Метод группировки, как основа статистической сводки

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

Группировка - это распределение множества единиц исследуемой совокупности по группам в соответствии с существенным для данной группы признаком. Метод группировки позволяет обеспечивать первичное обобщение данных, представление их в более упорядоченном виде. Благодаря группировке можно соотнести сводные показатели по совокупности в целом со сводными показателями по группам. Появляется возможность сравнивать, анализировать причины различий между группами, изучать взаимосвязи между признаками.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
I. ОСНОВЫ МЕТОДА ГРУППИРОВКИ
1.1 Сущность метода группировки ……………………………………. 5
1.2 Основные приемы построения и выполнения группировок……... 8
1.3 Виды группировок. Статистические таблицы……………………. 11
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Анализ деятельности банка…………………………………………17
2.2 Расчетная часть на примере ОАО «Банк Москвы»……………… 19
III. КЛАССИФИКАТОРЫ
3.1 Виды и методы классификаторов…………………………………..25
3.2 Развитие классификаторов в России……………………………… 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МЕТОД ГРУППИРОВКИ,КАК ОСНОВА СТАТИСТИЧЕСКОЙ СВОДКИ.doc

— 350.50 Кб (Скачать)

        Другим примером является невозможность образовывать группу 95 - 105%, поскольку это разные части совокупности. Следует образовать две группы: 95 - 100% и 101 - 105%. В этом случае границы, по которым различаются совокупности, абсолютно соблюдаются.

        Каждый интервал имеет нижнюю (наименьшее значение признака) и верхнюю (наибольшее значение признака) границы или одну из них. Поэтому величина интервала есть разность между верхней и нижней границами интервала. Если у интервала указана лишь одна граница (у первого - верхняя, у последнего - нижняя), то речь идет об открытых интервалах. Если у интервала имеются и нижняя, и верхняя границы, то речь идет о закрытых интервалах. Закрытые интервалы подразделяются на равные и неравные (прогрессивно возрастающие, прогрессивно убывающие), а также специализированные и произвольные.

        Группировку с  равными интервалами строят тогда, когда исследуются количественные различия в величине признака внутри групп одинакового качества, а также если распределение носит более или менее равномерный характер. Если можно заранее установить определенное количество групп, то величину равного интервала можно вычислить по формуле

        

             (2)

        где i - величина равного интервала

        xmax , xmin - наибольшее и наименьшее значения признака

        n - число групп

        Если не требуется  предварительного установления числа  групп, то используется другой способ определения величины равного интервала - по формуле Стерджесса

        

          (3)

        где n - число наблюдений.

        Если величина равного  интервала рассчитывается по данной формуле, то следует знаменатель  предварительно округлить до целого числа (как правило, всегда большего), так как количество групп не может  быть дробным числом.

        В статистической практике чаще применяются неравные интервалы (постепенно возрастающие или постепенно убывающие). При этом исследуемая совокупность делится на группы примерно равного заполнения с большим числом единиц. Неравные интервалы могут использоваться, например, в таких случаях:

            а) при исследовании группировки с применением нескольких признаков, дающих возможность составить  несколько подгрупп, где требуются  уже и более длинные и более  короткие интервалы;

            б) при образовании  крупных групп с новым качеством  на базе мелких групп при условии сохранения их однородности, что приводит к увеличению интервалов.

        В статистической практике используются также специализированные интервалы. Интервалы называют специализированными, если речь идет об установлении границ интервала в группах, схожих по типу и по признаку, но имеющих отношение, скажем, к разным отраслям производства.

        1.3 Виды группировок.  Статистические таблицы

        Виды группировок  зависят от целей и задач, которые  они выполняют. С помощью метода статистических группировок выделяют качественно однородные совокупности, изучают структуры совокупности и изменения, происходящие в них, а также решают задачи по исследованию существующих связей и зависимостей.

        С известной мерой  условности для выполнения этих задач  группировки соответственно делят на типологические, структурные и аналитические.

        Метод типологической группировки заключается в выявлении в качественно разнородной совокупности однородных групп. При этом очень важно правильно отобрать группировочный признак, который поможет идентифицировать выбранный тип. Типологические группировки широко применяются в исследовании социально- экономических явлений. Примерами такого вида группировок могут быть группы предприятий по формам собственности (табл.1), по формам хозяйствования, социальные группы населения и т.д. В типологических группировках часто используются специализированные интервалы.

        Таблица 1

        Группировка полиграфических  предприятий  
одного из городов России  
по формам собственности

Тип собственности Число предприятий
абсолютное в процентах  к итогу
Федеральная 
Акционерная 
Частная 
Итого



15
20 
46,7 
33,3 
100,0

        Метод структурной группировки есть разделение однородной совокупности на группы по тому или иному варьирующему группировочному признаку. Примерами такого вида группировок могут быть группы населения по полу, возрасту, месту проживания, доходу и т.д., то есть может решаться задача по изучению структурного состава той или иной однородной совокупности, структурных изменений по тому или иному группировочному признаку. На основе структурных изменений изучаются закономерности общественных явлений (табл. 2).

        Таблица 2

Группировка населения России  
по размеру среднедушевого дохода
 
(условные цифры)

№ п/п Среднедушевой денежный доход, тыс. руб. в месяц Численность населения
всего, млн. человек в % к итогу
1. 
2. 
3. 
4. 
5. 
6. 
7. 
8.
До 1000 
1000–1500 
1500–1700 
1700–2000 
2000–3000 
3000–3500 
3500–5000 
5000 и более
3,4 
22,4 
34,5 
28,7 
21,6 
12,6 
9,8 
15,4
2,3 
15,2 
23,3 
19,4 
14,6 
8,3 
6,6 
10,3

        Метод аналитической группировки заключается в исследовании взаимосвязей между факторными признаками в качественно однородной совокупности. С помощью аналитических группировок удается выявлять признаки, которые могут выступать или причиной, или следствием того или иного явления. В аналитических группировках чаще всего используются неравные интервалы.

