Управление персоналом в социальных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ существующей системы управления персоналом в управлении социальной защиты населения ДСЗН Краснодарского края в г. Горячий Ключ, а также выработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование принципов управления персоналом.

Оглавление

Введение

1 Научно-теоретические основы работы с кадрами

1.1 Функции, субъекты и методы управления персоналом

1.2 Основные принципы работы с персоналом

2 Основные направления работы с персоналом в УСЗН ДСЗН Краснодарского края в г. Горячий Ключ

2.1 Аттестация работников управления

2.2 Эффективность работы персонала в управлении

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

      Принципы  управления персоналом (ПУП) - правила, основные положения и нормы, которым  должны следовать руководители и  специалисты в процессе управления персоналом. Познавая принципы, люди открывают закономерности, ПУП отражают требования объективно действующих экономических законов и закономерностей, поэтому и сами являются объективными.

      Таких принципов множество, но при всех условиях управление персоналом осуществляется на основе следующих традиционно  утвердившихся в отечественных организациях принципов: научности, демократического централизма, плановости, первого лица, единства распорядительства; отбора, подбора и расстановки кадров; сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; линейного, функционального и целевого управления, контроля исполнения решений и др. Ряд американских и японских корпораций широко используют следующие принципы управления персоналом: пожизненного найма, контроля исполнения заданий, основанного на доверии; сочетания такого контроля с корпоративной культурой, принятие решений на основе консенсуса, т.е. обязательное одобрение принимаемых решений большинством работников.

      Принципы  следует отличать от методов построения системы управления персоналом. Первые постоянны и носят обязательный характер, а совокупность методов может меняться в зависимости от изменения условий при сохранении принципов. Принцип позволяет формировать систему методов и каждый метод в отдельности. Но метод не имеет такого воздействия на принцип, так как последний объективен.

      Различают две группы ПУП: принципы, характеризующие  требования к формированию системы  управления персоналом организации, и  принципы, определяющие направления  развития системы управления персоналом организации .Все принципы построения системы управления персоналом реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования системы управления персоналом в организации. Все принципы построения системы управления персоналом реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования системы управления персоналом организации.

Таблица 1 - Принципы, построения системы управления персоналом организации

Принцип Содержание  принципа
Обусловленности функций управления персоналом целями производства Функции управления персоналом формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с потребностями и целями производства
Первичности функций управления персоналом Состав подсистем  системы управления персоналом, организационная  структура, требования к работникам и их численность зависят от содержания, количества и трудоемкости функций управления персоналом
Оптимальности соотношения интра- и инфрафункций управления персоналом Определяет  пропорции между функциями, направленными  на организацию системы управления персоналом (интрафункций) и функциями управления персоналом (инфрафункций)
Оптимального  соотношения управленческих ориентаций Диктует необходимость  опережения ориентации функций управления персоналом на развитие производства по сравнению с функциями, направленными на обеспечение функционирования производства
Экономичности Предполагает  наиболее эффективную и экономичную  организацию системы управления персоналом, снижение доли затрат на систему  управления в общих затратах на единицу  выпускаемой продукции, повышение эффективности производства. В случае если после мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом увеличились затраты на управление, то они должны перекрываться эффектом в производственной системе, полученным в результате их осуществления.
Научности Разработка  мероприятий по формированию системы  управления персоналом должна основываться на достижениях науки в области  управления, с учетом изменения законов  развития общественного производства в рыночных условиях
Автономности В любых горизонтальных и вертикальных разрезах системы  управления персоналом должна обеспечиваться рациональная автономность структурных  подразделений или отдельных  руководителей 
Устойчивости Для обеспечения  устойчивого функционирования системы управления персоналом необходимо предусматривать специальные «регуляторы», которые при отклонении от заданной цели организации ставят того или иного работника или подразделение в невыгодное положение и побуждают их к регулированию системы управления
Комплексности При формировании системы управления персоналом необходимо учитывать все факторы, воздействующие на систему управления (связи с  вышестоящими органами, договорные связи, состояние объекта управления и  т.д.)
Оперативности Своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию системы управления персоналом, предупреждающих или оперативно устраняющих отклонения
Оптимальности Многовариантная проработка предложений по формированию системы управления персоналом и  выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства
Прогрессивности Означает соответствие системы управления персоналом передовым  зарубежным и отечественным аналогам
Перспективности При формировании системы управления персоналом следует  учитывать перспективы развития организации
Многоаспектности Управление  персоналом как по вертикали, так  по горизонтали может осуществляться по различным канала: административно-хозяйственному, экономическому, правовому и др.
Прозрачности Система управления персоналом должна обладать концептуальным единством, содержать единую доступную терминологии, деятельность всех подразделений и руководителей должна строиться на единых «несущих конструкциях» (этапах, фазах, функциях) для различных по экономическому содержанию процессов управления персоналом
Комфортности Система управления персоналом должна обеспечить максимум удобств для творческих процессов  обоснования, выработки, принятия и  реализации решений человеком. Этому  способствует, например, выборочная печать данных, разнообразие обработки, специальное оформление документов с выделением существенной информации, их гармоничный внешний вид, исключение излишней работы при заполнении документов
Концентрации Концентрация  усилий работников отдельного подразделения  или всей системы управления персоналом на решении основных задач или концентрация однородных функций в одном подразделении системы управления персоналом, что устраняет дублирование
Специализации Разделение  труда в системе управления персоналом (выделяется труд руководителей, специалистов и других служащих). Формируются отдельные подразделения, специализирующиеся на выполнении групп однородных функций
Адаптивности (гибкости) Означает приспособляемость  системы управления персоналом к  изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы
Преемственности Предполагает  общую методическую основу проведения работы по развитию системы управления персоналом на разных ее уровнях и  разными специалистами
Ритмичности Выполнение  одинакового объема работ в равные промежутки времени и регулярность повторения функций управления персоналом
Прямоточности Упорядоченность и целенаправленность необходимой  информации по обоснованию, выработке, принятию и реализации определенного  решения. Бывает горизонтальная и вертикальная (взаимосвязи между функциональными подразделениями и взаимосвязи между различными уровнями управления)

