Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:39, статья
Один из выдающихся представителей социологической науки Э.Дюркгейм (1858-1917) родился во французском г. Эпиналь в семье равнина. Здесь он закончил коллеж, отсюда отправился для продолжения обучения в Париж, где провел большую часть жизни, написал многие труды, создал кафедру социологии Сорбонны и умер (прямо по французскому афоризму: "Поэты рождаются в провинции, а умирают в Париже"). В парижском Лицее Людовика Великого Дюркгейм готовился к конкурсному экзамену для подготовки в Высшую нормальную школу, куда поступил в 1879 г. В это время в пансионе Жоффре он познакомился с Ж. Жоресом, будущим руководителем Французской социалистической партии, страстным борцом против колониализма, милитаризма и войны. В Высшей нормальной школе, одном из наиболее сильных учебных заведений Франции, он слушал лекции знаменитых ученых того времени - историка Ф. де Куланжа и философа Э. Бугру. Сдав в 1882 г. экзамен на звание преподавателя философии, он на три года уехал преподавать эту дисциплину в Сане и Сен-Кантен.
Эмиль Дюркгейм: краткая биография, социологические теории (социологизм, социальная солидарность, аномия).
Макс Вебер: краткая биография, социологические теории (социология религии и экономики, «идеальные типы», «понимающая социология»).
Сравнительный анализ социологических воззрений Э. Дюркгейма и М. Вебера.
Социологические теории Эмиля Ддюркгейма иМакса Вебера.
Краткая биография Эмиля Дюркгейма.
Один из выдающихся
представителей социологической науки
Э.Дюркгейм (1858-1917) родился во французском
г. Эпиналь в семье равнина. Здесь он закончил
коллеж, отсюда отправился для продолжения
обучения в Париж, где провел большую часть
жизни, написал многие труды, создал кафедру
социологии Сорбонны и умер (прямо по французскому
афоризму: "Поэты рождаются в провинции,
а умирают в Париже"). В парижском Лицее
Людовика Великого Дюркгейм готовился
к конкурсному экзамену для подготовки
в Высшую нормальную школу, куда поступил
в 1879 г. В это время в пансионе Жоффре он
познакомился с Ж. Жоресом, будущим руководителем
Французской социалистической партии,
страстным борцом против колониализма,
милитаризма и войны. В Высшей нормальной
школе, одном из наиболее сильных учебных
заведений Франции, он слушал лекции знаменитых
ученых того времени - историка Ф. де Куланжа
и философа Э. Бугру. Сдав в 1882 г. экзамен
на звание преподавателя философии, он
на три года уехал преподавать эту дисциплину
в Сане и Сен-Кантен.
В 1885-1886 гг., взяв годовой отпуск
для занятий общественными науками, Дюркгейм,
как говорят в наше время, "повышал квалификацию"
в Париже, а затем в Германии у известного
социального психолога В. Вундта. Это позволило
ему в течение следующего года написать
и опубликовать сразу три статьи, после
чего в 1887 г. решением министра он был назначен
профессором педагогики и социологии
в университете г. Бордо. Курс, который
читал здесьДюркгейм, был первым курсом
социологии во французских университетах.
И еще одно обстоятельство нужно здесь
отметить: именно с этого периода социология
и педагогика оказались тесно связанными
в теоретической и практической (педагогической)
деятельности французского ученого. В
конце 1880-х - начале 1890-х гг. Дюркгейм продолжает
преподавать и пишет статьи на самые разные
темы: об убийстве и рождаемости, о дефиниции
социализма и др.
Последнее десятилетие XIX в. можно определить
как самый плодотворный - с точки зрения
написания работ крупной формы - этап в
творчестве Дюркгейма. В 1893 г. он защищает
докторскую диссертацию на тему "О разделении
общественного труда" - вместе с диссертацией
на латинском языке "Вклад Монтескье
в становление общественной науки".
Первая диссертация была опубликована
в этом же году в виде книги. Вслед за ней,
в 1895 г., он издает следующую свою монографию
— "Правила социологического метода"
(в русском переводе книга получила название
"Социологический метод"), а еще через
два года, в 1897 г. новую работу под названием
"Самоубийство". Помимо трех наиболее
фундаментальных своих работ (как выяснилось
впоследствии) Дюркгейм написал и опубликовал
несколько крупных статей в "Философском
обозрении" и основанном им в 1896 г. "Социологическом
ежегоднике". Так что, действительно,
десятилетие (а, точнее, семилетие, начиная
с 1893 г.) стало необыкновенно результативным
в творческом отношении.
Новый этап в деятельности, прежде всего
педагогической, начинается с 1902 г., когда
его приглашают внештатным сотрудником
в Сорбонну на кафедру педагогики филологического
факультета. Помимо вопросов образования
и воспитания, которые его очень привлекают
не только как теоретика, но и практика-педагога,
он все больше и больше занимается религиозной
проблематикой. Многолетний интерес к
последней, в конце концов, находит свое
отражение в еще одном фундаментальном
произведении - "Элементарные формы
религиозной жизни" (1912), которое многие
специалисты по творчеству социолога
считают самой значительной его работой.
