Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:42, контрольная работа
Внутриличностный конфликт - это состояние, в котором у человека есть противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценности и цели, с которыми он в данный момент не может справиться, не может выработать приоритеты поведения.
Введение
Теория внутриличностного конфликта А. Адлера
Список литературы
Министерство внутренних дел России
Государственное образовательное учреждение
Саратовский юридический институт
Факультет заочного обучения
Реферат
По конфликтологии
На тему «Теория внутриличностного конфликта А. Адлера»
Выполнил: слушатель 3 курса 103 учебной группы по программе высшего профессионального образования
лейтенант милиции
Курмаев Руслан Дамирович
Зачетная книжка №4608
Саратов 2011г.
Содержание
Введение
Теория внутриличностного конфликта А. Адлера
Список литературы
Введение
Внутриличностный конфликт - это состояние, в котором у человека есть противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценности и цели, с которыми он в данный момент не может справиться, не может выработать приоритеты поведения. [1]
Изучение внутриличностного конфликта началось в конце XIX века и было связано в первую очередь с именем основателя психоанализа - Зигмунда Фрейда. Он показал, что человеческое существование связано с постоянным напряжением и преодолением противоречия между биологическими влечениями и желаниями (прежде всего сексуальными) и социально-культурными нормами, между бессознательным и сознанием. В этом противоречии и постоянном противоборстве, по Фрейду, сущность внутриличностного конфликта.
Иначе рассматривали теорию внутриличностного конфликта представители гуманистической школы. Фундаментальным компонентом структуры личности, считает Карл Роджерс, является “Я- концепция” - представление личности о самой себе, образ собственного “Я”, формирующийся в процессе взаимодействия с окружающей средой. На основе “Я -концепции” происходит саморегуляция поведения человека.
Но “Я- концепция” часто не совпадает с представлением об идеальном “Я”. Между ними может происходить рассогласование. Этот диссонанс между “Я- концепцией”, с одной стороны, и идеальным “Я” - с другой, и выступает как внутриличностный конфликт.
Широкую известность получила концепция внутриличностного конфликта одного из ведущих представителей гуманистической психологии американского психолога Абрахама Маслоу. Согласно Маслоу, мотивационную структуру личности образует ряд иерархически организованных потребностей:
1) физиологические потребности;
2) потребность в безопасности;
3) потребность в любви;
4) потребность в уважении;
5) потребность в самоактуализации.
Самая высшая - потребность в самоактуализации, то есть в реализации способностей и талантов человека. Она выражается в том, что человек стремится быть тем, кем он может стать. Но это ему не всегда удается. Самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у меньшинства она является реализованной. [2]
Еще одна весьма популярная сегодня теория внутриличностного конфликта разработана австрийским психологом и психиатром Виктором Франклом.
Согласно концепции Франкла, главной движущей силой жизни каждого человека является поиск им смысла жизни и борьба за него. Но осуществить смысл жизни удается лишь немногим.
Отсутствие же его порождает у человека состояние, которое он называет экзистенциальным вакуумом, или чувством бесцельности и пустоты. Скука - свидетельство отсутствия смысла жизни, смыслообразующих ценностей, а это уже серьезно. Потому что смысл жизни обрести гораздо труднее и важнее, чем богатство.
Кроме того, нужда толкает человека к действию и способствует избавлению от неврозов, а скука, связанная с экзистенциальным вакуумом, напротив, обрекает его на бездеятельность и тем самым способствует развитию психологического расстройства. Любой человек, даже имеющий ведущий мотив поведения и основную цель в жизни, не может жить только одной какой-либо целью или мотивом. Так что конфликт тех или иных интересов и целей - вполне нормальное для каждого человека явление.
Теория внутриличностного конфликта Адлера.
Внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.
В средние века понимание внутренней жизни в тесных границах греха и добродетели давало слишком мало простора психологическому анализу. Философия Нового времени стала оценивать сложность душевного мира личности как обязательную структурную характеристику личности. В XIX в. психологи начинают осваивать этот подход.
Будучи врагом утопий и иллюзий, Адлер отказался считать конфликты в человеческой душе лишь печальным следствием несовершенства мира. Он мужественно признал внутренний конфликт личности как необходимое проявление подвижности, динамичности душевной жизни.
Схема личности, предложенная Адлера, проста и красива. Человеческая психика включает три инстанции — Оно, Я, Сверх-Я. Все они руководствуются различными принципами:
· Оно — принципом удовольствия;
· Я — принципом реальности;
· Сверх-Я — принципом долженствования.
В основе поведения лежат потребности, которые нельзя устранить, а только признать и найти им соответствующую форму удовлетворения.
