Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 04:35, курсовая работа
Актуальность темы исследования связана с теми задачами, которые решает статистика социально экономическая статистика.
Введение 3
1. Демографическая статистика 4
1.1. Статистика численности населения 4
1.2. Статистика общих показателей воспроизводства населения 6
1.3. Анализ брачности и разводимости 7
1.4. Статистика миграционных потоков 8
2. Статистика занятости и безработицы 9
2.1. Численность занятого населения в экономике по формам собственности 9
2.2. Прогноз безработицы и экономической активности на 2007 – 2009 гг. 12
3. Статистика валового внутреннего продукта и внутреннего регионального продукта 13
4. Статистика доходов и расходов населения 16
5. Отраслевые статистики 19
5.1. Статистика промышленности 19
5.2. Статистика образования 24
5.3. Статистика финансов (статистический анализ денежной массы) 24
Заключение 29
Список использованной литературы 30
Приложения 31
На
основании данных табл. 9 рассмотрим
динамику безработицы среди мужчин и женщин
(рис. 9).
Рис. 9. Динамика
безработицы по полу
Рис. 9 наглядно свидетельствует о тенденции к снижению безработицы в Тамбовской области.
Сделаем прогноз уровня безработицы среди мужчин и женщин на будущее до 2009 г. (на 3 года вперёд).
Для
этого воспользуемся
Рис. 10. Уравнения трендов по безработице среди мужчин и женщин
Получаем уравнение тренда для мужчин
Каждый год число безработных мужчин снижается на 1,3 тыс. человек.
Получаем уравнение тренда среди женщин
Каждый год число безработных женщин снижается на 1 тыс. человек.
Сделанные прогнозы сведём в табл. 10.
Таблица 10
Прогноз числа безработных среди мужчин и женщин на 2007 – 2009 гг.
Категория населения | Мужчины | Женщины | Всего |
2007 | 21,7 | 20,0 | 41,7 |
2008 | 20,4 | 19,0 | 39,4 |
2009 | 19,1 | 18,0 | 37,1 |
Таким
образом, можно сделать вывод о том,
что безработица имеет тенденцию к снижению,
при этом в 2009 г. можно ожидать прогнозную
численность безработных 37 тыс. чел. (19
тыс. мужчин и 18 тыс. женщин).
В современной российской экономике отчетливо проявляется перенос центра тяжести управления на региональный уровень. Это обусловлено ростом суверенитета, усилением экономической самостоятельности и становлением основ финансово-бюджетной независимости. Все актуальнее становятся изучение тенденций инновационной деятельности в процессах социально-экономического развития территорий для создания эффективной системы управления и обоснования стратегии этого развития. Целью социально-экономического развития Тамбовской области является превращение области в динамично развивающийся, инновационно – активный, конкурентоспособный, экологически благополучный регион, нацеленный на высокое качество жизни.
В 2006 году Тамбовская область преодолела важный рубеж: Минфином РФ Тамбовская область выведена из разряда высокодотационных регионов. Как отмечает в своем выступлении губернатор области: «Тамбовская область вышла на траекторию устойчивого развития». В подтверждении этого вывода ниже приведен анализ сравнительных изменений динамики валового регионального продукта (ВРП) области валового внутреннего продукта России (ВВП), рис. 11. Эти графики представляют собой затухающие колебания, с наибольшим отклонением от нормального состояния после финансового кризиса 1998 года, который вывел всю финансово-экономическую систему РФ и области из равновесия. В последние два года эти отклонения стали минимальными, что является следствием стабилизации и укрепления экономического роста. Это позволило спрогнозировать в 2005 году рост ВРП и достигнуть его в 2006 году с абсолютной точностью - 7,2%. Сравнительные данные прироста валового внутреннего продукта по РФ и валового регионального продукта области приведены в табл. 11.
Таблица 11
Прирост ВВП РФ и ВРП области, %
Субъекты | 2006 год | Среднегодовой прирост за 2000-2006 годы |
Тамбовская область | 7,2% | 7,4% |
Российская Федерация | 6,4% | 6,8% |
Графическая иллюстрация представлена на рис. 11 [11]
Рис. 11.
Темпы роста ВРП Тамбовской области и
ВВП России
По рейтинговой оценке Агентства национальных новостей (АНН), в 2006 году Тамбовская область признана по совокупности показателей безопасности и благосостояния самым благополучным регионом России (табл. 12). Тамбовщина оказалась третьей в стране по уровню безопасности и 21-й по показателям благосостояния, рассчитанным как отношение денежных доходов на душу населения к величине прожиточного минимума.