      Все принципы построения системы управления персоналом реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования системы  управления персоналом организации.

      В заключение можно отметить, что принципы построения системы управления персоналом - это правила, основные положения  и нормы, которым должны следовать  руководители и специалисты подразделений  управления персоналом при формировании системы управления персоналом организации. Они представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих экономических законов и закономерностей, присущих им общих черт, начал их действия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 Основные направления работы  с персоналом в УСЗН ДСЗН Краснодарского края в г. Горячий Ключ

      2.1 Аттестация работников

      Деловая оценка персонала - целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик человека требованиям должности или рабочего места. Различают два основных вида деловой оценки персонала: оценка кандидатов на вакантную должность или рабочее место при отборе персонала и текущая периодическая оценка сотрудников при аттестации персонала. При необходимости могут проводиться дополнительные оценки при отборе кандидатов на обучение, продвижение по службе, для зачисления в резерв.

      Оценка  в рамках аттестации может быть относящейся  к работнику в целом или  локальной, касающейся только одной  его функции; пролонгированной -- за длительный период времени и экспрессивной, нацеленной на текущую деятельность. На пролонгированную оценку влияют прежние события; на экспрессивную -- в основном эмоции.

      Объектом  аттестации могут быть также отдельные  подразделения (прежде всего управленческие) и их элементы, в частности структура  штатов, организация, сложность и условия труда, их влияние на подчиненных и результаты деятельности. Сюда же можно отнести аттестацию рабочего места -- комплексную оценку его соответствия прогрессивным техническим, технологическим и организационным решениям, требованиям охраны труда, нормативам и стандартам. Основные задачи такой аттестации: рационализация, улучшение условий труда, ликвидация неэффективных или излишних рабочих мест. Выделяют следующие виды аттестации: итоговую, промежуточную и специальную (по особым обстоятельствам).

      При итоговой аттестации делается полная и разносторонняя оценка производственной деятельности работника за весь период.

      Промежуточная аттестация проводится через сравнительно короткие периоды, и каждая последующая  должна базироваться на результатах  предыдущей. Проводится один раз в  квартал или даже ежемесячно.

      Регулярные  аттестации как основа продвижения и вознаграждения целесообразны там, где труд носит индивидуальный характер.

      Специальная аттестация в связи с особыми  обстоятельствами, например направлением на учебу, утверждением в новой должности, проводится перед принятием соответствующего решения.

      Цели  аттестации могут быть явными и неявными (латентными). Явная цель, как уже  говорилось, состоит в установлении в официальном порядке пригодности  данного лица к выполнению той  иной работы. Целями аттестации могут  быть также контроль за выполнением  поставленной задачи, вскрытие имеющихся резервов повышения эффективности работы, решение вопроса об объеме, путях и формах обучения, переподготовки и т.п.

