Уровень
сложности процессов, переживаемых
в критических ситуациях и
свойственных социальному кризису,
превосходит те схемы рационального
объяснения действия и поступков людей,
которые работали ранее и которые исключали
из поля зрения массового сознания не
желательные события, факты, тенденции,
отношения. Кризис сознания, таким образом,
следует рассматривать не как кризис рациональности
вообще, а как кризис определенных ограниченных
форм рациональности, задававших приемлемые
формы интерпретации социальных отношений.
Рациональность, как заметил еще М. Бобер,
органически связана с проблемой власти
в обществе. Она призвана упорядочить
существующие способы господства и подчинения
и предложить людям определенные варианты
мышления, оправдывающие их законопослушание.
Естественно, что
с изменением типа власти, который
происходит в настоящее время
в Украине, меняется и тип рациональности. Становление нового
типа – это процесс не столько социализации,
сколько процесс выработки новых форм
культуры, основанной на иных ценностных
характеристиках и параметрах.
Рассмотрение
конфликта потребностей в трех
взаимодействующих между собой и все же самостоятельных сферах
жизнедеятельности человека и общества
показывает, что потребности нельзя сводить
лишь к сумме внешних требований, проистекающих
из социальных и экономических условий.
Они представляют собой определенные
стержневые линии организации всей системы
взаимодействия в социуме. Они проявляются
в массовых привычках и навыках культуры,
которые усваиваются людьми в ходе их
социализации, индивидуального развития,
воспитания.
Вместе
с тем проблема определения
приоритетности тех или иных потребностей
остается важнейшей проблемой социально-политического
характера. Ни одно государство, ни одна
политическая партия не может в своей
практической политике закрывать глаза
на потребностные, по сути дела сущностные
конфликты, которые связаны не только
с определенными вариантами использования
ресурсов, но и с выбором определенных
вариантов развития самой культуры.
Исследование
конфликта в сфере удовлетворения
потребностей людей (питание,
жилье, медицинское обслуживание,
соотношение заработной платы и цен, пенсионное
обслуживание, семейная политика, решение
экологических проблем) предполагает
пересмотр нормативистского подхода,
длительное время доминировавшего при
разработке основных проблем социальной
политики. Суть этого подхода состояла
в определении некоторого среднедушевого
показателя обеспечения жизненных потребностей
(на пример, научно обоснованного метража
жилой площади на человека или научно
обоснованных нормативов потребления
мяса, овощей и так далее) и сравнения с
этим показателем достигнутого на этот
год показателя реального потребления
опять же в среднедушевом измерении.
Этот
подход был положен в основу
социальной статистики. По сути
дела он исходил из уравнительной
трактовки потребностей. Он не
учитывал реальных механизмов распределения и
потребления как составляющих компонентов
общего экономического процесса.
Теоретическая
модель удовлетворения потребностей
населения и реальный процесс
находились в вопиющем противоречии
друг с другом. Согласно теоретической модели в экономике должен был
действовать принцип материальной заинтересованности
работника в результате своего труда,
однако на практике преимущества в области
потребления доставались тем слоям общества,
которые контролировали процесс распределения
жизненных благ. Именно на этой основе
формировалась теневая экономика как
результат сращивания торговой мафии
с партийно-бюрократическими структурами.
Этот слой в большей мере овладевал механизмами
присвоения общественного богатства и
становился стержнем номенклатуры, обеспечивающей
себе наиболее высокий жизненный уровень,
основанный на использовании гласных
и негласных привилегий.
Основной
результат теневой дифференциации
жизненного уровня состоял не
столько в возникновении нового
общественного слоя, сколько в формировании особой предкризисной
психологической атмосферы в обществе,
основной особенностью которой было падение
престижа квалифицированного труда во
всех областях производственной деятельности
и подавление какой бы то ни было инициативы.
Именно этот фактор – наряду с милитаризацией
экономики – стал главной причиной падения
эффективности производства и вхождения
в фазу экономического кризиса. Связи
между производителем и потребителем
оказались разорванными именно в распределительном
механизме.
Различные
варианты реформирования экономики
имеют в виду в качестве
конечной цели восстановление
разорванных связей между производством
и потреблением с помощью рыночных
отношений, т. е. на основе
соотношения спроса – со стороны
потребностей и предложения – со стороны производства.
