Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 11:42, контрольная работа
Проблема борьбы с трудными жизненными ситуациями приобретает все большую популярность. Этому в немалой степени способствует большая подверженность жизни современного человека различным опасностям, а также высокая мобильность социальных отношений, приводящая его к неординарным ситуациям.
Введение…………………………………………………………………….3
Виды трудных жизненных ситуаций……..….………………………..4
Типология трудных жизненных ситуаций……………………………9
Человек в трудной жизненной ситуации …………………………...16
Заключение ..……………………………………………………………...21
Литература………………………………………………………………...22
План
Введение……………………………………………
Заключение ..……………………………………………………………...21
Литература………………………………………
Введение
Проблема борьбы с трудными жизненными ситуациями приобретает все большую популярность. Этому в немалой степени способствует большая подверженность жизни современного человека различным опасностям, а также высокая мобильность социальных отношений, приводящая его к неординарным ситуациям.
Россия, как никакая страна в мире, накопила огромный опыт выживания в нечеловеческих условиях сталинских лагерей, вынужденной эмиграции, всевозможных гонений и притеснений. То, что наш народ все это с честью преодолел, сохранил свою самобытность, мировой престиж в сфере науки и искусства, свидетельствует о том, что он располагает подспудными знаниями мудрости выживания и сохранения своей души.
Среди авторов, занимавшихся изучением трудных жизненных ситуаций, можно назвать Б.С.Братусь, Л. Ф. Бурлачук, Ф. Е. Василюка, Е. Е. Данилову, К. Муздыбаева, М. Тышкову и др. Изучению проблемы эмоциональных состояний посвящены многие современные исследования С. В. Ковалева, Д. Магнуссона, А. В. Филиппова и др.
Термин
«трудная жизненная ситуация» относится
к числу понятий, наиболее часто
употребляемых в
Сущностная особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации.
Для того чтобы понять сущность поведения человека, необходимо выяснить содержание и структуру ситуаций, которые составляют жизнь и деятельность человека.
Ситуация может быть определена с позиции двух подходов: первый подход заключается в понимании ситуации как внешних условий протекания жизнедеятельности человека; второй подход рассматривает ситуацию как результат активного взаимодействия личности и среды. Ситуация, как объективная совокупность элементов среды, оказывает обуславливающее, стимулирующее и корректирующее воздействие на человека.
Трудная
ситуация всегда характеризуется
Любая
трудная ситуация приводит к нарушению
деятельности, сложившихся отношений,
порождает отрицательные эмоции
и переживания, вызывает дискомфорт,
что при определенных условиях может
иметь неблагоприятные
Трудные жизненные ситуации, под влиянием которых складываются способы поведения, и формируется отношение к затруднениям, имеют различный характер.
Существуют различные подходы к анализу ситуаций: структурный и содержательный и два основных подхода к описанию ситуаций: описательный и классификационный.
Для исследования, наряду с обычными ситуациями, представляют интерес трудные ситуации, являющиеся особым случаем психологических ситуаций. Концепция трудной ситуации разрабатывается в соответствии с представлениями К. Левина о психологической ситуации как актуальной системе взаимодействия личности и ее окружения.
Трудные ситуации возникают в случае неуравновешенности в системе отношений личности и ее окружения или несоответствия между целями стремлениями и возможностями их реализации, или качествами личности. Подобные ситуации предъявляют повышенные требования к способностям и возможностям человека, к его моральному и материальному потенциалу, ограничивают его активность.
Существует
несколько классификаций
Некоторые исследователи предлагают классифицировать их по степени участия человека:
1) трудные
жизненные ситуации;
2) трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи;
3) трудные ситуации, связанные с социальным воздействием.
Ф. Е. Василюк выделяет четыре основных типа в соответствии с особенностями ситуаций: стресс, фрустрацию, конфликт и кризис.
