Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 13:16, контрольная работа
1.Методы подхода к прогноз.и планир.деят.пред-ия.
2.Ресурсный и затратный подход к оценке эффект-сти деят.предприят.
7.Экономич.методы управления товарн.запасами торговой деятельности
13.Влияние эффект-ти исползован.ресурсов на результаты деят.пред-я.
1.Методы подхода к прогноз.и планир.деят.пред-ия.
1 вопрос. Прогнозирование: сущность, виды, методы
Прогнозирование
как любая хозяйственная
Прогнозирование
- это система количественных и
качественных предплановых изысканий,
направленных на выяснение возможного
состояния и результатов
Цель | = | Опыт, интуиция,
желаемый результат, необходимые действия |
= | X | |||
Прогноз | = | Цель | + | Информация, объективные факторы, необходимые действия | = | X ± Y | |
Рис. Вероятный целевой результат (X) и возможные отклонения (Y) от желаемого результата (по времени и ресурсам)
Начальным этапом
экономического прогноза на предприятии
является определение социально-
Определяя конкретные
пути и направления развития предприятия
и сроки осуществления
Задачами экономического прогнозирования являются:
- предвидение
возможного наличия и
- определение
нижних и верхних границ
- оценка максимально
возможного количества
В отличие от
экономического научно-технический
прогноз определяет вероятное натурально-
Экономические прогнозы могут разрабатываться для предприятия в целом, а также для отдельных его цехов или видов продукции - в каждом случае используются определенные методы и конкретные показатели. Наиболее общими показателями, которые должен давать прогноз, являются:
- вероятность
достижения поставленной цели, в
рамках рассматриваемого в
- капитальные вложения, необходимые на программу в целом и на каждом этапе прогнозного периода;
- затраты труда (в человеко-часах) в каждом отдельном отрезке прогнозного периода с выделением затрат по категориям профессий;
- текущие издержки
производства на каждом этапе
прогнозного периода с
- прибыль предприятия,
получаемая в результате
Технический прогноз | Экономический прогноз | ||
Основные
эксплуатационные
параметры нового изделия: материалы, необходимые для производства; оборудование, инструменты,
которые потребуются для трудоемкость изготовления изделия |
Потребность рынка
в новом
изделии: себестоимость изготовления изделия; цена изделия на рынке; объем инвестиций, необходимых для организации производства |
||
Технико-экономический прогноз | Маркетинг | ||
Рис. Связь технического и экономического прогнозов
Основная функция
прогноза - обоснование возможного
состояния объекта в будущем
и определение альтернативных путей
и сроков достижения поставленной цели.
Прогноз носит вероятностный
характер, но обладает определенной степенью
достоверности. На практике прогноз - это
предплановый документ, фиксирующий
вероятную степень достижения поставленной
цели в зависимости от масштаба и
способа будущих действий. Методы
прогнозирования можно
Практическая задача прогнозирования как одного из элементов хозяйственного управления сводится к определению реальности и целесообразности намеченной стратегии, поэтому прогнозирование имеет значительное сходство с планированием. Однако планирование - это процесс принятия и практического осуществления управленческих решений, тогда как задача прогнозирования - формирование возможных предпосылок принятия подобных решений. К функциям прогнозирования можно отнести количественный и качественный анализ тенденций и вероятное альтернативное изменение будущего развития предприятия с учетом сложившихся тенденций и поставленных целей, оценку возможностей и последствий активного воздействия на предвидимые процессы и тенденции. Система плановых показателей носит приказной характер и должна соответствовать требованиям управления, необходимости принятия обязательных адресных решений, тогда как прогноз, учитывая задачи управления, прежде всего, должен в максимальной степени соответствовать требованиям объективных процессов.
План и прогноз - это не два альтернативных подхода к установлению перспектив экономического и технического развития, а взаимно дополняющие друг друга стадии разработки хозяйственных планов при определяющей роли плана как главного инструмента управления предприятием.
Прогноз подразумевает
только анализ внутренних возможностей
предприятия. Для того чтобы прогноз
мог явиться основой разработки
стратегического плана и
- анализ развития
отрасли прогнозируемого
- основные макротехнические и организационно-экономические проблемы и сроки их решения в отрасли, стране и за ее пределами;
- наличие материалов,
технологии и оборудования, пригодных
для изготовления
- ожидаемый объем
производства целевой для
- ожидаемую стоимость
разработки и производства
- мощность, необходимую для эффективного изготовления новой целевой продукции;
- потребность
в трудовых ресурсах и их
наличие с учетом изменения
структуры персонала, его
- выявление перспективных
для предприятия технических
и хозяйственных решений, уже
подготовленных, но не получивших
широкого практического
- оценку важности проводящихся исследований, требующих затрат для решения будущих технических и хозяйственных задач.
По структуре
и параметрам прогноз должен соответствовать
плану, т.е. давать однозначную оценку
ожидаемого результата развития предприятия
в течение всего периода
Генетическое и целевое прогнозирование. В зависимости от внутренней и внешней ситуации, а также целей, которые определяет руководство предприятия, используются два подхода к разработке прогнозов:
1) генетический (исследовательский);
2) целевой (нормативный).
Задачи генетического
прогнозирования - выявление экономических
и производственно-технических
Целевое прогнозирование
направлено на формулирование и конкретизацию
перспективных целей развития данного
предприятия и определение
В прогнозах, которые разрабатываются на предприятиях, предусматривается, как правило, использование целевого подхода, т.е. ориентация на решение стоящих перед предприятием социальных, экономических, технических, производственных и прочих задач, позволяющих определить и экономически обосновать его перспективную политику. При этом не исключается параллельное использование и генетического подхода, на основе которого возможно получение более объективной картины будущего, чем с помощью целевого прогнозирования. Составление и согласование прогнозов на базе указанных двух подходов способствует получению наиболее полного материала для определения политики предприятия (рис.).
Сроки прогнозирования. По срокам прогнозы делятся на четыре группы:
1) оперативные - со сроком до 3 - 6 месяцев от начала отсчета прогноза;
2) краткосрочные - до одного года;
3) среднесрочные - до 2 - 3 лет;
4) долгосрочные - на период до 10 - 20 лет и более.
Как правило, чем длительнее период, на который составляется прогноз, тем значитель-ней в будущем может быть отклонение фактических данных от прогнозируемых. Выбор периода прогнозирования определяется действием трех факторов:
- степенью риска предприятия в случае принятия ошибочного решения;
- динамикой и конъюнктурой рынка;