Теория конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:30, реферат

Краткое описание

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо вы не смогли оценить верно сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали.

Оглавление

Введение.........................................................................……...........3
Для чего изучать конфликты...........................................…….....3
Изучение социального конфликта……………………..…..………5

Глава 1. Природа конфликта...................................................……..7
Происхождение конфликтов..............................................………8
Природа человека и социальный конфликт.....................………9

Глава 2 . Движущие силы и мотивация конфликта.................……10
Аналитическая схема исследования конфликтов.............……10
Конфликт потребностей....................................................……..14
Конфликт интересов..........................................................….....20
Ценностный конфликт......................................................……...22
Заключение...............................................................................….....25
Используемая литература................................................................26

Файлы: 1 файл

Реферат по курсу социологии на тему_.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

Московский - Финансово  юридический университет 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

“Теория конфликта”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Выполнила: студентка

гр. 26МЕк4210

   Манзина Ольга Викторовна.                                    

                                                                                                       Проверил: преподаватель

                                                                                                  Назарова А.Л.                                                      

                                                                                

 

 

 

 

 

Калининград 2013 

                                             Содержание

 

Содержание....................................................……............................2

Введение.........................................................................……...........3

     Для  чего изучать конфликты...........................................…….....3

     Изучение  социального конфликта……………………..…..………5

 

Глава 1. Природа  конфликта...................................................……..7

     Происхождение  конфликтов..............................................………8

     Природа человека  и социальный конфликт.....................………9

 

Глава 2 . Движущие силы и  мотивация конфликта.................……10

      Аналитическая  схема исследования конфликтов.............……10

      Конфликт  потребностей....................................................……..14

      Конфликт интересов..........................................................….....20

      Ценностный конфликт......................................................……...22

Заключение...............................................................................….....25

Используемая литература................................................................26

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Для чего изучать  конфликты?

 

     Каждый человек на  протяжении своей жизни неоднократно  сталкивается с конфликтами разного  рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо вы не смогли  оценить верно сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта.

     Как  выйти из сложившейся ситуации? Надо ли предпринимать какие-либо  специальные усилия для того, чтобы преодолеть ее и вновь завоевать расположение окружающих вас людей? Или же не нужно этого делать; просто не следует обращать внимание на то, как к вам относятся другие?

     Чтобы  найти правильное решение этой  дилеммы весьма полезно знать,  что такое конфликт, как он  разворачивается, через какие фазы проходит и как разрешается. В этом смысл изучения конфликтов.

     Другой  пример пояснит конфликтную ситуацию  несколько иного рода; и вы, и  ваш коллега претендуете на  определенное благо, но это  благо может принадлежать лишь  одному человеку. Такая ситуация называется ситуацией конкуренции, соревнования, соперничества. На основе ее складываются весьма естественно и просто конфликтные отношения. Кто будет в выигрыше? Будет ли компенсация тому, кто окажется в проигрыше? Как будут развиваться отношения между людьми в момент состязания или конкурса и каков будет характер этих отношений впоследствии?

     На  эти вопросы можно ответить  лишь тогда, когда знаешь кое-что  о конфликтах, о том, что такое  конфликт.

     Третий  пример приведем из отношений между большими группами людей. Открыто крупное месторождение газа. Освоение его даст существенный экономический выигрыш и вместе с тем нанесет огромный ущерб окружающей местности, экологическому равновесию, приведет к разрушению традиционного образа жизни местного населения. Как правило, в такого рода ситуациях мнения людей разделяются. Одни стоят за первый вариант и апеллируют к прогрессу и экономическим интересам, другие – к экологическому равновесию и к необходимости защищать обычаи и культуру малочисленных народов. Расхождение во мнениях легко превращается в групповой и личностный конфликт, который, в конце концов, получает какое-то разрешение.

     Чтобы  найти оптимальное решение, нужно  обладать не только знанием  экономических расчетов, но и знанием того, как развиваются такого рода конфликты. Ведь такого рода ситуации возникают повсеместно.

