Объемные и качественные показатели

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 13:16, контрольная работа

Краткое описание

1.Методы подхода к прогноз.и планир.деят.пред-ия.

2.Ресурсный и затратный подход к оценке эффект-сти деят.предприят.
7.Экономич.методы управления товарн.запасами торговой деятельности
13.Влияние эффект-ти исползован.ресурсов на результаты деят.пред-я.

Файлы: 1 файл

планирование....docx

— 49.58 Кб (Скачать)

1.Методы  подхода к прогноз.и планир.деят.пред-ия.

1 вопрос. Прогнозирование: сущность, виды, методы

Прогнозирование как любая хозяйственная деятельность осуществляется на основе упорядоченных  правил и концентрируется н решении целевых задач, вытекающих из цели предпринимательства

Прогнозирование - это система количественных и  качественных предплановых изысканий, направленных на выяснение возможного состояния и результатов деятельности предприятия в будущем. На основе прогнозов определяется возможность (вероятность) достижения поставленных целей. В прогнозах указывается  вероятная степень возможного отклонения от тех или иных целей в зависимости  от способа будущих действий и  влияния различных внешних научно-технических, природно-климатических, социально-экономических  и политических факторов (рис.). Прогнозы учитывают требования плана, но являются самостоятельной формой предвидения  объективного процесса и возможного конечного результата реализации поставленной цели по времени (годы, месяцы) и ресурсам, выраженным в деньгах.

 
Цель  = Опыт, интуиция,

желаемый результат,

необходимые действия

= X  
           
Прогноз = Цель + Информация, объективные  факторы, необходимые действия = X ± Y  
               

Рис. Вероятный  целевой результат (X) и возможные  отклонения (Y) от желаемого результата (по времени и ресурсам)

Начальным этапом экономического прогноза на предприятии  является определение социально-экономического заказа на выпускаемую продукцию  и выявление на рынке спроса. В  самом общем плане социально-экономический  заказ характеризуется тем, что  помимо детерминированных потребностей общества в отдельных продуктах  он содержит и ограничения со стороны  ресурсов, которые потребители могут  затратить на приобретение, а предприятие - выделить на производство продукции  для удовлетворения этих потребностей. Связь «потребность - ресурсы» должна быть учтена уже на первой стадии прогнозирования.

Определяя конкретные пути и направления развития предприятия  и сроки осуществления конкретных проектов в рассматриваемой области  производства, прогнозирование делится  на две ветви - экономическое и  научно-техническое прогнозирование.

Задачами экономического прогнозирования являются:

- предвидение  возможного наличия и распределения  ресурсов по различным секторам  экономики и направлениям, по  которым может действовать предприятие;

- определение  нижних и верхних границ получаемых  результатов на вложенный труд  и капитал по выбранным прогнозным  объектам;

- оценка максимально  возможного количества ресурсов, выделение которых для развития  предприятия в выбранном целевом  направлении оправдано для решения  соответствующей хозяйственной  и научно-технической проблемы, и  др.

В отличие от экономического научно-технический  прогноз определяет вероятное натурально-вещественное состояние прогнозируемого объекта. Взаимосвязь экономического и технического прогнозирования выглядит следующим  образом. Вначале разрабатываются  технические прогнозы, непосредственно  связанные с объектом экономического прогнозирования, выявляются и конкретизируются потребности рынка в нововведениях, которые являются составной частью рыночной конъюнктуры. Эти прогнозы могут увязываться с задачами повышения качества продукции, снижения ее себестоимости или, с возможностью увеличения объема производства. Исходя из конкретных потребностей рынка разрабатывайся прогнозы, описывающие область сбыта продукции и возможные методы (технология, организация) производства и развития самого объекта прогнозирования (рис.).

Экономические прогнозы могут разрабатываться  для предприятия в целом, а  также для отдельных его цехов  или видов продукции - в каждом случае используются определенные методы и конкретные показатели. Наиболее общими показателями, которые должен давать прогноз, являются:

- вероятность  достижения поставленной цели, в  рамках рассматриваемого в прогнозе  направления;

- капитальные  вложения, необходимые на программу  в целом и на каждом этапе  прогнозного периода;

- затраты труда  (в человеко-часах) в каждом  отдельном отрезке прогнозного  периода с выделением затрат  по категориям профессий;

- текущие издержки  производства на каждом этапе  прогнозного периода с выделением  издержек на различных стадиях  жизненного цикла изделий;

- прибыль предприятия,  получаемая в результате достижения  поставленной цели.

 
Технический прогноз   Экономический прогноз  
Основные  эксплуатационные

параметры нового изделия:

материалы, необходимые  для

производства;

оборудование, инструменты, которые потребуются для выпуска  изделия;

трудоемкость  изготовления изделия

  Потребность рынка  в новом 

изделии:

себестоимость изготовления

изделия;

цена изделия  на рынке;

объем инвестиций, необходимых для организации  производства

 
       
Технико-экономический  прогноз   Маркетинг  
       

Рис. Связь технического и экономического прогнозов

Основная функция  прогноза - обоснование возможного состояния объекта в будущем  и определение альтернативных путей  и сроков достижения поставленной цели. Прогноз носит вероятностный  характер, но обладает определенной степенью достоверности. На практике прогноз - это  предплановый документ, фиксирующий  вероятную степень достижения поставленной цели в зависимости от масштаба и  способа будущих действий. Методы прогнозирования можно разделить  на пассивные и активные. Пассивный прогноз основан на изучении экономических процессов, обладающих довольно выраженной инертностью; активный (или целевой) - основан на системе моделей и приемов, учитывающих возможность воздействия на общий ход экономических процессов.