С1906 г. он становится штатным профессором
и руководителем названной выше кафедры,
где преподает и социологию, и педагогику.
В 1913 г. кафедра получает название кафедры
социологии Сорбонны.
Все эти годы Дюркгейм посвящает много
времени социологическим проблемам морального
сознания, образования и воспитания. В
этой связи следует назвать его знаменитую
лекцию "Педагогика и социология"
(изданную отдельной работой), сообщение
во Французском философском обществе
"Детерминация морального факта",
лекционный курс в Коллеж де Франс "Выдающиеся
педагогические учения во Франции начиная
с XVIII в.", выступление на философском
конгрессе в Болонье на тему "Суждение
о реальности и ценностное суждение".
Начавшаяся в 1914 г. мировая война приносит
Дюркгейму горе и страдание. В 1916 г. погибает
на Салоникском фронте его единственный
и горячо любимый сын, подававший большие
надежды молодой социолог, в котором отец
видел продолжателя своего дела. Смерть
сына усугубила болезнь и ускорила кончину
Дюркгейма. Это произошло в ноябре 1917 г.
Французский ученый остро чувствовал
кризис буржуазного общества и стремился
противопоставить ему, снять его отрицательное
влияние с помощью социологическогообоснования
планов общественного переустройства.
Для достижения этой цели он активно использовал
популярный в конце XIX - начале XX в. лозунг
общественной солидарности, уделив немало
внимания его теоретическому обоснованию.
Будучи настроенным антиреволюционно
и реформаторски, Дюркгейм приветствовал
создание и организацию профессиональных
корпораций, которые, по его мнению, существенно
улучшают общественную мораль. Работая
многие годы в области теории и практики
педагогики, он считал, что существенной
перестройке должна подлежать вся система
образования и воспитания. Значительную
положительную роль в этом процессе, по
его мнению, призвана была сыграть социология.
Исследования Дюркгейма в области религии,
развивавшиеся параллельно с изучением
воспитания и обучения, привели его к пониманию
необходимости борьбы против церковного
влияния на школьное и университетское
образование, против засилья клерикалов.
Он внес немалый вклад в обоснование политики
отделения церкви от. государства и школы
от церкви. Эта борьба, в которой ученый
участвовал непосредственно, увенчалась
успехом: во Франции в 1905 г. был принят
соответствующий закон.
Дюркгейм создал и оставил после себя
мощную школу социологов, которая просуществовала
вплоть до начала 1930-х гг. Его учениками
были такие известные исследователи, как
М. Мосс, М. Хальбвакс, Ф. Симиан, Э. Леви-Брюль,
А. Юбер, А. Герц и др. Французский мыслитель
был не чужд политических страстей, о его
связях с французскими социалистами и
дружбе с их вождем Ж. Жоресом много говорилось
и писалось в свое время. Но его отношение
к социализму как учению было неоднозначным.
Достаточно сказать, чтоД юркгейм рассматривал
социализм как исключительно ошибочное
экономическое учение, к тому же не уделяющее
должного внимания моральным проблемам.
Что же касается конфликта между классами,
проблему которого социалисты считали
едва ли не самой главной в обществе, то
по этому вопросу французский социолог
имел иное мнение. Он считал, что улучшение
жизни рабочих наступит в результате реформ
общественного устройства, которые будут
приняты вследствие осознания их необходимости
всеми классами общества, и, таким образом,
оно окажется вне сферы социальных конфликтов.
«Социологизм» как философское обоснование социологии
Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как “социологизм”. Этот термин, несомненно, огрубляет и упрощает представление о дюркгеймовской теории. Тем не менее, он может служить полезным ориентиром, указывающим на некоторые существенные особенности социологических воззрений французского ученого.
Для понимания дюркгеймовского “социологизма” необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический.
Онтологическая сторона “социологизма”, т.е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях.
1.Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и “реальна”, как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.
2.Общество – это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.
3. Онтологическая сторона “социологизма” не сводится, однако, к признанию основательности и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным.
Таким образом, характерная онтологическая черта “социологизма” – это “социальный реализм”, хотя у Дюркгейма он и не выражен в столь экстремистской форме, как, например, у Гумпловича. Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам. Здесь сказалось, в частности, влияние Э. Бутру и В. Вундта3. Аналогичные идеи применительно к поведению толпы развивал во Франции Г. Лебон.
Методологический аспект “социологизма” тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.
1. Поскольку общество – часть природы, постольку наука об обществе – социология – подобна наукам о природе в отношении методологии. Ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Отсюда множество биологических и физических аналогий и понятий в его работах, особенно ранних.
Основной принцип его методологии выражен в знаменитой формуле, согласно которой асоциальные факты нужно рассматривать как вещи”. Исследованию должны подвергаться в первую очередь не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно; из социологии необходимо устранить все предпонятия, т. е. понятия, образовавшиеся вне науки.
