Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:38, контрольная работа
Репрезентативностью выборки называют ее способность правильно отражать состояние дел в той совокупности социальных объектов, из которой она извлечена и для изучения которой предназначена - генеральной совокупности. Репрезентативность обеспечивается двумя классами достаточно строго формализованных процедур: - дизайном выборки (стратегией и процедурами ее формирования); - расчетом ее минимального объема, который при выбранном дизайне способен обеспечить приемлемую точность результатов.
Сферы применения стихийной выборки:
1) анкеты, публикуемые в газетах и журналах;
2) почтовые опросы;
3) опросы покупателей в залах супермаркетов;
4) опрос пассажиров на остановках и в общественном транспорте.
2.3. Многоступенчатая
и одноступенчатая выборки.
Выборка делится на одноступенчатую и многоступенчатую по количеству ступеней в отборе. Одноступенчатая выборка предполагает, что из генеральной совокупности сразу осуществляется отбор респондентов для опроса. Процедура же многоступенчатой выборки включает несколько ступеней, при этом на каждой из них единица отбора меняется. «Различают единицы отбора первой ступени (первичные единицы), единицы отбора вторичной ступени (вторичные единицы) и так далее. Объекты самой нижней ступени, с которых ведется непосредственный сбор информации, называются единицами наблюдения». Например, задача исследования – изучение свободного времени студентов всей страны.
Процедура
будет строиться следующим
1. отбор регионов;
2. отбор города в них, где есть вузы;
3. отбор учебных заведений, в которых будет проводиться исследование;
4. выбор академических групп;
5. отбор студентов.
Многоступенчатая выборка осуществляется не в локальных масштабах, а в региональных, общенациональных, международных. Использовать одноступенчатую выборку в таких масштабах нерационально, да и очень дорого обойдётся такое исследование. Многоступенчатая выборка в этом плане экономична и упрощает подход к выбору объекта.
Но нужно учитывать, что чем больше ступеней в выборке, тем больше будет ошибка репрезентативности, возрастёт вероятность погрешностей, что приведёт к искажению результатов исследования.
Рассмотрев
некоторые типы выборок, необходимо
также уяснить, что такое объем
выборки и какие бывают ошибки
выборки и как их избежать.
Заключение.
Анализируя проблему выборки в социологическом исследовании и её типов, можно остановиться на следующих выводах:
1. Как только встаёт вопрос о том, что нужно собрать информацию о некоторой группе или большой совокупности людей, возникает проблема построения выборки. «Выборка – это подмножество заданной совокупности, позволяющее делать более или менее точные выводы относительно совокупности в целом. Наилучшим способом отбора считается вероятностная или случайная выборка, так как в ней строго соблюдается принцип равенства шансов попадания в выборку для всех единиц изучаемой генеральной совокупности. Выборочный метод позволяет не только сократить временные и материальные затраты на проведения исследования, но и повысить достоверность результатов исследования, поэтому он широко используется при проведении исследований разного рода.
2. Существует множество классификаций типов выборки, разные исследователи по-разному классифицируют свои и чужие способы формирования выборочной совокупности. В разных изданиях можно столкнуться с различными названиями одной и той же выборки, что затрудняет процесс их изучения. В данной курсовой работе предложена классификация, объединяющая все те классификации, которые рассмотрены в используемой литературе.
Информация о работе Выборочный метод исследования в социологии