Технологии социальной работы с пожилыми людьми на примере МУ "ЦСО"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление технологии социальной работы по преодолению одиночества пожилых людей.
Исходя из цели данной курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1) определение основных социальных проблем одиноких пожилых людей;
2) исследование проблем взаимодействия социального работника и пожилого человека;
3) выявление основных форм обслуживания одиноко проживающих граждан;
4) изучение технологии ведения беседы социального работника с клиентом;
5) анализ приоритетных направлений социальной работы с одинокими пожилыми людьми.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 5
1.1 Пожилые люди как социальная общность 5
1.2 Качество жизни пожилых людей как социальная проблема 12
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ МУ «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ Г.ТАГАНРОГА» 15
2.1 Система социального обслуживания специалистами МУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов города Таганрога» 15
2.2 Технологии беседы с клиентом пожилого возраста специалистами Центра социального обслуживания 18
2.3 Помощь специалиста Центра социального обслуживания в преодоление чувства одиночества нуждающегося в помощи пожилого человека 23
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ В Г.ТАГАНРОГЕ
3.1 Роль местного самоуправления в сфере социальной защиты 25
3.2 Практика социальной работы с пожилыми людьми в г.Таганроге на примере МУ «ЦСО» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

ТЕХНОЛОГИИ СОЦ.РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

3. Областные государственные учреждения социального обслуживания:

- комплексные центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры, социальные приюты

Основные задачи департамента социальной защиты населения и территориальных отделов социальной защиты населения заключается в следующем:

- Разработка и реализация мероприятий, направленных на проведение в государственной политики в сфере социальной защиты населения;

- Разработка региональных нормативных актов по вопросам социальной поддержки, социального обслуживания и государственной социальной помощи.

- Предоставление мер социальной поддержки, социального обслуживания, государственной социальной помощи гражданам в соответствии с региональным и федеральным законодательством;

- Анализ и прогнозирование социально-демографической ситуации, мониторинг общественного мнения по вопросам социальной поддержки и социального обслуживания;

- Обеспечение развития информатизации территориальных органов и учреждений социальной защиты населения на основе внедрения современных информационных технологий;

- Взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований в решении вопросов социальной поддержки, социального обслуживания населения и государственной социальной помощи, в пределах своих полномочий;

- Укрепление и развитие материально-технической базы отрасли, привлечение инвестиций.

Сотрудничество между департаментом социальной защиты населения, его территориальными органами с органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов осуществляется на основе Соглашений. Предметом Соглашения являются скоординированные действия департамента в организации взаимовыгодного сотрудничества, направленного на эффективное и качественное обеспечение прав и социальных гарантий граждан пожилого возраста, проживающих на территории Муниципального образования. Соглашения заключены с 29 муниципальными районами, городскими округами.

Придавая особое значение осуществлению мер социальной поддержки, социального обслуживания и государственной социальной помощи непосредственно по месту жительства, в отделениях срочной социальной помощи, комплексных центров социального обслуживания введены ставки специалистов по социальной работе по месту жительства. Основные их обязанности:

- Осуществление информирования населения о видах и формах социального обслуживания, государственной социальной помощи и мерах социальной поддержки;

- Выявление и ведение учета граждан, нуждающихся в мерах социальной поддержки, социальном обслуживание (на дому, стационарное, полустационарное, временное проживание, срочное социальное обслуживание), государственной социальной помощи, на бумажных носителях (картотека) или в электронном виде (при наличие компьютера);

- Прием граждан, оказание помощи в сборе и подготовке документов для предоставления мер социальной поддержки социального обслуживания государственной социальной помощи, рассмотрение писем и заявлений граждан и принятие мер по разрешению поставленных вопросов;

- Обследование социально-бытовых условий проживания, материального положения граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, определение характера необходимой гражданам помощи и направление сведений и документов в территориальные органы социальной защиты населения и (или) социозащитные учреждения;

- Получение от территориального органа социальной защиты населения и (или) от социозащитных учреждений сведений о назначении мер социальной поддержки и предоставление социального обслуживания, и доведение их до граждан

- Получение и выдача оформленных в территориальном органе социальной защиты населения удостоверений, проездных билетов, гуманитарной и других видов помощи (по согласованию с гражданином).

Государственные органы и государственные учреждения социальной защиты населения осуществляют свои полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, социального обслуживания, государственной социальной помощи на областном уровне. В рамках реализации Федерального закона №131-ФЗ перед системой социальной защиты населения поставлены большие и сложные задачи, главная из них: сделать так, чтобы каждый гражданин, своевременно, в полном объеме и непосредственно по месту жительства мог реализовать свое право на социальную защиту в соответствии с федеральным и областным законодательством.