        Пример аналитической  группировки представлен в табл. 3. 

        Таблица 3

Группировка продолжительности  договорных связей  
книжного магазина и качества продукции

Продолжительность договорных связей магазина с поставщиками, лет Число поставщиков Доля  качественной стандартной книжной  продукции, %
абсолютное в % к итогу
До 2 3 14 65
3–5 8 38 69
5–8 6 29 74
Свыше 8 4 19 91
Итого 21 100 74,8

        Результаты группировочного  материала оформляются в виде таблиц, где он излагается в наглядно-рациональной форме. Не всякая таблица может быть статистической. Табличные формы календарей, тестовых и опросных листов, таблица умножения не являются статистическими.

        Статистическая таблица - это цифровое выражение итоговой характеристики всей наблюдаемой совокупности или ее составных частей по одному или нескольким существенным признакам. Статистическая таблица содержит два элемента: подлежащее и сказуемое.

        Подлежащее статистической таблицы есть перечень групп или единиц, составляющих исследуемую совокупность единиц наблюдения.

        Сказуемое статистической таблицы - это цифровые показатели, с помощью которых дается характеристика выделенных в подлежащем групп и единиц.

        Различают простые, групповые и комбинационные таблицы.

        В простых таблицах, как правило, содержится справочный материал, где дается перечень групп или единиц, составляющих объект изучения. При этом части подлежащего не являются группами одинакового качества, отсутствует систематизация изучаемых единиц. Сказуемое этих таблиц содержит абсолютные величины, отражающие объемы изучаемых процессов.

        Групповые и  комбинационные таблицы предназначены для научных целей, где, в отличие от простых таблиц, в сказуемом - средние и относительные величины на основе абсолютных величин.

        Групповая таблица - это таблица, где статистическая совокупность разбивается на отдельные группы по какому-либо одному существенному признаку, при этом каждая группа характеризуется рядом показателей. Примером такой группировки может быть разделение российских семей на группы по месту проживания (сельское и городское), где образуются подгруппы семей по количеству детей. Анализ этих группировок по материалам переписи 1989 года позволил сделать вывод, что большинство семей, независимо от принадлежности к городскому или сельскому населению, имеют только по одному ребенку.

        Комбинационная таблица - это таблица, где подлежащее представляет собой группировку единиц совокупности по двум и более признакам, которые распределяются на группы сначала по одному признаку, а затем на подгруппы по другому признаку внутри каждой из уже выделенных групп. Комбинационная таблица устанавливает существенную связь между факторами группировки. Примером комбинационной группировки может быть распределение полиграфических предприятий по трем существенным признакам: степени оснащенности современным полиграфическим оборудованием, степени применения современных технологий и уровню производительности труда. Такого рода статистические таблицы позволяют осуществить всесторонний анализ, но они менее наглядны.

        При составлении  таблиц необходимо соблюдать общие правила:

  • таблица должна быть легко обозримой;
  • общий заголовок должен кратко выражать основное содержание;
  • наличие строк «общих итогов»;
  • наличие нумерации строк, которые заполняются данными;
  • соблюдение правила округления чисел
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      1. ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

        2.1 Анализ деятельности  банка

        Банк Москвы — один из крупнейших универсальных банков России, предоставляющий диверсифицированный спектр финансовых услуг как для юридических, так и для частных лиц: от расчетно-кассового обслуживания и кредитования до управления активами и организации финансирования на международных рынках капитала.

        Банк Москвы входит в топ-5 крупнейших российских кредитных организаций по капиталу и размеру активов и в топ-3 по объему привлеченных средств населения. Банк представлен практически во всех экономически значимых регионах страны и насчитывает 364 обособленных подразделения, включая дополнительные офисы, обменные пункты и операционные кассы. Так, по состоянию на 1 апреля 2008 года в регионах России работало 245 подразделений Банка (филиалы, допофисы, оперкассы и обменные пункты). В Москве и Московской области действует 119 обособленных подразделений Банка. Кроме того, услуги населению оказываются в 471 почтово-банковском отделении столичного региона.

        В настоящее время Банк Москвы обслуживает более 104,4 тысяч корпоративных и более 8,5 млн. частных клиентов. Среди клиентов — юридических лиц — крупнейшие отраслевые предприятия. Из топ-500 самых больших компаний России более 150 предприятий являются клиентами Банка Москвы. Кроме того, Банк активно развивает направление, связанное с кредитованием малого и среднего бизнеса.

        Управляющая компания Банка Москвы входит в топ-5 по стоимости  чистых активов. На сегодняшний день УК Банка Москвы управляет одним интервальным и тринадцатью открытыми паевыми инвестиционными фондами, а также активами негосударственных пенсионных фондов. Индивидуальный рейтинг Национального рейтингового агентства — «ААА» (максимальная надежность).

        В Банке Москвы действует собственный процессинговый центр, обслуживающий карточные программы Банка. По состоянию на 1 апреля 2008 года Банком эмитировано более 9,2 млн. карт. Процессинговый центр сертифицирован Visa International и Europay International и располагает широкой сетью банкоматов (более 1,6 тыс.), а также пунктов выдачи наличных.

Информация о работе Метод группировки, как основа статистической сводки