Метод группировки, как основа статистической сводки

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

Группировка - это распределение множества единиц исследуемой совокупности по группам в соответствии с существенным для данной группы признаком. Метод группировки позволяет обеспечивать первичное обобщение данных, представление их в более упорядоченном виде. Благодаря группировке можно соотнести сводные показатели по совокупности в целом со сводными показателями по группам. Появляется возможность сравнивать, анализировать причины различий между группами, изучать взаимосвязи между признаками.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
I. ОСНОВЫ МЕТОДА ГРУППИРОВКИ
1.1 Сущность метода группировки ……………………………………. 5
1.2 Основные приемы построения и выполнения группировок……... 8
1.3 Виды группировок. Статистические таблицы……………………. 11
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Анализ деятельности банка…………………………………………17
2.2 Расчетная часть на примере ОАО «Банк Москвы»……………… 19
III. КЛАССИФИКАТОРЫ
3.1 Виды и методы классификаторов…………………………………..25
3.2 Развитие классификаторов в России……………………………… 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МЕТОД ГРУППИРОВКИ,КАК ОСНОВА СТАТИСТИЧЕСКОЙ СВОДКИ.doc

— 350.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВОЛЖСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 

Кафедра страхования, финансов и кредита 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

«Метод  группировки, как основа статистической сводки» 
 
 

Выполнил  студент группы ФК-05-2 курса 3

                                           Воробьева Елена Владимировна

                                                 Принял: к.п.н., доцент Н.Г.Гуртовая 
 
 

Нижний  Новгород

2008 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………  3

I. ОСНОВЫ МЕТОДА ГРУППИРОВКИ

1.1 Сущность метода группировки ……………………………………. 5

1.2 Основные приемы построения и выполнения группировок……... 8

1.3 Виды группировок. Статистические таблицы……………………. 11

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Анализ деятельности банка…………………………………………17

2.2 Расчетная часть на примере ОАО «Банк Москвы»……………… 19

III. КЛАССИФИКАТОРЫ

3.1 Виды  и методы классификаторов…………………………………..25

3.2 Развитие классификаторов в России……………………………… 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 32

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 33

ПРИЛОЖЕНИЕ  
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

        Статистика - одна из важнейших дисциплин в системе  экономического образования. Статистическая информация является важнейшей составной  частью глобальной информационной системы  государства. Статистика призвана обеспечить анализ количественной стороны массовых явлений, служить основой для принятия соответствующих управленческих решений.

        Переход к рынку  повышает требования к уровню статистической подготовки будущих экономистов, менеджеров, предпринимателей. Овладевая методами статистических исследований, они могут более эффективно изучать тенденции рыночной конъюнктуры товаров и услуг для последующего принятия наиболее оптимальных решений в сфере своей деятельности, в частности в полиграфической отрасли.

        Статистика - интегральная наука. Она включает разделы как теоретические, так и прикладные (экономическая, социальная, отраслевая статистика).

        В практической статистике широко применяется метод классификаций  и группировок. Классификация - это систематическое распределение явлений и объектов по определенным группам, классам, разрядам на основании их сходства и различия используют классификации: отраслевую; профессиональную; основных фондов; капитальных вложений; строительных машин. В статистике внешней торговли используется «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности». В условиях возникновения новых форм хозяйствования начинают использоваться классификаторы форм собственности, организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов.

        Для дальнейшей обработки  собранных в ходе статистического наблюдения первичных данных широко используют и метод группировки.

        Группировка - это распределение множества единиц исследуемой совокупности по группам в соответствии с существенным для данной группы признаком. Метод группировки позволяет обеспечивать первичное обобщение данных, представление их в более упорядоченном виде. Благодаря группировке можно соотнести сводные показатели по совокупности в целом со сводными показателями по группам. Появляется возможность сравнивать, анализировать причины различий между группами, изучать взаимосвязи между признаками. Группировка позволяет делать вывод о структуре совокупности и о роли отдельных групп этой совокупности. Именно группировка формирует основу для последующей сводки и анализа данных. 
 

 

      1. ОСНОВЫ  МЕТОДА ГРУППИРОВКИ

        1.1Сущность метода группировки

        Изучаемые статистикой  массовые явления и процессы протекают  в качественно однородных совокупностях. Однако качественная однородность единиц, составляющих совокупность, не является чем-то абсолютным, навсегда и на все  случаи заданным. Единицы, качественно однородные в одном отношении, оказываются разнородными в другом. Это позволяет делить статистическую совокупность на частные подсовокупности - использовать методы группировки.

        Таким образом, группировка - это разбиение совокупности на группы, однородные по какому-либо признаку. С точки зрения отдельных единиц совокупности группировка - это объединение отдельных единиц совокупности в группы, однородные по каким-либо признакам. Устойчивое разграничение объектов выражается классификацией. Классификация - это как бы стандарт, в котором каждая атрибутивная запись может быть отнесена лишь к одной группе или подгруппе. Классификация основывается на самых существенных признаках, которые меняются очень мало (например, классификация отраслей народного хозяйства, классификация основных фондов и т. д.). Таким образом, классификация - это узаконенная, общепринятая, нормативная группировка.