Если товар не пользуется спросом, то он
не должен и производиться, а если на него
возникает и поддерживается спрос, то
и производство должно быть выгодным производителю
и расширяться. Однако практическое осуществление
реформы не укладывается в эту вполне
ясную схему. В действие при практических
преобразованиях вступает множество опосредствующих
факторов, которые приводят к существенным
отклонениям от задуманных программ.
Если
обратиться к анализу практики
проведения экономической реформы в 1992-1993
гг., то следует отметить следующие наиболее
важные тенденции в развитии потребностей
населения.
На
первом этапе экономической реформы
произошло массовое снижение
жизненного уровня, сопровождающееся
быстрым ростом дифференциации социального положения.
Богатство, неравенство в имущественном
положении признаются вполне законными,
что фиксируется эмпирически в появлении
клуба миллионеров, с одной стороны, и
восстановлением профессионального нищенства
(не исключающего нищенства от нужды),
с другой. Соответственно и сами потребности
резко дифференцируются. На одном полюсе
накапливается спрос на жизненные блага
исключительного характера, на предметы
роскоши и атрибуты комфортной жизни,
на другом происходит примитивизация
потребностей и формирования замкнутых
циклов потребления, обеспечивающих простое
“выживание''.
В
этих условиях вполне понятно
стремление опереться на ''средние
слои'', которые могли бы обеспечить
развитие массового спроса на
предметы жизненной необходимости и задать определенные стандарты
потребления, которые оказались бы ''нормальными'',
то есть не впадающими в крайности неуемной
роскоши и демонстративной нищеты. Однако
создание такого слоя предполагает формирование
потребителя, который смог бы обеспечить
себе в основном определенный достаток.
Главное препятствие состоит в том, что
этот потребитель должен быть одновременно
современным производителем, нормальным
работником с высоко развитой трудовой
и производственной мотивацией. Инициаторы
реформы пытаются стимулировать мотивацию
через превращение труженика, работавшего
на государство, в собственника, полагая,
что обладание собственностью, в том числе
и на средства производства, окажется
главным мотиватором созидательной инициативы.
В качестве одного из важнейших аргументов
этих преобразований выступает тезис
о том, что политическая свобода должна
опираться на свободу экономическую, то
есть на право свободного распоряжения
своей собственностью.
Этот
поворот в социальной политике
меняет отношение, прежде всего, к деньгам, которые
становятся мерой индивидуального богатства
и формируют новую психологию, центральным
пунктом которой является успех в сфере
рыночных отношений.
В
результате реформа проникла, прежде
всего, в область торговли и
распределительных отношений и почти не
задела интересы, связанные с расширением
производства, с новыми инвестициями и
новыми технологиями.
Сложнейшей проблемой реформирования
украинской экономики стала увязка
интересов быстро растущего торгового
капитала и капитала производственного.
Важнейшей составляющей украинской экономики
стал компрадорский капитал, вывозящий
то, что добыто коммерческим предпринимательством,
за пределы страны.
Отказ
от государственного вмешательства
в ход реформы стал важнейшим
источником криминализации экономической
деятельности. Там, где возникали проблемы
с взаиморасчетами в условиях полного
паралича судебных властей, экономического
арбитража, органов охраны правопорядка,
появлялась потребность в охране имущественных
интересов с помощью вооруженных группировок,
применения насилия и постоянной угрозы
насильственной расправы с должником,
нарушителем партнерских отношений в
сделке и т.д.
Ввести
экономические отношения в русло
законности и правопорядка оказалось
более трудной задачей, чем создать эту ситуацию,
которая складывалась как бы стихийно
на основе тех принципов, которые были
провозглашены в связи с либерализацией
цен и поощрением коммерческого начала
во всей структуре предпринимательской
деятельности.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Общее между потребностями
и интересами состоит в том,
что в обоих случаях мы имеем
дело со стремлениями людей,
непосредственно воздействующими
на их социальное и экономическое
поведение. Однако если потребности
ориентируют поведение людей
на обладание теми благами, которые
оказываются жизненно необходимыми или
стимулируют жизненно значимые способы
деятельности человека, то интересы –
это те стимулы действия, которые проистекают
из взаимного отношения людей друг к другу.
