Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:52, курсовая работа
Цель работы изучить вражду как негативные межличностные отношения.
В курсовой работе раскрою, во-первых, само понятие межличностных отношений, во-вторых, рассмотрю вражду как чувство и отношение, и, в-третьих, преодоление вражды.
Ведь вражда есть зло, которое угрожает всему человечеству, поэтому мы должны с ним бороться. А для того, чтобы это стало возможным, мы должны хорошо знать эту проблему.
Введение……………………………………………………………………3
1. Межличностные отношения……………………………………………4
1.1. Понятие и виды межличностных отношений……………..4
1.2. Вражда как негативное межличностное отношение……...7
2. Вражда как чувство и отношение………………………………………12
2.1. Негативные эмоции как содержание вражды.…………....12
2.2. Агрессия как проявление враждебного отношения……...16
3. Преодоление вражды……………….…………………………………...20
Заключение…………………………………………………………………28
Список используемой литературы ……………………………………….29
Еще более «благодатную» почву для потенциального возникновения вражды представляют собой индивидуальные личностные различия, относящиеся к свойствам темперамента, чертам характера, мотивам поведения и нормам морали. Если людям с различными свойствами темперамента приходится выполнять одну и туже работу, требующую координации движений, то природно обусловленные различия в скорости реакции, темпе работы, эмоциональности, возбудимости и торможении могут сказаться на взаимопонимании, согласованности действий и, в конечном счете, привести к конфликтам. Такие черты характера, как импульсивность, вспыльчивость, стремление доминировать, бесцеремонность в обращении и другие, порождают напряженность в человеческих отношениях, а о людях, обладающих этими качествами, говорят, что они имеют тяжелый характер.
Потенциально
конфликтной является ситуация, в
которой два или несколько
индивидов имеют
Но если у взрослых людей какими-то способами все же удается уменьшить противостояние, связанное с мотивационными конфликтами, то антологизм, порождаемый несовместимостью норм морали, предупредить гораздо сложнее. Как только мотивы оказываются каким-то, способом удовлетворены, люди успокаиваются и хотя бы на время перестают испытывать неприязнь в отношении того, кто раньше мешал им это сделать. Но если речь идет о морально-нравственной несовместимости, то ее избежать невозможно, так как различия в соответствующих установках имеют тенденцию к стабилизации с возрастом, к сохранению во времени и периодическому воспроизведению. От ситуации к ситуации, от эпизода к эпизоду память людей накапливает и сохраняет следы неприязни, которая со временем может перерасти во вражду.
Возникновение и функционирование враждебных отношений имеет свои законы и свою динамику. Обычно в качестве начального этапа появления межличностной неприязни людей выступают те индивидуальные различия и трудноразрешимые проблемы, которые были описаны выше. Если они вовремя не устранены или их действие на межличностные отношения каким-то образом не блокировано, то рано или поздно исходное противоречие породит конфликт, вызовет о стороны одного ли обоих вовлеченных в него индивидов неприязнь, способную далее превратиться во вражду.
Возникшая таким образом вражда всякий раз вызывает у одного из общающихся скрытую или открытую неприязнь, бессознательную установку на противодействие. В результате все его поведение в отношении другого человека с самого начала оказывается направленным на то, чтобы доставить ему неприятности. [7. С 609-613]
Итак,
когда вражда между людьми уже
возникла, она становится трудно устранимой,
так как связанные с ней отрицательные
эмоциональные и мотивационные установки
являются весьма устойчивыми, возникают
автоматически и с трудом контролируются
сознанием. Это не значит, что враждебные
отношения между людьми невозможно исключить;
это лишь означает, что их легче предупредить,
чем изменить тогда, когда они уже возникли.
Но даже и в случае удачи прежде враждебные
отношения почти никогда не превращаются
в дружбу, тем более в любовь. Чаще всего
они приводят к равнодушию, изоляции людей
друг от друга, а отсюда один шаг к одиночеству.
2. ВРАЖДА КАК ЧУВСТВО И ОТНОШЕНИЕ
2.1. НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ
А теперь рассмотрим некоторые из негативных эмоций, но прежде начнем с определения эмоции. Эмоции (от лат. emoveo – «потрясаю», «волную») – временные переходящие переживания, возникающие в ответ на какое-либо воздействие или как реакция на определенные обстоятельства. Эмоции – это своеобразные пристрастные оценки, которые мы выставляем тем или иным жизненным ситуациям, другим людям и самим себе.
