Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:38, контрольная работа
Репрезентативностью выборки называют ее способность правильно отражать состояние дел в той совокупности социальных объектов, из которой она извлечена и для изучения которой предназначена - генеральной совокупности. Репрезентативность обеспечивается двумя классами достаточно строго формализованных процедур: - дизайном выборки (стратегией и процедурами ее формирования); - расчетом ее минимального объема, который при выбранном дизайне способен обеспечить приемлемую точность результатов.
1. Пропорциональное размещение выборки: из каждой страты отбирается определённый процент (5-10%) единиц отбора, «объем выборки из страты пропорционален размеру страты в генеральной совокупности». Этот способ очень простой и надёжный.
2. Равномерное размещение выборки: из каждой страты отбирается одинаковое число единиц (например, по 200-300). Применяется в случаях, когда исследователю неизвестны объемы страт исходной совокупности.
3. Оптимальное размещение выборки: считается, что самые неоднородные страты должны быть представлены в выборке наибольшим объёмом единиц, а однородные – наименьшим. Этот же способ используется очень редко, так как на практике он трудно реализуется из-за отсутствия информации о вариации признаков в генеральной совокупности.
Когда стратифицированную выборку называют районированной, значит стратификация проходит по территориальному принципу. Например, при опросах часто применяют районирование по областям.
Этот
метод особенно хорош, когда генеральная
совокупность неоднородна. Однако стратифицированная
выборка может быть применена
лишь при наличии дополнительной
информации о генеральной совокупности
(например, нам необходимо процентное
соотношение мужчин и женщин, в
случае, если мы хотим стратифицировать
выборку по полу). Отсутствие такой
информации делает применение стратифицированной
выборки невозможным. Еще один недостаток
стратифицированного отбора – это возможность
систематической ошибки.
2.2.Неслучайная
выборка (невероятностная).
При таком способе отбора единиц мы не можем заранее рассчитать вероятность каждого элемента попасть в состав выборочной совокупности, что не даёт возможности рассчитать репрезентативность выборки. В этом случае она является не обязательной, так как количественные параметры объекта не играют решающей роли в исследовании, а целью его будет – углублённое качественное описание какого-либо отдельного социального феномена.
Обычно неслучайный отбор применяют в следующих случаях:
1. Невозможно провести случайный отбор вследствие:
· Ограниченности ресурсов (недостаток денежных средств, нехватка времени, отведённого на проведение исследования, отсутствие списков единиц генеральной совокупности и так далее)
· Этических проблем (нельзя заставить респондента отвечать, если он отказывается)
2. Отсутствие необходимости проведения случайного отбора.
Отбор
в такой выборке осуществляется
не по принципам рандомизации (которые
обеспечивают «случайность» отбора
элемента генеральной совокупности
в выборку. К ним относятся, например,
случайный выбор первого адреса
из списка, запрет на обследование подряд
однотипных квартир, процедуры случайного
отбора респондентов в семье», а
по субъективным критериям – доступности,
типичности, равного представительства
и такое прочее. Главный недостаток
неслучайных методов
2.2.1.Направленная (целевая) выборка.
Применяется обычно в качественном исследовании. На отбор в этом случае большое влияние оказывает цели исследования. Основная задача целевых выборок – получить информационно богатые случаи для последующего их глубокого и многостороннего изучения. Целевые выборки «разумно использовать в пилотажных исследованиях, в экспериментах, в том числе методических (то есть нацеленных на проверку и отработку анкет, опросников, шкал и такое прочее). Однако всегда следует помнить о том, что возможность обобщения любых оценок, полученных на целевой выборке, для генеральной совокупности в целом, то есть внешняя валидность результатов исследования, чаще всего оказывается сомнительной». Целевые выборки очень многообразны, и я приведу ниже лишь несколько из них.
а) Выборка доступных случаев.
Лучше
использовать такую выборку только
в экспериментальном
В социологии же выборку доступных случаев используют при изучении специфических популяций, которые почти не поддаются локализации. Это «относительно малочисленные группы, находящиеся вне сферы институционального (например, административного) контроля». Для этих групп очень сложно составить основу выборки, например посетители выставок не состоят на каком-либо учёте. Поэтому социологам приходится отбирать членов такой выборки «в местах их «естественного обитания» или вероятностного скопления». Так исследование посетителей библиотек проводится в библиотеках, посетителей стрелковых тиров – в тирах и такое прочее.