     Столкновение  точек зрения, мнений, позиций - очень  частое явление производственной  и общественной жизни. Можно  сказать, что такого рода конфликты существуют всюду - в семье, на работе, в школе. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

     Наиболее  важные конфликты между людьми  и социальными группами концентрируются  в сфере политики.

     Политика  есть не что иное, как сфера  деятельности по разрешению и воспроизводству конфликтов. Не случайно долгое время в истории любого человеческого сообщества наблюдается соединение в одном лице функций правителя и судьи. Князь в древнерусском государстве не только военный защитник и сборщик дани, но и судья. Он определяет, кто прав и кто виноват в конфликтах, возникающих между заимодавцем и должником, продавцом и покупателем, претендентами на наследство, выросшими детьми, желающими отделиться от своих родителей вопреки их воле, и в массе других повседневных ситуаций.

     Вместе с тем политика  не только область примирения  конфликтующих сторон. Очень часто  она оказывается средством провоцирования  конфликтов. Политика сопряжена  с властью. К власти стремятся  не все, но очень многие, в  особенности социально активные люди. Но число властных позиций в обществе ограничено. Если эти властные позиции не определяются нормами наследования, как это имеет место при монархическом политическом устройстве, то обязательно возникает конфликт между теми, кто имеет некоторые шансы и возможности занимать те или иные властные позиции. Борьба за та кого рода позиции весьма распространена во всяком обществе. Характер ее зависит от политического режима, который существует в данном обществе в данный момент.

     Собственно, суть любого  политического режима заключается именно в том, что он определяет формы политического конфликта в борьбе за властные полномочия. Он определяет те способы, пользуясь которыми участники политической борьбы или конкуренции добиваются своих целей, главная из которых – победа над своим противником, оппонентом, соперником.

     Изучать  конфликты нужно для того, чтобы  научиться понимать политическую  жизнь общества, чтобы не оказаться  пешкой в политических играх,  чтобы разбираться в хаосе  политических действий и направлений и участвовать в политической жизни, даже если это участие ограничивается выборами в Государственную думу – вполне сознательно, отдавая себе отчет в том, что идеальных правителей быть не может, что все избираемые или назначаемые на государственные посты люди – обычные смертные. Их качества и политические, и человеческие во многом определяются тем, как они ведут себя в политических конфликтах, какие стороны их личности раскрываются в конфликтных ситуациях.  

     Следовательно, задачи  изучения конфликтов многогранны. Каждый извлекает из этого изучения пользу для себя. Предприниматель получает сведения о том, как развивается конкуренция в условиях рынка, профсоюзный деятель узнает о методах защиты интересов своей профессиональной группы. Политический деятель и юрист получают сведения о прецедентах, имеющих для представителей этих родов деятельности особое значение. Они получают здесь и теоретические знания, поскольку конфликты в обществе развиваются не только на бытовом уровне, они пронизывают отношения как внутри государства, так и между государствами.

     А  «простому человеку» изучение  конфликтов нужно для того, чтобы  избавиться от своей «простоты»  и получить те сведения, без  которых невозможно быть гражданином  своей страны, своего отечества  и действовать сообразно принципам гражданственности в различных, подчас весьма сложных общественно-политических ситуациях.

 

                            

Изучение  социального конфликта.

 

     На  первый взгляд здесь вообще  нет предмета для какого-либо  особого изучения. Всем известно, что есть конфликты и есть согласие между людьми, что жизнь в согласии лучше, чем бесконечные споры, препирательства, и тем более чем враждебность людей друг к другу.

     Украинская  пословица гласит: «худой мир  лучше доброй ссоры», а наш практический разум и обыденное сознание говорят о том, что конфликтных ситуаций лучше избегать, тогда твой жизненный путь будет более благоприятным.

     Однако  дело в том, что при всеобщем  понимании высказанных выше истин  люди не могут жить без конфликтов. Исторический опыт свидетельствует, что многие народы прошли через разрушительные войны. Жизнь в мире была скорее исключением, чем правилом.

