Показатели социальной инфраструктуры, показатели объема, структуры и уровня потребления населением материальных благ и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 15:36, контрольная работа

Краткое описание

Важными задачами, которые обычно ставятся перед исполнителями при прогнозировании и планировании, разработке соответствующей концепции, программы, мероприятия, является сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики, достаточного уровня доходов и социальной защищенности населения, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей в масштабах региона, государства и с внешним миром.

Оглавление

Введение стр.3
Задание 1. Теоретическая часть. стр. 4
Заключение стр.21
Задание 2. Практическая. Решение задач. стр. 22
Список используемых источников стр. 27

Файлы: 1 файл

Показатели социальной инфраструктуры, показатели объема, структуры и уровня потребления населением материальных благ и услуг.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение                                                                                         стр.3

Задание 1. Теоретическая часть.      стр. 4 

Заключение                                                                                   стр.21

Задание 2. Практическая. Решение задач.    стр. 22

Список используемых источников                      стр. 27

Введение

Ведущие страны рыночной экономики большое внимание уделяют  эффективному функционированию таких  отраслей, как образование, культура, здравоохранение, туризм и отдых, жилищно-коммунальное хозяйство, экология. Совокупность этих отраслей обычно определяется как социальная сфера. По мере развития рыночной экономики значение социальной сферы постоянно возрастает.

Обоснование направлений  социально-экономического прогнозирования заключается в том, что бы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой – способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде.

Актуальность данной темы заключается в том, что в  стране еще не достаточно полно на практике отражаются те социальные гарантии, о которых говорит Конституция.

Современные условия  хозяйствования требуют максимального  расширения сферы и совершенствования  методов прогнозирования и планирования. Чем выше качество прогнозов и  планов, тем более весомым будет их вклад в общественное развитие.

Важными задачами, которые  обычно ставятся перед исполнителями  при прогнозировании и планировании, разработке соответствующей концепции, программы, мероприятия, является сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики, достаточного уровня доходов и социальной защищенности населения, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей в масштабах региона, государства и с внешним миром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1. Теоретическая часть – «Показатели  социальной  инфраструктуры,  показатели  объема,  структуры и уровня потребления населением материальных благ и услуг». Показатель — это качественно-количественное представление объекта: социально-экономического процесса, явления. Качественная сторона показателя отражает сущность и принадлежность объекта по месту и времени, а количественная — придает объекту количественную определенность.

Количественные показатели характеризуют  непосредственно количественные результаты производства или развития отраслей социальной инфраструктуры. Они могут быть объемными и сетевыми. Объемные показатели отражают процессы производства: объем производимой продукции, капитальных работ и т.д. Сетевые — развитие социальной инфраструктуры, например, сети дошкольных учреждений, учебных заведений, больниц, аптек и т.д.

Регулирование и стратегическое планирование социального развития и повышения уровня жизни.

В системе внутренней политики государства особое место  занимает социальная политика.

Социальная  политика — особый аспект внутренней политики, целью и содержанием которого является регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми.

Важнейшее свойство политики состоит в том, чтобы в концентрированной форме выражать потребности, интересы социальных групп, классов, партий, поэтому социальная политика есть не что иное, как концентрированное воплощение потребностей, интересов людей в области социальных отношений и условий их жизнедеятельности.

Социальные отношения  возникают и развиваются между людьми в процессе их общения между собой. Это общение приобретает различные формы: а) между социальными группами; б) между классами; в) между нациями; г) внутри социальных групп, классов и наций; д) между семьями и внутри них.

Условия жизнедеятельности людей — это материальные и духовные блага, сферы деятельности, необходимые для их существования и развития. Таким образом, социальная политика — это

политика, обращенная непосредственно  к населению: классам, нациям, социальным группам и слоям населения, к семье, личности. Поэтому можно говорить о том, что главным объектом социальной политики является население страны, выступающее в качестве потребительной силы общества, субъекта потребностей и потребления.

Все виды политики государства  тесно связаны между собой. Особое значение для развития общества имеет диалектическая взаимосвязь между экономической и социальной политикой. Она находит свое конкретное появление в следующих двух моментах: а) экономическая политика имеет своим конечным итогом регулирования деятельности людей по созданию материальных и духовных благ как важнейшего условия роста народного благосостояния; б) социальная политика связана с воздействием на отношения между людьми по использованию ими материальных и духовных благ, т.е. по использованию условий жизни и всестороннего совершенствования всех членов общества исходя из принципов социальной справедливости. Таким образом, то, что для одной политики является итогом, то для другой — исходным пунктом.

В условиях рыночной экономики социальная политика имеет целью создание необходимых предпосылок для удовлетворения населением страны его основных потребностей и обеспечение социального мира в обществе, консенсуса между его различными социальными группами, классами и нациями. Без эффективной реализации этой стратегической задачи невозможно нормальное функционирование рыночного хозяйства, предотвращение и сглаживание социальных конфликтов в обществе.