По типам трудностей классифицирует трудные жизненные ситуации Муздыбаев К.:
- по интенсивности;
- по величине потери или угрозы;
- по длительности (хронические, краткосрочные);
- по степени управляемости событий (контролируемые, неконтролируемые);
- по уровню влияния.
К. Флейк-Хобсон рассматривает трудные жизненные ситуации, характерные для детей, и выделяет два типа ситуаций повышенного риска.
1. Ситуации, связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности: враждебная, жестокая семья; эмоционально отвергающая семья; не обеспечивающая надзора и ухода семья; негармоничная семья (распадающаяся или распавшаяся); чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперопека); появление нового члена семья (отчим, мачеха, брат, сестра); противоречивое воспитание или смена типа; чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).
2. Ситуации, вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи: помещение в чужую семью; направление в детское учреждение; госпитализация.
Такого рода ситуации, оказывая существенное влияние на весь ход психического развития, способны серьезно нарушить социальную адаптацию ребенка, глубоко деформировать его психику. Перечисленные ситуации охватывают наиболее существенные, значимые жизненные отношения ребенка, поэтому их наличие должно предопределять серьезные отрицательные последствия для развития личности.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-Ф3, ст. 1 сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь (дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети - инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно - воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи).
Для всех трудных жизненных ситуаций характерно нарушение устойчивости привычного образа жизни и возникновение необходимости изменений.
Существуют и другого типа трудные ситуации, которые с большей вероятностью могут встретиться в жизни практически каждого человека. Это так называемые «ситуации стресса обыденной жизни» – повседневные, зачастую, и повторяющиеся события, способные вызвать затруднения и отрицательные переживания (например, посещение зубного врача, ссора с
товарищем, ответ на экзамене, увольнение и др.). Их влияние на развитие личности не менее велико.
Это можно объяснить тем, что все подобные ситуации нужно преодолевать, каждый раз необходимо находить то или иное решение. Именно в таких обыденных ситуациях человек приобретает удачный или неудачный опыт преодоления препятствий, определяет собственное отношение к трудностям, пробует, «примеряет» разные способы действия, вырабатывает наиболее приемлемую для себя тактику поведения.
Кроме того, трудные жизненные ситуации можно разделить на 4 сферы: межличностные отношения, деловая сфера, экстремальные и криминальные ситуации и смерть близких людей. Под экстремальными понимаются ситуации связанные с попаданием в необычные положения, выходящие за рамки обыденной жизни. В эту категорию вошли такие ситуации, как оказаться в чужом городе без денег, заболеть тяжелой болезнью. Сюда же относится развод родителей и переезд на новое место жительства, поскольку оба эти события приводят к существенным переменам в жизни человека.
Так же, все ситуации возможно разделить на две категории, в зависимости от степени их обратимости. Под обратимыми ситуациями понимаются такие, при которых возможно восстановление исходного состояния человека и позитивное разрешение возникшей проблемы. Необратимые ситуации те, которые приводят к необратимым изменениям личности человека и его жизни, и которые имеют более существенные последствия.
Трудные жизненные ситуации являются составной частью процессов социализации:
Таким образом, трудные жизненные ситуации возникают или в случае
неуравновешенности
в системе отношений личности
и ее окружения; или несоответствия
между целями, стремлениями и возможностями
их реализации и качествами личности.
Подобные ситуации предъявляют повышенные
требования к способностям и возможностям
человека, к его личностному потенциалу
и стимулируют его активность.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения», принятым Государственной Думой РФ 15 ноября 1995г, Басов Н.Ф. выделяет следующую типологию трудных жизненных ситуаций:
Рассмотрим некоторые из них более конкретно.
Инвалидность — препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.
Принято различать следующие ключевые понятия:
Инвалид — человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.
Присвоение
статуса «инвалид» обладает юридическим
и социальным смыслом, так как
предполагает определенные особые взаимоотношения
с обществом: наличие льгот, получение
выплат, ограничения в дееспособности.
Некоторые специалисты