Непосредственный предмет социального
интереса – это не само благо как таковое,
а те позиции индивида или социального
слоя, которые обеспечивают возможность
получения этого блага. А поскольку эти
позиции неравны, постольку интересы в
определенном смысле более конфликтогенны,
чем потребности. Как в повседневной речи,
так и в теоретическом анализе интересы
гораздо чаще соединяются с социальным
положением, которое фиксирует на определенное
время совокупность возможностей, предоставляемых
действующему лицу обществом. Именно социальное
положение очерчивает границы доступного
и возможного для индивида и социальной
группы. Через возможное и в принципе доступное
оно воздействует и на формирование
реалистических желаний и стремлений.
Положение, отрефлексированное в желаниях,
чувствах, умонастроениях и жизненных
планах, превращается в совокупность сложных
стимулов деятельности – в интересы, которые
и выступают в качестве непосредственной
причины социального поведения.
Со стороны общества
на формирование интересов оказывают
наибольшее воздействие институты
и системы распределения жизненных благ,
сложившиеся в нем. Так или иначе, через
системы распределения решается наиболее
существенная задача организации любой
социальной общности: соотнесения результата
деятельности и признания этого результата
через вознаграждение. При этом не следует
иметь в виду лишь материальное или финансовое
вознаграждение. Это – лишь частный случай
более общего социального механизма мобилизации
мотивации деятельности индивидов и социальных
групп. В качестве вознаграждения может
использоваться весьма широкий спектр
не только имущественных, но и духовных
благ, предоставление которых означает
повышение престижа вознаграждаемого
лица или социальной группы за то, что
считается или признается полезным для
общества. Денежное вознаграждение в условиях
рыночной экономики выступает в качестве
''обобщенного” средства вознаграждения,
поскольку оно предоставляет человеку
большую свободу выбора в расходовании
полученных средств. Конкретное благо,
получаемое удовлетворение в рамках этой
системы, становится частным делом. В рамках
бюрократической системы гораздо большее
значение в качестве средства вознаграждения
имеет, например, продвижение по службе.
Через определенные
виды соединения пользы и награды
общество организует интересы
социальных групп, направляя их по
некоторым более или менее стабильным
каналам. Интересы поэтому направлены
не на абстрактное общество вообще, а на
систему социальных институтов и, прежде
всего, на институты распределения, которые
оказываются главными инструментами регулирования
социального положения. Через эти институты
и закрепляется (воспроизводится) и изменяется
совокупность социальных положений в
обществе.
Любые
социальные институты, особенно
институты распределения, теснейшим
образом связаны с организацией экономической жизни.
Но вместе с тем они имеют продолжение
в сфере политических, т.е. властных, отношений.
Поэтому и экономические интересы имеют
тенденцию к превращению в интересы политические.
Это происходит в тех случаях, когда напряженность,
возникающая на основе неудовлетворенных
экономических притязаний, не получает
разрешения в своей сфере, когда становится
очевидным, что политическая власть направлена
на сохранение прежде существовавших
экономических институтов и, прежде всего,
институтов распределения, рассматриваемых
в широком смысле слова. С одной стороны,
они регулируют распределение благ, а
с другой – распределение массы населения
данного общества в соответствии с имеющимися
в обществе позициями, социальными ролями,
положениями. Институты политической
власти имеют более непосредственное
отношение именно к этому второму виду
распределения, скрепляя при помощи права,
законодательства, обычая и авторитета
социальную структуру. При этом осуществляется
либо интегрирование общества, либо его
расслоение и раскол.
Естественно,
что не всякое расслоение ведет
к расколу. Наоборот, во многих
случаях органическая солидарность,
о которой писал Дюркгейм, обеспечивается
социальной дифференциацией. Раскол
возникает в случае нелегитимной
дифференциации, которая основывается на
дисфункциях распределительных и политических
институтов. Социальные интересы в этом
случае не дополняют друг друга, а становятся
антагонистическими, взаимоисключающими.
Собственно все социальные революции,
радикальные общественные преобразования
порождаются глубинными конфликтами интересов:
деятельность социальных групп в этом
случае оказывается разнонаправленной,
прежде всего по отношению к наиболее
существенным экономическим институтам
– собственности и системам распределения,
– а также к средствам и способам использования
политической власти. Низы в этом случае
не желают жить по-старому, а верхи не могут
управлять обществом с помощью прежних
политических, экономических и социальных
институтов.