Негативные эмоции – эмоции, основанные на неприятных субъективных переживаниях. Приводят к реализации адаптивного поведения, направленного на устранение источника физической или психологической опасности. В рамках когнитивной психологии и психотерапии их специфика определяется через те или иные интеллектуальные действия. Виды:
-
гнев возникает при
- печаль возникает в ситуации потери значимого объекта и служит к снижению уровня энергии для дальнейшего ее использования;
-
страх помогает избежать
-
презрение поддерживает
- застенчивость сигнализирует о потребности в уединении и интимности;
- чувство вины устанавливает подчиненную роль в социальной иерархии и свидетельствует о возможности потери самоуважения;
-
отвращение приводит к
Каждый привыкший наблюдать за собой заметит, насколько разнообразными и несходными бывают эмоциональные переживания. В психологии, обобщившиеся такие наблюдения, принято выделять несколько типов эмоциональных состояний человека: эмоции (в узком смысле), чувства, настроения, аффекты, страсти, сцены. [1. С 25]
Изард выделил десять фундаментальных эмоций, присущих человеку: радость, интерес-волнение, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.
И
так, радость несет здоровье и
успех тем, кто ее испытывает, так
и тем, кому она была подарена. Но
есть близкое к радости
Сильнейшие отрицательные эмоции – горе и страдание. Вместе с ними приходят уныние, печаль, обескураженность, упадок духа. Человек чувствует собственное бессилие, одиночество, отчуждение от других людей.
Но как бы ни было тяжело страдание, оно выполняет важную роль. Страдание есть знак, что нам нужно что-то менять в себе, своей жизни, отношениях с окружающими. «Страдание – это побуждение к деятельности», - заметил Иммануил Кант. Кроме того, страдание сближает людей. Человек, испытывающий душевную боль, как правило, находит сочувствие, поддержку, понимание и помощь. «Когда большую группу молодых людей, - пишет Изард, - попросили представить себе, что, по их мнению, будет, если в мире исчезнет страдание, почти все они ответили, что это будет также мир без радости, без любви, без семьи и друзей. Вероятно, многие из них подумали о том, будет ли это вообще человеческий мир».
Горе – одна из самых тяжелых эмоций. Обычно оно связано с потерей близкого человека, каких-то способностей или ценных качеств личности, положения в обществе или в отношениях с другими людьми. Немецкий психиатр Э.Линдеман выделил несколько признаков глубокого горя: плохое самочувствие, поглощенность потерей, ощущение вины, враждебность по отношению к окружающим, растерянность, утрата привычных моделей поведения. Горе способно надолго выбить человека из колеи и отравить своей горечью, однако оно же помогает стать мудрее, учит ценить жизнь во всех ее проявлениях, находить силы превозмочь себя.
Мощная эмоция – гнев. Его сопровождают всплеск энергии, необузданное желание, во что бы то ни стало добиться своего, прекратить унижение, сломить сопротивление. Сам по себе гнев трудно назвать положительной или отрицательной эмоцией. Он возникает, когда мы сталкиваемся с препятствием на пути к достижению личных целей, а также с несправедливостью, жестокостью. Гнев отражает стремление человека быть самим собой и сообщает всем участникам ситуации, что происходящее задевает его, и он готов за себя постоять.
Разгневанным людям присуща повышенная импульсивность, они готовы к немедленному нападению или защите и потому легко переходят к агрессии. Вместе с отвращением и презрением гнев составляет так называемую триаду враждебности. Именно эти эмоции обычно становятся причиной антиобщественного поведения. Нередко люди выражают свой гнев в формах, уничтожающих или пугающих окружающих. Однако сдерживать такую эмоцию тоже не следует. Лучше научится контролировать силу гнева и овладевать способами выражения собственного недовольства.
Страх охватывает нас, когда мы чувствуем угрозу жизни, здоровью, сложившимся отношениям с людьми, положению в обществе или в кругу друзей. Маленькие дети из века в век боятся темноты и сказочных злодеев. У школьников не мало источников страха, связанных с учебой: контрольные работы, четвертные оценки, экзамены, записи в дневнике. И тем, кто постарше, современная жизнь предоставляет много поводов для испуга: техногенные катастрофы, войны, терроризм, экономические кризисы, болезни и т.д.
