Вражда как негативное межличностное отношение

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы изучить вражду как негативные межличностные отношения.
В курсовой работе раскрою, во-первых, само понятие межличностных отношений, во-вторых, рассмотрю вражду как чувство и отношение, и, в-третьих, преодоление вражды.
Ведь вражда есть зло, которое угрожает всему человечеству, поэтому мы должны с ним бороться. А для того, чтобы это стало возможным, мы должны хорошо знать эту проблему.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Межличностные отношения……………………………………………4
1.1. Понятие и виды межличностных отношений……………..4
1.2. Вражда как негативное межличностное отношение……...7
2. Вражда как чувство и отношение………………………………………12
2.1. Негативные эмоции как содержание вражды.…………....12
2.2. Агрессия как проявление враждебного отношения……...16
3. Преодоление вражды……………….…………………………………...20
Заключение…………………………………………………………………28
Список используемой литературы ……………………………………….29

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

     Яркий пример инструментальной агрессии представляет собой поведение подростковых банд, которые слоняются по улицам больших городов в поисках случая вытащить кошелек у ничего не подозревающего прохожего, завладеть бумажником или сорвать с жертвы другое украшение. Насилие может потребоваться  при совершении кражи – например, в тех случаях, когда жертва сопротивляется. Однако основная мотивация подобных действий – нажива, а не причинение боли и страданий намеченным жертвам. Дополнительным подкреплением агрессивных действий в этих случаях может служить восхищение ими со стороны приятелей.

     Хотя  многие психологи признают существование  различных типов агрессии, везде  это положение вызывает полемику. Так, по мнению Бандуры, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлены на решение конкретных задач, а поэтому оба типа можно считать инструментальной агрессией. [1. С 230-235]

     А сейчас дадим определение агрессивному поведению и рассмотрим с разных точек зрения.

     Агрессивное поведение – это наступательное поведение, обусловленное аффектом.

     Наша  агрессивность может проявляться  по отношению к другим людям, к  различным общественным институтам (государство, школа церковь). Так, например, Зигмунд Фрейд видел источник агрессии в инстинкте смерти. Альфред  Адлер усматривал причину агрессии, наоборот, в стремлении к власти. Нередко единый источник мотивов, приводящих к агрессии, был предметом споров, и его склонялись видеть в том, какой ответ следовал на специфические внешние помехи и угрозы. Наверное, возникновение агрессии обусловлено целым рядом причин.

     Агрессия  большинством понимается в негативном смысле, как гнев, нападение. Как  было отмечено выше, употребляемые  слова имеют формообразующее  влияние на наше поведение. Со словами  приходят образы. Представления вызывают чувства.

     Тот, кто хочет установить новые связи должен понимать, что может своим появлением вызвать негативные чувства, поэтому ему нужно соответствующим поведением, употребляемыми словами и посланиями на языке тела просигнализировать о безопасности своего присутствия. Это можно проиллюстрировать примером из поведения животных: серые журавли ожесточенно защищают свои гнездовья от всех, кто пытается к ним приблизиться, в том числе от людей. Но если им протянуть строительные элементы для гнезда (палочки тростника, веточки), то возникает миролюбивое поведение. Такими же «подкупными», как серые журавли, являются и люди. Когда нам предлагают поддержку или что-либо выгодное для нас, то мы не прибегаем к защитным механизмам.

     Агрессию  может вызвать не только выбор  слов и их выразительность, но и сама манера поведения. На плотно населенных территориях, когда люди проживают вблизи друг друга, агрессивное поведение наблюдается чаще, чем в тех случаях, когда у отдельного индивида в распоряжении имеется достаточное жизненное пространство. [10. С 33-35]

     Таким образом, агрессия проявляется в двух формах: враждебная агрессия, проистекающая от таких эмоций, как злость, и направленная на причинение ущерба, и инструментальная агрессия, понимаемая как средство достижения какой-либо позитивной цели. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ПРЕОДОЛЕНИЕ ВРАЖДЫ 

     В этой главе мы поговорим о возможности  человека управлять своим поведением и эмоциями.

     Как я уже говорила выше, эмоции – это своеобразные пристрастные оценки, которые мы выставляем тем или иным жизненным ситуациям, другим людям и самим себе.

