Вражда как негативное межличностное отношение

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы изучить вражду как негативные межличностные отношения.
В курсовой работе раскрою, во-первых, само понятие межличностных отношений, во-вторых, рассмотрю вражду как чувство и отношение, и, в-третьих, преодоление вражды.
Ведь вражда есть зло, которое угрожает всему человечеству, поэтому мы должны с ним бороться. А для того, чтобы это стало возможным, мы должны хорошо знать эту проблему.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Межличностные отношения……………………………………………4
1.1. Понятие и виды межличностных отношений……………..4
1.2. Вражда как негативное межличностное отношение……...7
2. Вражда как чувство и отношение………………………………………12
2.1. Негативные эмоции как содержание вражды.…………....12
2.2. Агрессия как проявление враждебного отношения……...16
3. Преодоление вражды……………….…………………………………...20
Заключение…………………………………………………………………28
Список используемой литературы ……………………………………….29

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Дальневосточный государственный технический университет

(ДВПИ  им. В.В.Куйбышева) 
 
 
 
 

Кафедра социологии и социальной работы 
 
 
 
 
 
 
 

ВРАЖДА  КАК НЕГАТИВНОЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ  ОТНОШЕНИЕ 
 
 
 

                                                                          Руководитель

                                                                                           доцент Т.Н. Сверкунова 

                                                                      Выполнила

                                                                             А.Г. Кайдалова 

                                                                              _____________

                                                                     (подпись)

                                                                                            «____»_________2008 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Владивосток 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение……………………………………………………………………3

1. Межличностные  отношения……………………………………………4

               1.1. Понятие и виды межличностных отношений……………..4

               1.2. Вражда как негативное межличностное отношение……...7

2. Вражда  как чувство и отношение………………………………………12

                2.1. Негативные эмоции как содержание вражды.…………....12

                2.2. Агрессия как проявление враждебного отношения……...16

3. Преодоление вражды……………….…………………………………...20

Заключение…………………………………………………………………28

Список  используемой литературы ……………………………………….29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Будет неправильным рассмотрение становления личности индивида в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений в которые он включается. Природа межличностных отношений сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности - её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях - в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими. Рассмотрим негативную сторону межличностных отношений.

     Для данной работы я изучила литературу, в целом посвященную этой проблеме. Наиболее интересными мне показались следующие работы: учебник «Практическая психология: познание себя, влияние на других людей», так же литература, посвященная непосредственно взаимоотношениям «Психология личности. Мир взаимоотношений».

     Цель  работы изучить вражду как негативные межличностные отношения.

     В курсовой работе раскрою, во-первых, само понятие межличностных отношений, во-вторых, рассмотрю вражду как чувство и отношение, и, в-третьих, преодоление вражды.

     Ведь  вражда есть зло, которое угрожает всему человечеству, поэтому мы должны с ним бороться. А для того, чтобы это стало возможным, мы должны хорошо знать эту проблему. 
 
 

1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

     1.1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

     Для анализа межличностных отношений нужно их определить. Дадим определение межличностных отношений.

     Межличностные отношения – это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия. Готовность к взаимодействию, сопровождающимся эмоциональным переживанием: положительным, индифферентным, отрицательным. Рассмотрим широкий диапазон явлений, охватываемый межличностными отношениями, все они могут быть классифицированы с учетом трех компонентов взаимодействия: 1) восприятие и понимание людьми друг друга; 2) межличностная привлекательность (притяжение, симпатия); 3) взаимовлияние и поведение (в частности, ролевое). Главным регулятором межличностных отношений является межличностная привлекательность, которая может возникнуть даже при зрительном контакте до обмена информацией и переходит (если не исчезает) после реального непосредственного и достаточно длительного общения. [www.studentu.ru]

     Существуют  основные виды взаимоотношений людей: личные и деловые, эмоциональные и рациональные, официальные и неофициальные, координационные и субординационные.

     Личными называют взаимоотношения, которые возникают между людьми как личностями. В основе личных взаимоотношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу, а также индивидуальные, психологические особенности этих людей. Чувства людей могут быть положительными и отрицательными, включать в себя такие, например, переживания, как симпатии, антипатии, любовь, вражду, ненависть, уважение, не уважение, признание, непризнание, доверие, недоверие и ряд других. Что касается индивидуальных особенностей, которые могут оказывать влияние на взаимоотношения людей, то к ним относятся способности, темперамент, характер, воля, потребности. Личные взаимоотношения людей всегда носят субъективные характер, они выражают собой сугубо индивидуальное, личное отношение одного человека к другому, которое может, не разделятся другими людьми. Личные взаимоотношения мало зависят от возраста людей, от того, какое положение они занимают в обществе, от профессии, от других социально-демографических характеристик человека.

     Деловые взаимоотношения людей в отличие от личных основаны не на чувствах, а на тех ролях, которые люди играют в совместной деятельности, на обязательствах, которые они берут на себя в совместной работе, или на обязанностях, которые другие люди возлагают на них. Характер деловых взаимоотношений людей на прямую не определяется эмоциями, которые люди испытывают в отношении друг друга, а больше зависят от распределения между ними ролей в совместной деятельности. [6. С 107]

     Эмоциональными называют взаимоотношения, которые основаны на эмоциях и непосредственно выражаются в эмоциях, переживаемых одним человеком в отношении другого человека.