        Метод группировки  основывается на двух категориях: группировочном признаке и интервале. Группировочный признак - это признак, по которому происходит объединение отдельных единиц совокупности в однородные группы. Классификация и группировка должны производиться на основании вполне объективных и легко распознаваемых признаков. При этом последние могут носить как атрибутивный, так и количественный характер. Следует иметь в виду, что в ряде случаев классификация, которая представляется чисто качественной, в конечном итоге оказывается основанной на количественном признаке. Такова, например, классификация промышленных предприятий по отраслям. Поскольку одно и то же предприятие выпускает продукцию разных видов, статистика решает этот вопрос по количественному преобладанию того или иного вида. Интервал очерчивает количественные границы групп. Как правило, он представляет собой промежуток между максимальными и минимальными значениями признака в группе.

        Интервалы бывают:

  1. Равные, когда разность между максимальным и минимальным значениями в каждом из интервалов одинакова;
  2. Неравные, когда, например, ширина интервала постепенно увеличивается, а верхний интервал часто не закрывается вовсе;
  3. Открытые, когда имеется только либо верхняя, либо нижняя граница;
  4. Закрытые, когда имеются и нижняя, и верхняя границы. 
 

        Статистические  группировки и  классификации преследуют цели:

    • выделения качественно однородных совокупностей,
    • изучения структуры совокупности,
    • исследования существующих зависимостей.

        Каждой из этих целей  соответствует особый вид группировки: типологическая, структурная, аналитическая (факторная). Типологическая группировка решает задачу выявления и характеристики социально-экономических типов (частных подсовокупностей). Структурная дает возможность описать составные части совокупности или строение типов, а также проанализировать структурные сдвиги. Аналитическая (факторная) группировка позволяет оценивать связи между взаимодействующими признаками.

        В зависимости от числа положенных в их основание  признаков различают простые  и многомерные группировки. Группировка, выполненная по одному признаку, называется простой. Многомерная группировка производится по двум и более признакам. Частным случаем многомерной группировки является комбинационная группировка, базирующаяся на двух и более признаках, взятых во взаимосвязи, в комбинации.

        По отношениям между  признаками выделяют иерархические и неиерархические группировки. Иерархические группировки выполняются по двум и более признакам, при этом значения второго признака определяются областью значений первого (например, классификация отраслей промышленности по подотраслям). Неиерархические группировки строятся, когда строгой зависимости значений второго признака от первого не существует.

        Среди простых группировок  особо выделяют ряды распределения. Ряд распределения - это группировка, в которой для характеристики групп (упорядочение расположенных по значению признака) применяется один показатель - численность группы. Другими словами, это ряд чисел, показывающий, как распределяются единицы некоторой совокупности по изучаемому признаку. Ряды, построенные по атрибутивному признаку, называются атрибутивными рядами распределения. Ряды распределения, построенные по количественному признаку, называются вариационными рядами.

        По очередности  обработки информации группировки  бывают первичные (составленные на основе первичных данных) и вторичные, являющиеся результатом перегруппировки ранее уже сгруппированного материала. Относительно временного критерия группировки бывают статические, дающие характеристику совокупности на определенный момент времени или за определенный период, и динамические. Последние - это группировки, показывающие переходы единиц из одних групп в другие (а также вход и выход из совокупности). Количества таких переходов, рисующие внутреннюю динамику совокупности, удобно располагать в "шахматную" таблицу, которую называют матрицей перехода. Такую матрицу также часто называют миграционной или матрицей мобильности.

        При проведении группировки  приходится решать ряд задач:

        1) выделение группировочного  признака;

        2) определение числа  групп и величины интервалов;

        3) при наличии  нескольких группировочных признаков описание того, как они комбинируются между собой;

        4) установление показателей,  которыми должны характеризоваться  группы, т. е. сказуемого группировки. 

        1.2 Основные приемы  построения и выполнения группировок

        Если для построения группировки используется только один признак, то такую группировку называются простой, если группировка проводится по нескольким признакам, ее называют сложной. Сложная группировка бывает или комбинационная, или многомерная.

        Комбинационная группировка выполняется последовательно: группы, выделенные по одному признаку, затем выделяются в подгруппы по другому признаку, которые, в свою очередь, могут выделяться по следующему другому признаку. В этом случае число групп будет равно произведению числа выделенных групп на число группировочных признаков. Процедура определения оптимального числа групп основана на применении формулы Стерджесса

        

           (1)

        где n - число групп;

        N - число единиц  совокупности.

        Из формулы видно, что выбор числа групп зависит  от объема совокупности. Если групп оказывается много и они включают малое число единиц, то групповые показатели могут стать ненадежными.

        Поэтому альтернативой  комбинационной группировке является многомерная группировка, которая осуществляется по комплексу признаков одновременно. Ее применение требует использования электронной вычислительной техники. С помощью специально разработанных электронных программ формируются однородные группы на основании близости по всему комплексу признаков.

        Определение числа  групп тесно связано с понятием величина интервала: чем больше число групп, тем меньше величина интервала, и наоборот. Интервал - разница между максимальным и минимальным значениями признака в каждой группе. Он определяет количественные границы групп, что для статистической практики имеет большое значение, особенно когда нужно образовать качественно однородные группы. Например, исследуется совокупность предприятий по выполнению коллективных договоров. Здесь нельзя объединять предприятия, которые не выполнили обязательства, и те, которые их перевыполнили. Показатель здесь - величина интервала.

Информация о работе Метод группировки, как основа статистической сводки