     Эмоции  как целесообразные приспособительные  жизненные реакции человека служат одновременно несколькими целями: они  позволяют судить о состоянии  удовлетворения потребностей; стимулируют и регулируют его деятельность; определяют определенную роль в общение людей, сигнализируя им, о психологических состояниях друг друга. Эмоции отражают как состояние организма, так и состояние психики или сознания человека.

     Главное в регуляции эмоций состоит в  умении предупреждать их возникновение. Для этого нужно знать:

     - когда и при каких обстоятельствах  чаще всего возникают нежелательные  эмоции;

     - что этим эмоциям предшествует (образы и мысли, которыми сопровождается  возникновение соответствующей  эмоции в типичных случаях);

     - каким образом можно предупредить возникновение соответствующей эмоциональной реакции.

     Рассмотрим  каждый из указанных факторов в отдельности  вместе с возможными способами управления ими.

     Разные  люди в зависимости от их индивидуальности и личного опыта по-разному  реагируют на те или иные обстоятельства жизни. Холерики, например, в целом более эмоциональны, чем флегматики. На сравнительно незначительные жизненные события они реагируют бурно, их эмоциональная реакция ярко выражена. Подобного рода эмоциональность, вызванная индивидуальными различиями в темпераментах, является чаще всего природно обусловленной, т.е. зависит от врожденных особенностей нервной системы человека. Поэтому такую внутреннюю эмоциональную реакцию некоторых людей на обстоятельства надо принимать как должное и просто привыкать к ней как к неизбежной.

     Но  есть эмоциональность и другого  рода, представляющая собой дурные привычки, сложившиеся в процессе жизни человека. Такими реакциями  он, в принципе, в состоянии управлять, но для этого ему нужно знать их причину, выработав у себя новую, более адекватную форму эмоционального реагирования на те же самые жизненные обстоятельства.

     Первый  шаг на пути избавления от подобного  рода эмоций состоит в том, чтобы  узнать и почувствовать, когда, при  каких обстоятельствах соответствующие неадекватные эмоциональные реакции возникают и как они развиваются, выходя за пределы разумного. В связи с этим вы должны ответить на следующие вопросы:

     1.Есть  ли у меня неадекватные эмоциональные  реакции?

     2.При  каких обстоятельствах они возникают?

     3.В чем эти реакции проявляются?

     4.Как  можно практически воздействовать  на эти реакции?

     Ответить  на эти вопросы можно, проанализировав  свое поведение в различных жизненных  ситуациях, поговорив с близкими, прослушав записи собственного голоса или же просмотрев видеозаписи собственного поведения в ряде эмоциональных ситуаций. Неплохо, если к вашему самоанализу подключится персональный психолог.

     Внешнему  проявлению эмоций обычно предшествуют, определенные образы и мысли, которые  обязательно нужно знать. Они, как правило, индивидуальны у разных людей. Воздействовать на них легче, чем на сами эмоции, используя, например, методику авторингена.

     Пути  предупреждения эмоций сугубо индивидуальны. Найти их можно, только постоянно экспериментируя над собой. В частности, выработать у себя полезные привычки, о которых говорится в известной книге Д.Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить нормально», или воспользоваться советами и рекомендациями, содержащимися в других книгах по практической психологии.

     Но  в любом случае успех не приходит сразу. Требуется большая, систематическая и настойчивая работа человека над собой, так как нежелательные эмоциональны реакции, от которых хочется избавиться, представляют собой довольно устойчивые жизненные привычки, психологические установки, автоматически возникающие на подсознательном уровне и реализуемые вне непосредственного сознательного и волевого контроля со стороны человека.

     С собственными эмоциями, к сожалению, нам часто приходится иметь дело не тогда, когда они возникают, а уже тогда, когда они существуют, и действуют, и мы находимся в их власти. Тем не менее, необходимо научится сдерживать, блокировать их, не давать развиваться дальше. Здесь, однако, требуется иная тактика поведения.

