Объемные и качественные показатели

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 13:16, контрольная работа

Краткое описание

1.Методы подхода к прогноз.и планир.деят.пред-ия.

2.Ресурсный и затратный подход к оценке эффект-сти деят.предприят.
7.Экономич.методы управления товарн.запасами торговой деятельности
13.Влияние эффект-ти исползован.ресурсов на результаты деят.пред-я.

Файлы: 1 файл

планирование....docx

— 49.58 Кб (Скачать)

- жизненным циклом  прогнозируемой продукции.

Степень риска  определяется величиной потерь средств  и времени, неизбежных из-за ошибок на стадии подготовки и принятия недостаточно обоснованных решений как при  задержке выхода на рынок с новыми изделиями, так и в случае освоения не нашедших спроса новых товаров. Эти  потери - следствие недостоверности  данных прогноза и маркетинга, не в  полной мере отражающих потенциал предприятия  и конъюнктуру рынка.

Конъюнктуру рынка  определяет спрос на реализуемые  товары. Скорость и амплитуда колебаний  рыночной конъюнктуры в значительной степени зависят от соотношения  спроса и предложения на изделия, а также от степени разнообразия этих изделий и покупательской способности  потребителей товара. Чем меньше спрос  отстает от предложения и беднее ассортимент товаров, тем стабильнее конъюнктура рынка, но одновременно тем в меньшей степени соблюдаются  интересы потребителя. Наиболее резкие колебания конъюнктуры наблюдаются  на рынках товаров массового потребления, менее резкие - на рынках товаров  производственного назначения.

Методы прогнозирования. Наиболее известными и распространенными  методами прогнозирования являются следующие:

- экспертные  оценки, основу которых составляют  упорядоченные мнения высококвалифицированных  специалистов-экспертов;

- экстраполяция,  или статистические методы, основанные  на обработке ретроспективных  данных об объекте прогнозирования  и распространения прошлых тенденций  на будущее;

- методы моделирования,  т.е. конструирование структурной,  физической или математической  модели, адекватно отображающей  наиболее существенные закономерности  поведения объекта прогнозирования  и их взаимосвязи с внешними  факторами.

Экспертные методы прогнозирования разделяются на методы индивидуальной экспертной оценки и оценки типа интервью, метод комиссии (коллективного обсуждения), в том  числе методы "мозговой атаки", и методы коллективной экспертной оценки - экспертизы. Эти методы в той  или иной модификации позволяют  анализировать большое количество суждений и различного рода оценок, высказанных группой экспертов. Экспертные методы, вследствие их относительной  простоты и мобильности, в настоящее  время являются наиболее распространенными, и на их основе составляется подавляющее  большинство прогнозов. Определяющими  факторами успеха применения экспертных методов являются подбор и формирование экспертных групп, обеспечение независимости  суждений экспертов, составление четких и продуманных опросных анкет, исключающих  двусмысленность выводов эксперта и обеспечивающих получение однозначных  количественных оценок, необходимых  для последующей статистической обработки. В случаях значительного  расхождения оценок экспертов для  повышения согласованности их мнений или выявления причин расхождений  проводится несколько туров экспертизы с заменой экспертов и корректировкой опросных анкет.

Методы экстраполяции  сводятся к обработке имеющихся  данных об объекте прогнозирования  за прошлое время и распространению  обнаруженной в прошлом тенденции  на будущее. Данный метод основан  на предположении сходства условий  производства и спроса прошлого, настоящего и будущего, так как тенденции  будущего зарождаются в прошлом. Наиболее простыми являются методы экстраполяции  тенденций, когда имеющиеся численные  значения, характеризующие прошлые  состояния объекта, усредняются  или модифицируются путем подбора  некоторой, в простейшем случае линейной, зависимости, которая затем экстраполируется на период прогнозирования.

Методы моделирования - наиболее сложный способ прогнозирования, состоящий из разнообразных подходов к прогнозированию сложных процессов  и явлений. Эти методы могут пересекаться и с экстраполяционными, и с экспертными методами.

2 вопрос. Планирование: сущность, технология, организация  и методы планирования на предприятии

Планирование - это разработка и установление системы  количественных и качественных показателей  развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции  развития данного предприятия, как  в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование является центральным звеном всей системы хозяйственного механизма управления и регулирования производства. Планирование, управление и контроль за деятельностью предприятия в зарубежной практике определяют одним понятием - «менеджмент».

Функция планирования предполагает разработку и корректировку  плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую  и отдаленную перспективу. Планированием  на предприятии поэтапно охватываются рабочие процессы и движение ресурсов, нацеленных на получение заданного  конечного результата. В плане  предельно четко и подробно указываются:

- цель деятельности  предприятия и его структуры  на плановый период, количественно  выраженная системой установленных  показателей (с указанием конкретных  видов выпускаемой продукции  и характера работ);

- средства достижения  цели (финансовые, материальные и  трудовые);

- правила и  сроки увязки целей и средств  по этапам на весь период  действия плана;

- этапы и сроки  выполнения работ;

- исполнители  плана по срокам и видам  работ;

- методы, этапы  и средства контроля выполнения  плана.

Практически вся  система хозяйственного управления и регулирования производства строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы служит началом  следующего этапа. Связать все этапы  производственного процесса другим методом без помощи планирования невозможно.