     Рациональные  взаимоотношения людей – основанные на разумных расчетах и выводах, строятся, исходят из ожидаемой или реальной пользы, которую один человек может принести или на самом деле приносит другому человеку. Рациональные взаимоотношения не всегда совпадают с эмоциональными взаимоотношениями и могут быть даже противоположенными им. [6. С 107-108]

     Официальные – это взаимоотношения людей, которые установлены и поддерживаются официально, в соответствии с какими-либо нормативными, правовыми актами. Такими актами могут быть законы, уставы, положения, приказы, инструкции и т.п. В официальные отношения люди чаще всего вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий, и это объединяет официальные отношения с деловыми взаимоотношения. Не все официальные отношения являются деловыми, равно как и не все деловые отношения выступают как официальные.

     Неофициальными  называют взаимоотношения людей, которые не носят официального характера, т.е. не регулируются правовыми актами. Неофициальными иногда называют взаимоотношения между людьми, которые складываются помимо тех должностных, деловых взаимоотношений, в которых они обязаны, находится друг с другом.

     Координационные – это взаимоотношения людей, в которые они вступают как вполне равноправные, независимые люди, в которых они лишь согласуют, координируют свои действия друг с другом, но не зависят друг от друга и не подчиняются друг другу.

     Субординационные – это взаимоотношения, имеющие различный социальные статус, занимающие разные должности или различное положение в обществе. Это – неравноправные взаимоотношения, при которых одни люди подчиняются другим людям и зависят от них. Например, взаимоотношения между руководителем и подчиненным. [6. С 108]

     Тем самым система отношений, которые складываются между людьми. В отличие от животных люди не просто взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга влияние, они еще и определенным образом, субъективно друг к другу относятся. Человеческие отношения могут существовать даже тогда, когда прямого общения или взаимодействия между людьми нет. Взаимоотношения людей представляют собой особого рода внутреннюю установку, с позиций которой люди подходят к общению друг с другом. 
 
 
 
 

1.2. ВРАЖДА КАК НЕГАТИВНОЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ

     Межличностные отношения можно разделить на позитивные и негативные отношения

     Вражда  – это отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью. Во-первых, она антипод, во-вторых, вражда нередко возникает на основе вырождения дружеских и других не сложившихся интимных отношений, в-третьих, дружба, любовь и вражда находятся на разных точках одного и того же континуума человеческих межличностных отношений.

     Но  вместе с тем вражда независима от остальных отношений и может  возникнуть самостоятельно, из индифферентных поначалу отношений.

     Отношения типа вражды можно определить как  проникнутые взаимоотношения неприязнью и ненавистью людей. Следует признать, что в обществе в период революционных преобразований такие отношения проявляются не реже, чем дружеские и любовные. Почему же вражда существовала, существует и, наверное, всегда будет существовать?

     Прежде  всего, потому, что интересы людей существенно различны, а потребности их таковы, что зачастую могут быть удовлетворены лишь за счет нарушения или пренебрежения интересами других людей. Тот, кто имеет от жизни больше, вызвал и, вероятно, всегда будет вызывать у людей, в основном неимущих, чувство зависти. От этого чувства человечеству вряд ли когда-либо удастся полностью избавиться. История человеческих отношений и страстей, наглядно и красочно представленная нам писателями и философами прошлого, убедительно свидетельствуют о том, что люди, какими они были сотни лет тому назад, такими остаются и сейчас. Все это говорит о том, что существуют неустранимые причины для проявления неприязни и даже ненависти между людьми.

     Назовем и другие субъективные факторы среди этих причин. Основной из них – интеллектуальные и личностные индивидуальные различия, которые зачастую ведут к непонимаю друг друга и различного рода конфронтации.

     Не  все люди от природы наделены одинаковой способностью к пониманию того, что  происходит с ними и вокруг них. То, что очевидно для одного человека, может стать неразрешимой проблемой для другого. То, что одному человеку дается легко, у другого может вызвать серьезные затруднения. Есть, например, люди – и таких большинство, -  мышление которых построено на когда-то однажды усвоенных правилах логики, и с тех пор они в своих рассуждениях неизменно им следуют. Но есть и другие люди, которые этой логики просто не знают, не понимают и, следовательно, не осознают алогичность своего мышления. Общаясь с таким человеком, бесполезно пытаться добиться того, чтобы он в своих умозаключениях строго следовал логическим правилам. Здесь мы нередко встречаемся с взаимным двухсторонним психологическим барьером непонимания людей: с одной стороны, обнаруживается непонимания пренебрежение логикой необученного ей человека, а с другой – непонимание того, кто ею владеет.

     Но  это только одно из возможных индивидуальных различий интеллектуального характера, которое может породить неприязнь и привести к вражде. Другое – значительные различия в уровне образования, до сих пор сохраняющиеся среди людей. Эти различия приводят к тому, что люди становятся малоинтересными друг для друга.

     Известно, что искрений и глубокий интерес  человека может проявлять только к тому предмету, который ему хотя бы немного знаком. Например, к математике обычно проявляют интерес люди, которые ею занимались; живописью, литературой, музыкой, техническим конструированием более всего интересуются художники, писатели, музыканты, инженеры; человек, который сам никогда не занимался каким-либо видом спорта, вряд ли станет настоящим любителем и профессиональным ценителем этого вида деятельности. Люди, обладающими разным жизненным опытом, естественно, не понимают друг друга, и чем больше эти различия, тем глубже может стать недопонимание между ними. Само по себе оно, конечно, еще не ведет к вражде. Но, углубляясь желанием, во что бы то ни стало обратить другого в свою веру, оно может породить взаимную неприязнь людей. Так обычно возникает непонимание между людьми, разными по возрасту, профессиональной принадлежности, жизненным интересам.

Информация о работе Вражда как негативное межличностное отношение