     При возникновении эмоции нужно постараться отвлечься от причин, ее вызывающих, и сосредоточить свое внимание на самой эмоции, поставив перед собой цель, сдержать ее, не дать разрастись и проявиться вовне. Хорошим отвлекающим приемом может служить переключение внимания на какой-либо объект или дело, связанное с другой, не менее актуальной потребностью. Если, например, вы получили плохую оценку и сильно переживаете, вспомните, что вы давно собирались встретиться с другом детства или купить какую-то вещь. Переключитесь на эти занятия, это отвлечет вас от неприятного события и успокоит.

     Есть  меры, направленные на прекращение, угасание уже возникшей эмоции. Это, прежде всего, внутреннее расслабление и самовнушение успокаивающего характера. Здесь вполне могут оказаться полезными специальные упражнения, например расслабление отдельных групп мышц и тела в целом, повторение фраз самоуспокоительного типа: «Я спокоен», «Я сдерживаю свои эмоции», «Я расслаблен», «Мне становится лучше» и другие.

     Уже возникшая эмоция исчезает не сразу, и для полного эмоционального самоуспокоения требуется от 10 – 15мин до нескольких часов. Вначале, когда эмоция охватывает человека, и он пытается ее сдержать, кажется, что и мышечное расслабление, и самовнушение ничем не помогают. Но на самом деле это не так. Просто эмоции связаны с мышцами, которые крайне медленно сокращаются и расслабляются. В момент самовнушения обычно идет длительная внутренняя борьба между факторами, сохраняющими эмоцию, и факторами, которые ей препятствуют. Эта борьба требует как минимум нескольких минут. Обычно она кончается победой человека, если он, не отвлекая свое внимание от эмоции, настойчиво пытается ее погасить.

     Внутренняя  победа человека над собственной  эмоцией проявляется, в частности, в том, что он начинает чувствовать себя спокойнее, физически и психологически расслабленным. Дальше для того, чтобы окончательно погасить эмоцию, требуется только поддержать ее и связанные с ней состояния в течение определенного времени, причем такое время обычно равняется тому, которое необходимо, чтобы психологически добиться важного перелома в динамическом развитии эмоционального состояния, о котором шла речь выше. [8. С 235-238]

     Дадим определение поведения. Поведение – целесообразная активность живого организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром. В основе поведения лежат потребности живого организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению.

     Обычно  под поведением понимают внешне проявляемое  поведение, то есть действия, которые  могут быть замечены – тип ходьбы, мимика, дыхания движение глаз; речь – от крика до проговаривания про себя; физиологические реакции – расширение зрачков, изменение пульса и т.д. Рассмотрим мысленное, внутреннее поведение – предположительно, мысленный процесс человека, его думанье. В мыслительном поведении можно предполагать привычки восприятия (то, как человек обычно воспринимает окружающий мир и происходящие в нем события, на что он обращает внимания, а чего не замечает), эмоциональные привычки (то, как человек привык оценивать происходящее) и волевые привычки (то, как человек привык обдумывать и принимать мысленные решения). Мысленное поведение – всегда предполагаемое; мы не можем знать наверняка, что оно есть, оно не может быть замечено напрямую. Мы предполагаем, что оно есть, так как мы замечаем изменения во внешнем поведении, которые не можем связать с окружающими условиями, и потому предполагаем причины внутри человека. То есть внутреннее поведение проявляется только опосредованно, через внешнее поведение. Следовательно, всегда существует возможность неправильно толковать внутренние поведение, по проявлениям внешнего поведения. [9. 240-242]

     Эмоции  в своих проявлениях тесно  связаны с поведением человека, причем эта связь двухсторонняя. С одной  стороны, эмоции проявляются в поведении  и фактически управляют им, с другой стороны, поведение влияет на эмоции, ослабляя или усиливая их. Практически невозможно научится эффективно управлять эмоциями; не научившись одновременно сознательно регулировать свое поведение. Справедливо и обратное: человек, который не в состоянии управлять своими эмоциями, не может контролировать и собственное поведение.

     Что же касается поведения человека поддается  и не поддается сознательной саморегуляции? Ответ в основном будет тот  же, что и относительно эмоций: сознательному, волевому самоуправлению в поведении человека поддается то, что им осознается, и еще не достигло такой силы, за пределами которой практически утрачивается волевой самоконтроль. Это обычно происходит тогда, когда возникшее настроение, эмоция и чувство переходят в аффект, страсть и стресс.

Информация о работе Вражда как негативное межличностное отношение