Технология и  организация планирования. Технология планирования включает: 1) определение  и обоснование основной цели и  вытекающих из нее задач предприятия (стадия предплановых разработок); 2) оформление поставленной задачи, установление конкретных показателей и заданий для  исполнителей; 3) детализацию задания  по видам и объемам работ конкретным исполнителям, в том числе по рабочим местам и срокам исполнения; 4) детальные расчеты затрат и получаемых результатов по этапам и на весь период планирования; 5) организацию и контроль исполнения плана.

Обычно на практике после принятия решения руководством предприятия о содержании общей  задачи плана начинается его структурная  конкретизация в подразделениях, т.е. установление более конкретных видов работ, сроков исполнения, требующихся механизмов, материалов и т.д. Таким образом, план становится связующим и направляющим звеном работы предприятия.

Для разработки плана требуется соответствующая  информация. Помимо прогнозных и маркетинговых  данных, т.е. в основном внешней информации, в органы планирования поступает  большой объем внутренней информации.

- наличие и  структура производственных мощностей,  потенциальные возможности переналадки  оборудования на выпуск новых  изделий;

- кадры, их  численность и профессиональный  состав;

- финансы (в  том числе собственные и заемные  средства);

- наличие и  потребность в оборотных средствах  (включая запасы);

- степень готовности  и структура новых научно-технических  работок и др.

Сбор и обобщение  поступающей информации, ее анализ относится к предплановой работе, которая включает:

- анализ ресурсов  и потенциала предприятия;

- прогнозирование  предстоящей деятельности предприятия;

- маркетинг рынков  продаж и закупок.

Составление плана  деятельности предприятия начинается с подготовки проекта отдельных  его частей:

- плана производства  и реализации продукции;

- плана материально-технического  обеспечения;

- плана по  кадрам и заработной плате;

- перспективного  плана по новой технике и  капитальным вложениям;

- финансового  плана.

План производства и реализации продукции является основой, на которой разрабатываются  все остальные части общего плана  предприятия и его подразделений (рис.).

Методы планирования. Существует несколько методов планирования: балансовый, расчетно-аналитический, экономико-математические, графоаналитический и программно-целевые (рис.).

Балансовый метод  планирования обеспечивает установление связей между потребностями в  ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана. Например, балансовый метод увязывает производственную программу с производственной мощностью предприятия, трудоемкость производственной программы с численностью работающих. На предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочего времени, материальный, энергетический, финансовый и др.

Расчетно-аналитический  метод используется для расчета  показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый  количественный уровень. В рамках этого  метода определяется базисный уровень  основных показателей плана и  их изменения в плановом периоде  за счет количественного влияния  основных факторов, рассчитываются индексы  изменения плановых показателей  по сравнению с базисным уровнем.

Экономико-математические методы позволяют разработать экономические  модели зависимости показателей  на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению  с основными факторами, подготовить  несколько вариантов плана и  выбрать оптимальный.

Графоаналитический  метод дает возможность изобразить результаты экономического анализа  графическими средствами. С помощью  графиков выявляется количественная зависимость  между сопряженными показателями, например, между темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда. Сетевые графики являются разновидностью графоаналитических методов. С их помощью моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам, например, реконструкция цеха, разработка и освоение новой тех-ники и др.

Программно-целевые  методы позволяют составлять план в  виде программы, т.е. комплекса задач  и мероприятий, объединенных одной  целью и приуроченных к определенным срокам. Характерная черта программы - ее нацеленность на достижение конечных результатов. Стержнем программы является генеральная цель, конкретизируемая в ряде подцелей и задач. Цели достигаются  конкретными исполнителями, которые  наделяются необходимыми ресурсами. На основе ранжирования целей (генеральная  цель - страте-гические и тактические цели - программы работ) составляется граф типа «дерево целей» - исходная база для формирования системы показателей программы и оргструктуры управления ею.

2.Ресурсный  и затратный подход к оценке эффект-сти деят.предприят.

     В современных экономических условиях проблема оценки эффективности деятельности предприятия приобретает особую актуальность. Экономическая эффективность  – это сложная экономическая  категория, охватывающая все сферы  хозяйственной деятельности предприятия, представляющая собой основу построения количественных критериев ценности принимаемых управленческих решений. Для изучения  эффективности использования основных фондов предприятия необходимо всестороннее изучение различных аспектов деятельности предприятия, в их взаимосвязи и взаимозависимости. В связи с этим возникает необходимость изучения существующих подходов к оценке эффективности использования основных фондов, ее тенденций и закономерностей.

     Экономическая эффективность - одно из наиболее общих  и обобщающих понятий экономики.  Эффективность использования основных фондов отражает результативность производства и измеряется отношением его результата к затратам. При таком подходе понятие эффективности означает отношение полезного результата к затратам на его получение, а сущность повышения эффективности как категории сводится к достижению наибольшего эффекта или результата при наименьших затратах, обусловивших этот эффект.

     Эффективность использования основных фондов предприятия  находит конкретное количественное выражение во взаимосвязанной системе  показателей, система которых должна соответствовать следующим принципам:

     -     обеспечивать взаимосвязь критерия и системы конкретных показателей эффективности использования основных фондов;

     -     определять уровень эффективности использования всех видов основных фондов предприятия;

     -     обеспечивать измерение эффективности на всех уровнях управления;

     -     стимулировать мобилизацию внутрипроизводственных резервов повышения эффективности использования основных фондов предприятия.

     Проблема  оценки эффективности занимает ключевое положение в экономической науке  и практике. Подходы к оценке эффективности  разнообразны. К наиболее часто используемым подходам к оценке эффективности  использования основных фондов предприятия  следует отнести: ресурсный подход и затратный подход.

Информация о работе Объемные и качественные показатели