Для того, чтобы социальная политика государства могла быть полностью реализована, она должна разрабатываться на основе учета требований следующих основополагающих принципов: во-первых, на принцип экономической свободы человека и признания права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию, базирующейся на социальном партнерстве; во-вторых, на принцип доверия к регулирующей роли рынка (спрос и предложение, свободное ценообразование и конкуренция определяют положение на рынке); в-третьих, на принцип ответственности государства за игру рыночных сил, за выработку и соблюдение правил игры, за создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни; в-четвертых, на принцип большей загрузки наиболее трудоспособных, чтобы помочь менее трудоспособным; в-пятых, на принцип участия работников в управлении производством, общественной и государственной жизнью.

Социальная политика государства в социальном рыночном хозяйстве должна формироваться таким образом, чтобы: во-первых, обеспечить рост доходов населения в соответствии с его трудовым вкладом и располагаемом им капиталом; во-вторых, предотвратить социальное иждивенчество, путем повышения экономической и социальной ответственности всех членов общества; в-третьих, создать механизм социальной защиты населения.

Стратегия и тактика современной социальной политики Российской Федерации содержится в программе социальных реформ:

В ней выделены следующие  стратегические цели социальной политики:

  • достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;
  • обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
  • гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
  • переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
  • нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;
  • существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Необходимыми условиями  достижения указанных целей, являются:

  1. Восстановление роли доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников.
  2. Обеспечение справедливого распределения доходов, на основе использования новой системы налогового законодательства, введение эффективного контроля за реальными доходами, получаемыми населением.
  3. Стимулирование использования доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально-значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования.
  4. Проведение взвешенной политики занятости, намечающей с одной стороны, недопущение массовой безработицы, а с другой, — не препятствовать высвобождению излишков рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.
  5. Усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий.
  6. Создание полноценных условий жизнедеятельности семьи, женщин, молодежи, улучшение условий жизнеобеспечения детей.
  7. Повышение роли социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков.
  8. Стабильное финансирование отраслей социальной инфраструктуры и социальных программ, гарантирование всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и спорта.

Экономическим фундаментом  целей и мероприятий стратегии  социальной политики должны явиться  предусматриваемые в планируемой перспективе ежегодный рост валового внутреннего продукта и инвестиций в основной капитал, наращивание объемов производства в, важнейших отраслях национальной экономики, дальнейшее снижение уровня инфляции и дефицита государственного бюджета, укрепление позиций рубля, увеличение доли расходов на конечное потребление домашних хозяйств в используемом ВВП.

Стратегия социальной политики Российской Федерации имеет свою, строго определенную тактику, то есть, выявление стратегических установок на отдельные этапы, постановку задач, определяющих содержание каждого этапа и путей их решения.

В соответствии с программой социальных реформ в России, намеченные цели социальной политики планируется  достигнуть в два этапа.

Главные задачи первого  этапа носят достаточно локальный характер. Это: стабилизация уровня жизни населения, постепенное сокращение масштабов бедности, уменьшение разрыва в уровне жизни между различными категориями населения, недопущение массовой безработицы, усиление защиты трудовых и социальных прав граждан. Решению этих задач должна способствовать реализация таких мер как: ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; упорядочение действующей системы льгот и компенсаций, повышение обоснованности их предоставления; формирование системы государственных минимальных социальных стандартов; законодательное закрепление порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета, исходя из реально складывающихся расходов на продовольственные и непродовольственные товары, жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, медицинские и другие услуги; предотвращения массовой безработицы в регионах с критической ситуацией на рынке труда.

Второй этап должен протекать в более благоприятных экономических условиях. Имеются предпосылки, что российская экономика начнет динамично развиваться, в результате чего появятся: материальные и финансовые возможности для увеличения расходов на социальные нужды; предпосылки для реального роста денежных доходов населения, искоренения массовой бедности, обеспечения оптимального уровня занятости. На этом этапе намечается решить следующий комплекс задач: повысить минимальные государственные гарантий заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума соответствующих групп населения, ввести новый стандарт оплаты труда — часовую тарифную ставку; на основе социального партнерства внедрить механизм тарифного регулирования заработной платы во внебюджетном секторе экономики, приблизить уровень оплаты труда работников бюджетной сферы к уровню заработной платы в производственных отраслях, пересмотрев в этих целях Единую тарифную сетку; изменить систему налогообложения индивидуальных денежных доходов населения в направлении, обеспечивающем более справедливое распределение доходов и уменьшение их дифференциации; начать реализацию комплексной программы создания и сохранения рабочих мест; создать полноценную систему защиты трудовых прав граждан на основе нового Трудового кодекса; приступить к широкомасштабной пенсионной реформе; начать реформирование системы социального страхования, ввести в действие новый механизм страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; усовершенствовать порядок формирования бюджетных расходов на социальные нужды на основе введения государственных минимальных социальных стандартов.

Информация о работе Показатели социальной инфраструктуры, показатели объема, структуры и уровня потребления населением материальных благ и услуг