Таблица 12
Рейтинг благополучия субъектов РФ в 2006 году
Место в рейтинге | Субъект Федерации | Федеральный округ | Количество баллов |
1 | Тамбовская область | ЦФО | 154 |
9 | Белгородская область | ЦФО | 137 |
10 | Республика Татарстан | ПФО | 132 |
11 | Липецкая область | ЦФО | 131,5 |
15 | г. Москва | ЦФО | 123 |
28 | Брянская область | ЦФО | 104,5 |
44 | Пензенская область | ПФО | 88 |
54 | Орловская область | ЦФО | 83 |
61 | Воронежская область | ЦФО | 75 |
62 | Рязанская область | ЦФО | 73,5 |
63 | Московская область | ЦФО | 73 |
Однако оценка основных макроэкономических показателей социально-экономического развития области за 2006 год свидетельствует о том, что существующая структура экономики региона, как и России в целом, не позволяет ей в дальнейшем развиваться на существующей экономической базе. Необходим переход на инновационный путь развития, имеющий долгосрочный характер.
Обеспечение высоких темпов и качества экономического развития страны в целом, и региона в частности, предполагает активизацию инновационной деятельности, которая сопровождается внедрением высоких технологий в производство и расширением выпуска инновационной продукции.
С целью реализации инновационной стратегии Тамбовской области необходима активизация инновационной и научно-технической политики, формирование инновационной инфраструктуры для обеспечения последующего перехода к инновационной модели развития, которая предполагает следующие этапы.
1.
Разработка целевых
2.
Размещение регионального
3.
Результаты законченных
Анализ основных показателей инновационной деятельности Тамбовской области позволяет выделить следующие основные тенденции в развитии инновационной экономики региона:
Число организаций, выполняющих научные исследования и разработки на протяжении 1990-2006 г.г., остается стабильным – 24. При этом, численность работников таких организаций, за указанный период сократилась в 2,4 раза;
Как
положительную тенденцию
Стоимость научных исследований, разработок и услуг, выполненных собственными силами организаций, возросла за период 1990-2006 г.г. в 12,5 раз.
Как свидетельствуют данные табл. 13, наибольшую долю в затратах на научные исследования и разработки занимают внутренние текущие затраты.
Таблица 13
Затраты на научные исследования и разработки, %
Показатели | 1995 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Затраты на исследования и разработки всего, в т.ч.: | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
Внутренние затраты | текущие | 91,36 | 89,76 | 96,11 | 86,46 | 82,28 | 87,96 |
капитальные | 0,49 | 1,39 | 0,84 | 1,09 | 2,08 | 1,2 | |
Внешние затраты | 8,15 | 8,85 | 3,05 | 12,45 | 15,64 | 10,84 |
Данные о валовом внутреннем продукте [] представлены в табл. 15. При этом нижняя строка показывает долю валового регионального продукта в структуре регионального продукта по всем субъектам РФ
Таблица 14
Валовой региональный продукт по субъектам Российской Федерации в 2002-2006 гг. (в текущих основных ценах, млрд.рублей)
2002г. | 2003г. | 2004г. | 2005г. | 2006г. | |
Валовой региональный продукт по субъектам Российской Федерации | 8741,2 | 10742,4 | 13964,3 | 18034,4 | 22292,5 |
Тамбовская область, всего | 38,9 | 46,9 | 56,8 | 63,6 | 78,5 |
В процентах | 0,45 | 0,44 | 0,41 | 0,35 | 0,35 |
Таким
образом, несмотря на рост ВРП за анализируемый
период, видим тенденцию к снижению
доли ВРП Тамбовской области по отношению
к суммарному ВРП в Российской Федерации.
Система
национальных счетов (СНС) - система
взаимосвязанных балансовых таблиц,
раскрывающих структуру экономических
результатов хозяйственной
Стандартная система национальных счетов разработана статистической комиссией ООН в 1953. Национальные счета используются более чем в 100 странах мира. В России с 1988 показатель ВВП определяется по методике ООН.
В СНС России 7 счетов для национальной экономики: счета продуктов и услуг, производства, образование доходов, распределение доходов, использование доходов, капитальных затрат, финансовый счет.
В 1993 году были внесены изменения в СНС, в ООН. Использовался метод Хикса при подсчете ВВП