Практическая  задача прогнозирования как одного из элементов хозяйственного управления сводится к определению реальности и целесообразности намеченной стратегии, поэтому прогнозирование имеет  значительное сходство с планированием. Однако планирование - это процесс  принятия и практического осуществления  управленческих решений, тогда как  задача прогнозирования - формирование возможных предпосылок принятия подобных решений. К функциям прогнозирования  можно отнести количественный и  качественный анализ тенденций и  вероятное альтернативное изменение  будущего развития предприятия с  учетом сложившихся тенденций и  поставленных целей, оценку возможностей и последствий активного воздействия на предвидимые процессы и тенденции. Система плановых показателей носит приказной характер и должна соответствовать требованиям управления, необходимости принятия обязательных адресных решений, тогда как прогноз, учитывая задачи управления, прежде всего, должен в максимальной степени соответствовать требованиям объективных процессов.

План и прогноз - это не два альтернативных подхода  к установлению перспектив экономического и технического развития, а взаимно  дополняющие друг друга стадии разработки хозяйственных планов при определяющей роли плана как главного инструмента  управления предприятием.

Прогноз подразумевает  только анализ внутренних возможностей предприятия. Для того чтобы прогноз  мог явиться основой разработки стратегического плана и организации  управления предприятием, он должен охватывать значительно более широкий круг вопросов, чем внутренняя деятельность предприятия, и в том числе:

- анализ развития  отрасли прогнозируемого направления  производства продукции, ее характеристику  и современное состояние спроса  и предложения;

- основные макротехнические и организационно-экономические проблемы и сроки их решения в отрасли, стране и за ее пределами;

- наличие материалов, технологии и оборудования, пригодных  для изготовления прогнозируемой  продукции;

- ожидаемый объем  производства целевой для предприятия  продукции у конкурентов и  будущая потребность в ней  на рынках;

- ожидаемую стоимость  разработки и производства этой  продукции и ее рыночную цену;

- мощность, необходимую  для эффективного изготовления  новой целевой продукции;

- потребность  в трудовых ресурсах и их  наличие с учетом изменения  структуры персонала, его квалификации  и ожидаемого роста производительности  труда;

- выявление перспективных  для предприятия технических  и хозяйственных решений, уже  подготовленных, но не получивших  широкого практического применения;

- оценку важности  проводящихся исследований, требующих  затрат для решения будущих  технических и хозяйственных  задач.

По структуре  и параметрам прогноз должен соответствовать  плану, т.е. давать однозначную оценку ожидаемого результата развития предприятия  в течение всего периода прогнозирования  и планирования.

Генетическое  и целевое прогнозирование. В  зависимости от внутренней и внешней  ситуации, а также целей, которые  определяет руководство предприятия, используются два подхода к разработке прогнозов:

1) генетический (исследовательский);

2) целевой (нормативный).

Задачи генетического  прогнозирования - выявление экономических  и производственно-технических закономерностей  и возможностей данного направления  производства исходя из естественной, присущей этому направлению логики развития; оценка возможных изменений  ассортимента, характеристик и объема выпускаемой продукции; определение  достижимых значений экономических  и технических параметров и показателей  новых изделий и сроков их выпуска.

Целевое прогнозирование  направлено на формулирование и конкретизацию  перспективных целей развития данного  предприятия и определение необходимых  средств и сроков для решения  отдельного комплекса и всех, вместе взятых задач перестройки производства, создания и освоения выпуска новых  изделий с необходимыми техническими и экономическими показателями в  требуемых объемах. Основой данного  прогноза являются установочная цель и требующиеся ее будущие параметры, на основании которых достигается  цель, и определяются возможные пути движения от настоящего к будущему.

В прогнозах, которые  разрабатываются на предприятиях, предусматривается, как правило, использование целевого подхода, т.е. ориентация на решение  стоящих перед предприятием социальных, экономических, технических, производственных и прочих задач, позволяющих определить и экономически обосновать его перспективную  политику. При этом не исключается  параллельное использование и генетического  подхода, на основе которого возможно получение более объективной  картины будущего, чем с помощью  целевого прогнозирования. Составление  и согласование прогнозов на базе указанных двух подходов способствует получению наиболее полного материала  для определения политики предприятия (рис.).

Сроки прогнозирования. По срокам прогнозы делятся на четыре группы:

1) оперативные  - со сроком до 3 - 6 месяцев от  начала отсчета прогноза;

2) краткосрочные - до одного года;

3) среднесрочные - до 2 - 3 лет;

4) долгосрочные - на период до 10 - 20 лет и более.

Как правило, чем  длительнее период, на который составляется прогноз, тем значитель-ней в будущем может быть отклонение фактических данных от прогнозируемых. Выбор периода прогнозирования определяется действием трех факторов:

- степенью риска  предприятия в случае принятия  ошибочного решения; 

- динамикой и  конъюнктурой рынка; 

Информация о работе Объемные и качественные показатели