Одним из плюсов этого метода являются сравнительно низкие издержки на поиск респондентов:
1. доступные респонденты выделены заранее;
2. респонденты выявляются в процессе опроса, поэтому действительное число доступных объектов определяется после его окончания.
Сферы применения доступной выборки:
a) тестирование анкет,
b) отработка процедур опроса,
c) изучение интимных сторон жизни людей,
d) изучение здоровья населения на основе данных об обращениях в больничные учреждения,
e) монографические обследования.
б) Отбор типичных случаев.
При использовании данного метода отбираются единицы генеральной совокупности, обладающие средним (или типичным) значением признака в статистическом отношении. Однако в таком случае встает проблема выбора признака и определения его типичного значения. Субъективный характер оценки вполне может привести к систематической ошибке. Данный метод целесообразно применять для изучения таких объектов, о которых мы уже обладаем некоторой информацией, например, территориальных общностей, предприятий, учреждений и т.п. То есть, он осуществляется на основе анализа демографических данных и предварительных социологических исследований.
Цель такого типа выборки сводится к иллюстрированию, иначе говоря, она предполагает качественное описание типичного социального феномена с использованием соответствующих методов. Так, например, изучение типичных негосударственных школ позволит выяснить проблемы негосударственного допрофессионального образования.
в) Квотная выборка.
Это выборка когда-то была очень популярна даже среди профессиональных статистиков, но сейчас она практически не используется.
«Квотная
выборка представляет собою своеобразную
микромодель генеральной
Процедура
квотной выборки очень проста:
вся изучаемая совокупность делится
на социально-демографические
Этот
метод «применяют, если распределение
генеральной совокупности по основным
социально-демографическим
Недостатки квотного отбора:
1. Необходимо предварительное изучение объекта для выявления в нем пропорций единиц с различными характеристиками и связей между характеристиками.
2. Необходима свежая информация о состоянии генеральной совокупности. Например, если активно происходят какие-то демографические процессы (миграция), то применение данных переписи населения, проведенной несколько лет назад, может дать большую систематическую ошибку.
3. Некоторые проблемы могут возникнуть на полевом этапе проведения исследования:
a) Интервьюер, скорее всего, будет проводить отбор среди наиболее доступных ему лиц, тех, кто наиболее охотно идет на контакт с ним, поэтому выборка имеет тенденцию превращаться в доступную.
b) При этом ближе к концу отбора часто возникает группа «дефицитных» признаков, поэтому повышается соблазн для интервьюера опрашивать людей, которые почти или совсем не подходят по заданным параметрам.
Среди
преимуществ квотного отбора можно
назвать такие его
г) Метод снежного кома.
Обычно применяется для отбора экспертов, особенно по узкой проблеме, при исследовании маргинальных и избегающих широкой известности групп, например, властвующих элит, а так же наркоманов или коллекционеров антиквариата, то есть редко встречающихся групп респондентов. «По сути, это техника поиска и отбора респондентов с определённым сочетанием свойств в таких условиях, когда трудно очертить границы генеральной совокупности. Особенность метода состоит в том, что, за исключением первого шага, выбор каждого очередного респондента совершается по указанию респондентов, включённых в выборку на предыдущем шаге. Каждый респондент указывает интервьюеру, где можно найти интересующих его людей (или даже сам связывается с ними и рекомендует интервьюера)». Так «выборка постепенно разрастается вширь, подобно снежному кому, катящемуся с горы», отсюда и соответствующее название данной выборки.
Опрос
прекращается:
1. когда имена в списке начинают повторяться;
2. в случае информационного насыщения;
3. как только опрос перестаёт приносить новую информацию.
2.2.2. Стихийная выборка.
Исследователь
при применении данного метода в
некоторой степени контролирует
выборку (например, публикуя анкету в
журнале, он обращается только к читателям
этого журнала), но решение о включении
в выборку принимает сам
Информация о работе Выборочный метод исследования в социологии