Проявляется страх как навязчивое предчувствие беды, ощущение неудовлетворенности, незащищенности. Он способен парализовать волю к действию либо, напротив, породить у человека как необузданную активность в виде панического бегства или бессмысленного суетливого поведения. Страх оказывает сильное влияние на все психические процессы: сужается восприятие – мы видим, слышим и улавливаем только ту информацию, которая связана с этой эмоцией. Мышление замедляется, становится менее гибким. Особое воздействие страх оказывает на мышечную систему: мускулы напрягаются, а в состоянии ужаса человек может просто остолбенеть и на какое-то время потерять подвижность.
В целом страх – разрушительное чувство; оно вторгается в жизнь человека и лишает его сил, желания, свободного взгляда в будущее. В самых острых формах страх даже опасен для жизни и психического здоровья. Известен случай, когда мужчина, укушенный собакой, так боялся заболеть бешенством, что покончил с собой. Собака, как выяснилось потом, была здорова. По оценкам специалистов, исследующих поведение жертв стихийных бедствий и катастроф, большинство пострадавших, которые уцелели в момент происшествия, но не успели дождаться помощи, погибли не от холода, голода или ран, а от страха и отчаяния. «Нет ничего страшнее страха», - заметил бывший президент США Франклин Рузвельт.[2.С 155-162]
Сделаем
вывод, что важно помнить, эмоции
даны нам, а не мы отданы им во владение.
Чувствами можно управлять, а их последствия
– контролировать. Но для этого эмоции
необходимо знать, понимать и принимать,
а значит, нужно уметь внимательно вчувствоваться
в себя, чтобы стать в итоге чуть мудрее.
Как сказал Уильям Шекспир: «Видеть и чувствовать
– это быть, размышлять, это жить».
2.2. АГРЕССИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ВРАЖДЕБНОГО ОТНОШЕНИЯ
Враждебное отношение обычно проявляется как агрессия. Сейчас мы это рассмотрим.
Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Социальные психологи до сих пор спорят по поводу терминологического определения агрессии, но во многом их мнения сходится: мы должны иметь более точный словарь, в котором будет различаться поведение самоуверенное, энергичное, направленное на достижение поставленной цели, и поведение, единственная цель которого – причинить боль, навредить или разрушить. Первое – это напористость, второе – агрессия [5. С 463]
ВРАЖДЕБНАЯ АГРЕССИЯ В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ АГРЕССИИ
Агрессия может быть представлена в виде дихотомии (физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая - непрямая). Рассмотрим вариант дихотомического деления агрессии – агрессию враждебную и инструментальную.
Враждебная агрессии – агрессия, побуждаемая злостью и являющаяся самоцелью. Термин враждебная агрессия приложим к тем случаям проявления агрессии, когда главной целью агрессора является причинение страданий жертве. Люди, проявляющие враждебную агрессию. Просто стремятся причинить зло или ущерб тому, на кого они нападают. Инструментальная агрессия – агрессия являющаяся средством достижения какой-либо цели. Понятие инструментальная агрессия, наоборот, характеризует случаи, когда агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда. Иными словами, для лиц, проявляющих инструментальную агрессию, нанесение ущерба другим не является самоцелью. Скорее они используют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления различных желаний. [5. С 463-464]
Цели, не предполагающие причинения ущерба, стоящие за многими агрессивными действиями, включают принуждение и самоутверждение. В случае принуждения, зло может быть причинено с целью оказать влияние на другого человека или «настоять на своем». Например, по наблюдениям Паттерсона, дети используют разнообразные формы негативного поведения: стучат кулаками, капризничают и отказываются слушаться – и все это делается с целью удержать власть над членами семьи. Конечно, подобное поведение закрепляется, когда маленьким агрессорам периодически удается вынудить своих жертв пойти на уступки. Аналогично агрессия может служить цели самоутверждения или повышения самооценки, если такое поведение получает одобрение со стороны других. Например, человек может показаться «несгибаемым» и «сильным» в отношениях с другими, если нападает на тех, кто его провоцирует или раздражает.
Информация о работе Вражда как негативное межличностное отношение