Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:43, творческая работа
Система образования ныне неотъемлемый спутник человеческой жизни, неоднократно встречающийся практически любому человеку на протяжении его пути в земном мире. Развиваясь вместе с человечеством, образование влияло на культуру и подвергалось ее влиянию. На протяжении веков формы и методы образования изменялись, усложнялись, дифференцировались и, в целом, отражали достигнутый уровень развития (культурного, духовного, научного, технологического, экономического и социального), а также задавали своего рода рамки, пунктирную направленность перспектив дальнейшего развития общества и индивида.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ
Анализ системы образования с точки зрения теории конфликта
Эссе
Выполнила:
Кукуло
Татьяна Александровна
студентка 3 курса отделения
социологии дневной
формы обучения
Минск 2013
Система образования ныне неотъемлемый спутник человеческой жизни, неоднократно встречающийся практически любому человеку на протяжении его пути в земном мире. Развиваясь вместе с человечеством, образование влияло на культуру и подвергалось ее влиянию. На протяжении веков формы и методы образования изменялись, усложнялись, дифференцировались и, в целом, отражали достигнутый уровень развития (культурного, духовного, научного, технологического, экономического и социального), а также задавали своего рода рамки, пунктирную направленность перспектив дальнейшего развития общества и индивида. Систему образования как социальный институт можно полагать кристаллизованным реальным инструментом идеи, духа образования как социального явления.
Я попытаюсь провести анализ системы образования сквозь призму теории социального конфликта, основываясь на положениях различных ее представителей: Козера, Дарендорфа, Боулдинга, Крисберга, Коллинза. Если рассматривать общество по представлениям Козера, то, во-первых, система образования является одной из частей общей системы социального мира и находится во взаимодействии с другими его частями; во-вторых, процессы, протекающие внутри системы образования, а также между системой образования и иными компонентами общественной системы могут содействовать ее сохранению, изменению, возрастанию; в-третьих, как в системе общества (между его компонентами, в том числе между системой образования и другими общественными частями), так и в самой системе образования (между компонентами института образования) может отсутствовать равновесие, присутствовать напряженность или конфликтные интересы; в-четвертых, вышеназванные и другие, считающиеся негативными процессы, при определенных условиях могут повышать интеграцию и адаптацию системы образования в социальном мире. Вышеназванное может служить обоснованием возможности анализа системы образования с конфликтологических позиций.
Представляется возможным выделение некоторых направлений и уровней конфликта, связанного с системой образования. Конфликт между системой образования либо ее частями с другими социальными институтами (их частями) – макроуровень, а именно конфликт со следующими институтами: семья, религия, идеология, наука, государство, экономическая компонента и другие. Конфликт между частями самой системы образования – мезоуровень, между средним и высшим образованием, техническим и гуманитарным, профильным и универсальным, в том числе инструментальный конфликт между методами, способами, формами системы образования, наконец микроуровень – конфликт между индивидом и системой образования, между группой и системой образования, а также индивида или группы с частями, формами, методами, видами, направленностями системы образования, в том числе индивидуальный конфликт между индивидами в процессе образовательной деятельности.
Исходя из идеи Дарендорфа о том, что основным источником конфликта является дефицит власти и авторитета, можно предложить вертикальную градацию индивидуального микроуровневого конфликта. Конфликт между обучаемыми и обучающими, то есть учениками, студентами и учителями, преподавателями; конфликт различных стадий обучения (начальная, средняя, высшая); конфликт престижа учебных заведений и другие.
Таким образом, конфликт системы образования и конфликт в системе образования может быть разноуровневым и разнонаправленным, к тому же, какой пласт «образовательного конфликта» мы бы не рассматривали, большинство таких конфликтов полинаправленно и перманентно. Один и тот же конфликт может распространяться на различных уровнях, включать различные субъекты и объекты образовательной деятельности. Субъектами конфликта в данной сфере могут быть индивиды, группы, учреждения образования, другие составные части системы образования и сама система образования.
Основой «образовательных конфликтов» могут служить дефицит власти и авторитета, противоположность интереса и отношений, несовместимость потребностей субъектов образовательной и сопряженных с ней сфер, то есть все те причины, лежащие в основе других социальных конфликтов, однако проявляющиеся с некоторой спецификой, обусловленной данной конкретной сферой общественной жизни.
Конфликт является естественным спутником человека, он пронизывает буквально все уголки человеческого бытия и мышления, система образования не является исключением. Будучи представленным на разных уровнях и в разных ипостасях «образовательный конфликт» при должном подходе в большинстве случаев может быть разрешен с положительным результатом для общества, социальных институтов, групп и индивидов, либо его негативные последствия возможно свести к минимуму. Однако, если игнорировать образовательные конфликты и не обращать на них должного внимания, то они укореняются в системе образования, усугубляются, наращиваются, могут распространяться на другие сферы жизнедеятельности и наносить значительный ущерб, если не данности, то в будущности.
Информация о работе Анализ системы образования с точки зрения теории конфликта