     При  этом сами войны были результатом  конфликтов между народами, странами  и государствами. Особенный ущерб народам приносили гражданские войны, когда «брат шел на брата, а сын на отца». И эти войны возникали в результате конфликтов. Накануне военных столкновений и в ходе их всегда находились люди, призывавшие к миру, к тому, чтобы не прибегать к насилию. Но голос этих людей не был услышан правителями, революционерами, полководцами. Конфликты не угасали, а разрастались, сами примирители попадали в такую ситуацию, когда их примиренческие высказывания рассматривались как пособничество врагу, измена государственным и национальным интересам.

     Факты  свидетельствуют о том, что  конфликты играют в жизни людей,  народов и стран гораздо большую  роль, чем хотелось бы самим  людям: все хотят мира, но каждый  стремится к нему по-своему  и в результате этого «по-своему»  возникает война.

     Эта  ситуация была замечена еще  древними историками и мыслителями.  Каждый крупный конфликт не  оставался бесследным. Войны описывались  и анализировались в исторической  литературе и многие историки  выделяли в качестве причин  военных столкновений несовпадение интересов враждующих сторон, стремление одних захватить территорию и покорить население и стремление других защититься, отстоять свое право на жизнь и независимость.

     Но не только историки  описывали и изучали причины  конфликтов и вооруженных столкновений. В  Х1Х и ХХ вв. проблема конфликтов стала предметом изучения социологов. По сути дела в рамках социологии сложилось специальное направление, которое ныне обозначается как «социология конфликта». Изучение конфликтов означает в первую очередь ознакомление с весьма богатой и многообразной литературой по этой проблематике, усвоение теоретических и практических знаний, накопленных в рамках данного направления социологической мысли. Разумеется, и в других областях обществоведения накапливались знания о конфликтах. Речь идет о психологии, политической науке, истории, об экономических теориях, об этнологии. Но в первую очередь надо обратить внимание на социологию конфликта, в рамках которой разрабатываются, с одной стороны, общетеоретические проблемы конфликта, а с другой - практические методы анализа и разрешения конфликтов разного рода.

     Практические методы  социологического анализа конфликтов  заключаются, прежде всего, в  том, чтобы выяснить, как сами  конфликтующие стороны воспринимают  конфликт и как они его оценивают. В этих целях используется метод экспертного интервью как с теми людьми, которые хорошо знают историю вопроса, так и с лидерами и рядовыми участниками конфликтующих направлений. Это очень трудоемкая и деликатная работа, так как далеко не всегда мотивы конфликта лежат на поверхности и адекватно осознаются участниками конфликта с той и другой стороны. Сбор материала на месте конфликта предполагает опрос свидетелей столкновений, ознакомление с масштабом ущерба, нанесенного сторонами друг другу. Необходимо также выяснить, были ли попытки примирения в конфликте, и чем они закончились, на какой стадии находится переговорный процесс, кто в нем участвует, каков статус посредников и лиц, участвующих в ведении и организации переговоров: могут ли они обеспечить выполнение тех решений, к которым придут конфликтующие стороны? Практически социолог, исследуя конфликтную ситуацию на месте, может пользоваться всей совокупностью традиционных и не традиционных методов. Надо при этом заметить, что именно в разработке проблематики конфликта особенно важны гибкие методы. Опросы статистического характера здесь не дадут больших результатов, другое дело - изучение менталитета противостоящих сторон с помощью интервью, включая подчас и повторные обращения к респонденту.

     По поводу обнаружения  пристрастий со стороны исследователя  среди социологов, изучающих конфликты,  нет единой точки зрения. Одни  считают, что он не должен  их обнаруживать, так как это  отразится на достоверности информации  и на возможности получения материалов от обеих сторон конфликта. Другие - опирающиеся на так называемую активистскую социологию, разрабатываемую французским социологом Аланом Турэном и его школой, полагают, что социолог должен непосредственно участвовать на стороне той силы, которую он считает прогрессивной, и содействовать тому, чтобы участники конфликта постоянно рефлексировали по поводу своих действий и высказываний, отдавали себе отчет в том, как они формулируют цели своего движения и какими средствами они собираются пользоваться и пользуются на самом деле.

Информация о работе Теория конфликта