Необходимо подчеркнуть, что этот тезис Дюркгейма имеет не столько онтологический, сколько методологический смысл. “Рассматривать факты определенного порядка как вещи – не значит зачислять их в ту или иную категорию реальности; это значит занимать по отношению к ним определенную мыслительную позицию. Это значит приступать к их изучению, исходя из принципа, что мы ничего не знаем о том, что они собой представляют, а их характерные свойства, как и неизвестные причины, от которых они зависят, не могут быть обнаружены даже самой внимательной интроспекцией”, – писал он. Это обстоятельство нередко игнорировали интерпретаторы и критики Дюркгейма.
2. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.
3. Однако “социологизм” Дюркгейма выходит за рамки этого методологического принципа. Поскольку в соответствии с его “социальным реализмом” общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, постольку происходит социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов.
Предмет социологии ,согласно Дюркгейму, – социальные факты, которые, как уже отмечалось, характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивидов и оказывают на них принудительное воздействие. Впоследствии он дополнил это истолкование предмета еще одним, определив социологию как “науку об институтах, их генезисе и функционировании”.
Представление Дюркгейма об основных разделах и отраслях социологии в определенной мере отражает его взгляд на значение тех или иных сфер социальной жизни. В соответствии с этими делениями располагался материал в дюркгеймовском “Социологическом ежегоднике”. В целом социология делилась на три основные отрасли: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.
Социальная морфология аналогична анатомии; она исследует “субстрат” общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение, во-первых, географической основы жизни народов в связи с социальной организацией, во-вторых, народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории.
Социальная физиология исследует “жизненные проявления обществ” и охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя:
1)социологию религии;
3) юридическую социологию;
4) экономическую социологию;
5) лингвистическую социологию;
6) эстетическую социологию.
Общая социология,подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы; это философская сторона науки.
В поисках социальной солидарности: от теории разделения труда к теории религии
Тема социальной солидарности – главная тема социологии Дюркгейма. По существу,солидарность для него – синоним общественного состояния. Его первый лекционный курс в Бордоском университете был посвящен проблеме социальной солидарности, а первая книга – обоснованию “солидаризирующей” функции разделения труда. В своем исследовании самоубийства он связывал различные типы этого явления с различной степенью социальной сплоченности. Наконец, последнее значительное исследование французского ученого посвящено доказательству тезиса о том, что создание и поддержание социального единства – основная функция религиозных верований и действий.
Дюркгейм был довольно плодовитым автором, хотя и не столь плодовитым, как его не менее знаменитый современник, немецкий социолог Макс Вебер. Он опубликовал немало статей и бесчисленное множество рецензий; многие его статьи, лекции и лекционные курсы опубликованы посмертно.
При жизни Дюркгейм издал четыре книги: “О разделении общественного труда” (1893), “Метод социологии” (1895), “Самоубийство” (1897) и “Элементарные формы религиозной жизни” (1912).
Книга “О разделении общественного труда” представляет собой публикацию успешно защищенной докторской диссертации автора.
Содержание ее гораздо шире заглавия и, по существу, составляет общую теорию социальных систем и их развития. Основная цель работы: доказать, что, вопреки некоторым теориям, разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность, или, иными словами, выполняет нравственную функцию. Но за этой формулировкой скрывается другая цель, более значимая для автора: доказать, что разделение труда – это тот фактор, который создает и воссоздает единство обществ, в которых традиционные верования утратили былую силу и привлекательность.
Для обоснования этого положения Дюркгейм развивает теорию, которая сводится к следующему. Если в архаических (“сегментарных”) обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в “коллективном сознании”6 (“механическая солидарность”), то в развитых (“организованных”) социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене (“органическая солидарность”), причем “коллективное сознание” здесь не исчезает, но становится более общим, неопределенным, его состояния становятся менее интенсивными, и оно действует в более ограниченной сфере. Разделение труда, понимаемое не как чисто экономическое, а всеохватывающее социальное явление – это фактор, который обусловливает переход от первого типа обществ ко второму.
Автор стремится строить свою теорию на определенной эмпирической основе. В качестве этой основы выступают некоторые древние и современные системы нравственно-правовых норм, различающиеся между собою характерными видами санкций.
Нормы с репрессивными санкциями, характерные для уголовного права, служат показателями механической солидарности; нормы с реститутивными (восстановительными) санкциями, характерные для права гражданского, семейного, договорного, торгового и т. п., служат показателями органической солидарности. Нижеследующая схема, составленная С. Люксом, дает прекрасное представление о дюркгеймовском описании механической и органической солидарности в связи с определенными типами обществ.
Общая схема дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в соответствии с определенными типами обществ (по С. Люксу)
Дюркгеймовская теория разделения общественного труда формировалась под влиянием (“позитивным” и “негативным”) соответствующих теорий Конта, Спенсера и Тённиса.
В работе “О разделении общественного труда” эволюционистский подход сочетается со структурно-функциональным. Классификация автором социальных структур (“сегментарных” и “организованных” обществ) и рассмотрение сложных обществ как сочетания простых основаны на эволюционистском представлении о последовательной смене во времени одних социальных видов другими. Однако уже в этой работе Дюркгейм отказывается от плоского однолинейного эволюционизма в пользу представления о сложности и многообразии путей социальной эволюции. Он склонен главным образом говорить не об обществе, а об обществах.
Информация о работе В поисках социальной солидарности: от теории разделения труда к теории религии