Суть внутреннего конфликта по Адлеру: при возникновении любой потребности Оно восклицает: «Хочу!», Сверх-Я будет вопрошать: «А нравственно ли это?», а Я начнет искать рациональный путь выхода из сложившегося положения. Чаще всего решение будет найдено автоматически. Но в критических ситуациях наступает острый конфликт инстанций, особенно когда позиции сторон противоположны. «В своем отношении к Оно Я подобно всаднику, который должен обуздать превосходящего по силе коня. Если всадник не хочет расставаться с конем, то ему ничего не остается, как вести коня туда, куда конь хочет, как будто бы это его собственная воля».[3]Вот последняя-то фраза «как будто бы» и намечает информационный конфликт внутри личности: необходимость договориться, прийти к компромиссу со всеми инстанциями приводит к тому, что часть информации как бы «выпадает» из зоны контроля Я (особенно, в случае социально неодобряемых потребностей Оно). Возникшая «порочная» потребность будет пробивать себе дорогу в обход сознания (Я) и, значит, будет влиять на поведение, глубинный смысл которого скрыт для личности. Сознание будет осмыслять свое поведение не ведая, что в подвале бессознательного поселился призрак, по воле которого совершаются события.
Система Адлера разрабатывалась в то время, когда набирали силу широкие социальные движения, когда вспыхнули две мировые войны, социологи заинтересовались феноменом толпы, психологи ужаснулись жестокости людей в конфликтах. Человек как бы терял в них разум. Фрейд дал первое объяснение феномену бессознательного. Оно возникло как неизбежное следствие действия защитных механизмов личности.
Адлер утверждал, что ребенок, сравнивая себя с родителями, начинает чувствовать бессилие, это наблюдение он сделал принципиальной базой своей теории: в детстве любой человек переживает чувство неполноценности и потом всю жизнь борется с ним, вырабатывая свой индивидуальный жизненный стиль. В конфликте между чувством бессилия и желанием получить высокий результат заложено стремление личности преодолеть свою изначальную слабость и достичь вершин возможного. Стремление вперед, к индивидуальному совершенству, к могуществу, каким обладают взрослые, намертво впечатывается в бессознательную психику ребенка и не оставляют его всю жизнь. Это врожденная творческая сила, способная привести личность к достижениям. Даже реальные недуги и дефекты могут быть преодолены этой силой (дефекты слуха, зрения у великих музыкантов). Преодолевая свою неполноценность, личность развивает в себе чувство общности, которое Адлер считал врожденным стремлением к сотрудничеству, взаимопониманию, взаимоподдержке.
Иная картина возникает, когда человек не справляется с чувством неполноценности. Основная причина — невнимание к ребенку родителей и чрезмерная слабость больного органа тела. В этом случае все страдания от неудач как бы спрессовываются в комплекс неполноценности — постоянное глубинное переживание своей несостоятельности и ущербности. Вместо достижения реальных результатов человек стремится к сверхкомпенсации, к мнимым успехам. Здоровое социальное чувство все больше заглушается, а возрастает прискорбное стремление к власти. Не справившись со своим внутренним конфликтом, личность выплескивает его наружу.
Конфликт между стремлением к жизни и стремлением к смерти. Для описания созидательной и разрушительной работы психики Адлер постулировал конфликт у человека двух фундаментальных стремлений — к жизни и смерти (Танатос и Эрос). Отталкиваясь от этого, Э. Фромм строит свою шкалу принятия и неприятия жизни — биофилии и некрофилии. Исходным материалом некрофильского поведения служил анализ психики людей, стремящихся к половому контакту с трупами. Но в книге «Анатомия человеческой деструктивности» проблема некрофилии приобретает философский размах. Детально исследуются особенности психики Гитлера и Гиммлера. Описанный Фроммом тип некрофила имеет соответствие с такими явлениями современной культуры как черный юмор, фильмы ужасов, сатанизм, словоблудие. Поэтому есть серьезные основания изучать некрофильские проявления агрессивных личностей, запутавшихся во внутренних конфликтах.
