибыль (убыток). Балансовая прибыль состоит из прибыли от реализации, доходов

от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Расчет балансовой прибыли можно представить следующим образом:1

ПБ = ПР + ПВН,

где ПБ –  балансовая прибыль (убыток);

ПР – прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг);

ПВН –  доходы и расходы по внереализационным операциям.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) составляет, как правило, наибольшую часть всей балансовой прибыли предприятия. Определяют ее как разность между  выручкой от реализации продукции по оптовым ценам предприятия (без  НДС) и ее полной себестоимостью. Если себестоимость продукции превышает  ее стоимость в оптовых ценах, то результатом производственной деятельности предприятия будет убыток. Расчет прибыли от реализации продукции  может быть представлен в виде формулы

ПР = ВД – Зпр  –  НДС,

где ВД –  валовой доход (выручка) от реализации продукции (работ, услуг) в действующих  оптовых ценах;

Зпр – затраты на производство и реализацию продукции (полная себестоимость продукции);

НДС –  налог на добавленную стоимость.

В валовом  доходе находят выражение завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств в денежную наличность и начало нового их оборота. Валовой доход характеризует также финансовые результаты деятельности предприятия. На производственных предприятиях выручка складывается из сумм, поступивших в оплату продукции, работ, услуг на счета предприятия в учреждениях банков или непосредственно в кассу предприятия. Предприятиями торговли и общественного питания валовой доход от реализации товаров определяется как разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров. Для нехозрасчетных организаций валовой доход – это доход от хозяйственной и иной коммерческой деятельности.2

Затраты на производство (Зпр) реализованной продукции (работ, услуг) включают полную фактическую себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), т.е. стоимость сырья, расходы на оплату труда производственных рабочих, а также накладные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства: на содержание управленческого персонала, аренду, электроэнергию, техническое обслуживание и текущий ремонт. Вычитая все эти расходы из выручки от реализации, получим прибыль от реализации продукции (работ, услуг), т.е. прибыль от производственной деятельности.

Прибыль (убыток) от прочей реализации – это  сальдо прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг) подсобных, вспомогательных  и обслуживающих производств, не включаемой в объем реализации основной товарной продукции. Здесь же отражаются финансовые результаты реализации излишних и неиспользуемых материальных ценностей. Они определяются как разность между продажной (рыночной) ценой имущества и первоначальной или остаточной стоимостью имущества, скорректированной на индекс инфляции.

Чистая  прибыль (ЧП) – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Она определяется как разница между облагаемой налогом балансовой прибылью (ПБ') и величиной налогов с учетом льгот (Н')3:

ЧП = ПБ' – Н'.

Этой прибылью предприятие может  распоряжаться по собственному усмотрению, например, направлять на производственное развитие, социальное развитие, поощрение  работников и дивиденды по акциям. Нераспределенная прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, направляется на увеличение собственного капитала фирмы и может быть перераспределена в резервный фонд - фонд непредвиденных потерь, убытков, накопительный фонд - формирование средств для производственного развития, фонд потребления - средства для премирования сотрудников, оказание материальной помощи, фонд соц. развития - на различные праздничные мероприятия.

Показатели  прибыли характеризуют абсолютную эффективность хозяйственной деятельности предприятия.

Наряду  с абсолютным показателем объема прибыли в финансовой статистике широко применяется относительный  показатель – рентабельность, который  в общем, виде характеризует прибыльность работы предприятия. Этот показатель представляет собой обобщение различных качественных и количественных параметров работы хозяйствующего субъекта. Его величина зависит от роста объема производства, производительности, снижения себестоимости  и др., поэтому его следует рассматривать  в качестве важнейшего индикатора для  оценки экономической эффективности  работы.

Общая рентабельность рассчитывается как отношение общей  суммы балансовой прибыли к среднегодовой  стоимости основных производственных средств:

Ро =Пб /Ф*100% ,

где Пб – общая сумма балансовой прибыли; 
Ф - среднегодовая стоимость основных производственных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств.

В отличие  от показателя общей рентабельности, отражающего эффективность авансированных ресурсов, в рентабельности реализованной  продукции отражается эффективность  текущих затрат. Этот показатель определяется как отношение величины прибыли  от реализованной продукции к  себестоимости реализованной продукции.

Информация о работе Прибыль, как объект статистического изучения