      Латентные цели могут состоять в следующем: выполнении требования вышестоящей  организации или руководства; придании большего веса принятым прежде кадровым решениям; знакомстве руководителя с сотрудниками; придании ему большего веса в их глазах; разрушении круговой поруки, существующей в коллективе; активизации работы; возложении формальной ответственности за расстановку кадров на аттестационную комиссию и проч.

      В соответствии с данными значениями понятия «аттестация» необходимо выделить следующие ее составляющие.

      Положение о порядке проведения аттестации - нормативно-регламентирующий документ, определяющие ее цели и задачи, сроки, категории аттестуемых и не подлежащих аттестации, порядок подготовки, проведения и принимаемые решения по ее результатам.

      Основными критериями при проведении аттестации служат объем труда работника, результаты, достигнутые при исполнении должностных обязанностей, качество выполняемой работы, уровень образования, объем специальных знаний, стаж работы в данной или аналогичной должности, а также должностях, позволяющих приобрести знания и навыки, необходимые для выполнения работ, предусмотренных по данной должности и т.д.

      По  итогам аттестации либо принимаются  конкретные решения о должностных  перемещениях, либо вносятся соответствующие  рекомендации в так называемую «инвентаризационную  карту сотрудника», содержащую сведения о его возрасте, трудовом стаже, продолжительности работы в данной должности, на предшествующих местах, выводы о целесообразности, сроках, направлениях продвижения или его невозможности.

      Помимо  решения вопроса о продвижении  или сохранении в прежней должности  того или иного сотрудника целью аттестации может быть вскрытие имеющихся резервов повышения эффективности индивидуальной работы, увязка вознаграждения с реальными результатами труда и квалификации специалиста или руководителя, определение объема, способов и форм повышения квалификации. В связи с этим непосредственными объектами аттестации становятся результаты работы сотрудника, его потенциал, отношение к выполнению своих обязанностей; личность человека как таковая оценке не подлежит. В результате аттестации работник должен понять свои ошибки, активизировать работу по их преодолению, самосовершенствованию и т.п. как с учетом собственных интересов, так и интересов управления.

      На  практике существуют два основных подхода  к аттестации. В соответствии с  одним, ее смысл заключается в контроле и оценке деятельности работника, имеющих следствием наказание, вознаграждение или продвижение по службе, и тогда аттестующие выступают в роли судей. При другом подходе акцент делается на поиске путей совершенствования работы, реализации карьеры и т.п., а аттестующие становятся советниками, консультантами. В первом случае в качестве аттестующих чаще всего выступают комиссии, сформированные из сторонних независимых экспертов, во втором - непосредственный руководитель. Соответственно разными оказываются и формы аттестации: либо это периодический отчет с последующим вынесением «приговора», либо собеседование и совместный поиск решения стоящих перед подчиненным задач.

      В современных условиях критерии и  показатели оценки персонала часто  вырабатываются совместно руководителем и коллективом и базируются на перечне служебных обязанностей каждого, стоящих перед ним задачах, индивидуальных целях. К показателям, на основе которых производится оценка сотрудников, предъявляется ряд требований, среди которых соответствие целям оценки, индивидуализированность, четкость, полнота и достоверность отражения ситуации, обеспечение сравнения результатов, как с предыдущим периодом, так и с другими лицами, другими категориями, отражение не только статики, но и динамики.

      Аттестация  в организациях должна проходить  регулярно, желательно не реже одного раза в три, максимум в пять лет.

      Профессиональная  служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

      При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, - также организаторские способности.

      Заседание аттестационной комиссии считается  правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

      Результаты  аттестации сообщаются работнику непосредственно  после голосования, оформляются  протоколом аттестационной комиссии и заносятся в аттестационный лист работника (составляется в одном экземпляре), которые подписываются председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии, принявшими участие в голосовании.

      Аттестационный  лист и представление на работника, прошедшего аттестацию, хранится в его личном деле.

      Результаты  аттестации в недельный срок сообщаются руководителю учреждения.

      Трудовые  споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством  о порядке рассмотрения трудовых споров.

      Комиссия  может дать рекомендации о продвижении  работников, повышении оклада, переводе в другие подразделения, освобождении от должности, направлении на переобучение и т.п.

      По  результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией  принимается одно из следующих решений:

      а) соответствует замещаемой должности  гражданской службы;

      б) соответствует замещаемой должности  гражданской службы и рекомендуется  к включению в установленном  порядке в кадровый резерв для  замещения вакантной должности  гражданской службы в порядке должностного роста;

      в) соответствует замещаемой должности  гражданской службы при условии  успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

      г) не соответствует замещаемой должности  гражданской службы.

Информация о работе Управление персоналом в социальных учреждениях