Внутриличностный подход по К. Юнгу. Иной подход к внутриличностному конфликту предложил К. Юнг. В книге «Психологические типы» он дал типологию личности, которая до сих пор считается одной из самых убедительных классификаций человеческих типов, построенных на качественной основе. Восемь типов выделяются по четырем функциям психики — мышление, ощущение, чувство и интуиция. Каждая из них может проявляться в двух направлениях — как экстравертированная (направленная на внешний мир) и как интровертированная (направленная на внутренний мир). Юнг мыслил с опорой на философскую традицию. Поэтому основное противопоставление в типологии он связал с конфликтом субъективного и объективного. Экстраверт — человек, направленный вовне, на объект. Он сознательно стремится познать законы внешнего мира и строить свою внутреннюю жизнь в соответствии с ними. Интроверт, прежде всего, погружен в себя, утверждает самоценность внутренних процессов. Внешний мир с его правилами и предписаниями не столь важен, как область внутренних переживаний. Вот две установки сознания. Но философский подход дополняется психоаналитическим, фрейдистским. Психическая жизнь протекает в режиме конфликта сознания и бессознательного. Любое нарушение меры в сознании должно вызвать компенсаторную реакцию бессознательного. Коль скоро для экстраверта акцент в сознательных процессах делается на внешнем окружении, то бессознательное встанет на защиту субъекта, породит эгоцентрические тенденции. В противоположную сторону будет направлена компенсация бессознательного у интроверта (на повышение влияния объекта).
Ролевые конфликты. Адлер, Юнг рассматривали конфликты личности «изнутри». Это неудивительно — ведь они были врачами. Иной подход характерен для тех психологов, которые подходили к человеку «извне» — из сферы социальной жизни (Дж. Мид, Ч. Куди). Они основали направление в психологии, называемое интеракционизмом. Интеракция — единица общения (англ. Interaction — взаимодействие).[4]
Вполне логично, что личность выступает, прежде всего, как система ролей, которые исполняет человек в группах разной степени общности, например, гражданин, студент, игрок, внук, друг и т.п. Каждая роль имеет свой социально предписанный сценарий. Возникает опасение: не стирает ли такой подход к личности ее индивидуальные черты? Личность не погребена под этикетками шаблонных функций, потому что ее роли составляют систему. Для каждого есть наиболее важные роли, которые именуются эталонными. Через них личность реализует себя в первую очередь, с полной отдачей и серьезностью («положение обязывает»). Вокруг уже этих ролей располагаются остальные.
Уникальность личности не исчезает под гнетом шаблонных ролей, а, скорее, проявляется в вариативности их узора. Личность может соотнести логику своего поведения с логикой социальных норм и ожиданий. И вот здесь кроется источник внутриличностного конфликта.
На социальные роли в обществе наложены ограничения в сочетаемости. Личность может столкнуться с тем, что ее потребности приводят разыгрывание ролей к противоречию. Возникает ролевой конфликт — столкновение между несочетаемыми ролями.
При неблагоприятном стечении обстоятельств возможно образование нескольких конфигураций ролей значимых, эталонных, которые могут находиться в слабой согласованности и даже в конфликте. В кризисном же положении возможна смена Я-концепции («Кто Я?»). Может это будет благотворное переосмысление своей роли в обществе, возможность встать на свой истинный путь. А может и привести к психическому расстройству, шизофрении.
Но коль скоро Я-концепция не приклеена к телу, возможно восстановление ролевого баланса. Смена ожиданий, направленных на человека, может изменить его поведение (пират Френсис Дрейк спас Англию от испанской армады и стал дворянином). Изменение ролевого репертуара входит в психотерапию, в сценарии тренингов с людьми, испытывающими внутренний разлад.
Заключение
В самом общем виде внутриличностный конфликт мы рассмотрели как противоречие, борьбу между внутренними тенденциями личности и возможностями их удовлетворения. На основании того, какие тенденции личности вступают в борьбу, можно говорить о существовании разного рода внутренних конфликтов: мотивационный конфликт - хочу и хочу; нравственный или моральный - хочу и надо; конфликт нереализованного желания - хочу и могу; ролевой - надо и надо; адаптационный - надо и могу; конфликт неадекватной самооценки - могу и могу. Внутриличностный конфликт играет в жизни человека неоднозначную роль: он может выступать и как источник развития личности, и как причина развития невротических реакций. Преодолевая конфликтную ситуацию, человек приобретает возможность для интериоризации и сознательного принятия моральных ценностей, для приобретения новых адаптивных умений, для самореализации. Если выход из конфликта не найден или использование психологических защит не ведет к устранению, сведению к минимуму чувства тревоги или страха, то такой конфликт является источником неуверенности личности, неустойчивости ее поведения. По мнению большинства психологов, наиболее сложным и критическим периодом формирования личности выступает подростковый возраст. Источник и движущие силы развития смещаются внутрь самой личности. Движущие силы личности развития подростка определяются преодолением противоречий между физическим и социальным развитием. Эти противоречия проявляются в виде внутренних и внешних конфликтов. Конфликтная активность данного периода связана с постоянной переоценкой ценностей, осуществляемой в процессе общения с ближайшим социальным окружением.
Информация о работе Теория внутриличностного конфликта А. Адлера