 

3.2 Практика социальной работы с пожилыми людьми в г.Таганроге на примере МУ «ЦСО»

 

Основными принципами деятельности муниципального бюджетного учреждения «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов города Таганрога» являются – адресность оказания услуг, гарантированность их получения, дифференцированность при определении необходимых услуг, комплексность их оказания.

Развивая формы социального обслуживания учреждение за годы работы стало многопрофильным, предоставляющим пожилым людям разнообразные по видам и формам услуги:

                   Социальные услуги без обеспечения проживания, предоставляемые гражданам пожилого возраста на дому, частично утратившие способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью (отделение социального обслуживания на дому);

                   Социальные услуги без обеспечения проживания, предоставляемые гражданам пожилого возраста на дому, частично утратившие способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью (специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому);

                   Социальные услуги без обеспечения проживания, предоставляемые гражданам пожилого возраста, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению;

                   Социальные услуги без обеспечения проживания для оказания помощи отдельным гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

                   Отделения социального и социально-медицинского обслуживания на дому (ОСО на дому и СОСМО на дому) – это базообразующие отделения учреждения. Основное различие между этими отделениями состоит в том, что в специализированных отделениях осуществляется общий уход за постельными больными в домашних условиях, с оказанием не только бытовых но и медицинских процедур. Для предоставления медицинских услуг МБУ «ЦСО г. Таганрога» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Постановлением Администрации Ростовской области от 21.04.2008г. № 201 были внесены существенные изменения в областной перечень гарантированных государственных социальных услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социального облуживания населения.

Во исполнении данного постановления Администрацией города Таганрога (Постановление Мэра города Таганрога 11.07.2008г. № 3492) были утверждены стандарты социального обслуживания для МУ «ЦСО».

При реализации вышеуказанных постановлений, МУ «ЦСО» в 2009-2011гг. практически в два раза по сравнению с 2008г., расширило виды социальных услуг, предоставляемых учреждением для пенсионеров г.Таганрога.

Создание методик, способствующих максимально точной оценке нужд лиц пожилого возраста и их потребностей в платных социальных услугах, позволило разработать в 2011 г. перечень новых дополнительных платных социальных услуг и тарифной сетки на них, утвержденных в установленном законодательстве порядке, учитывая возможности и интересы населения города, не нарушая при этом экономической целесообразности.

Для пожилых граждан наиболее востребованным было и остается предоставление социально-бытовой помощи в надомных условиях.

Такие базообразующие отделения в МУ «ЦСО» созданы для временного или постоянного оказания гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке. Деятельность отделений направлена на максимальное возможное продление пребывания граждан в привычной среде, поддержание их социального, психологического и физического статуса. Данный вид услуг в 2010 г. получили 3 871 пенсионер.

Для организации работы с маломобильными клиентами, а также для работы социальных работников на отдаленных территориях р-н Михайловки, Греческих Рот и Садоводческих товариществ, где проживают клиенты учреждения был приобретен, из средств выделенных Администрацией Ростовской области по ходатайству депутата законодательного собрания Игоря Николаевича Пятигорца и в дальнейшем закреплен учреждением за надомными отделениями – микроавтобус.

Приоритетное направление в работе учреждения – это оказание помощи пенсионерам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, но в силу жизненных обстоятельств, страдающих дефицитом общения нуждающихся в социально-культурной и социально-трудовой реабилитации. С этой целью при МУ «ЦСО» функционирует клуб для граждан пожилого возраста и инвалидов «Золотая осень».

Как вид полустационарного (дневного) социального обслуживания включает в себя социально-бытовое, социально-медицинское и социально-культурное обслуживание пожилых людей, организацию их активного отдыха. Работа клуба строится в соответствии с ежемесячными планами мероприятий. Клуб проводит работу по организации деятельного, разнообразного и содержательного досуга пенсионеров, с учетом их возможностей и интересов.

Занятия по трудовой терапии и физической культуре ведутся в строгом соответствии с картами индивидуальных программ, разрабатываемых медицинским работником, в соответствие с медицинским заключением лечащего врача клиента учреждения. Ежедневно проводится контроль состояния здоровья клиентов, оказывается социально-медицинская помощь, проводятся консультации с лечащими врачами поликлиник о состоянии здоровья клиентов.

Регулярно проводятся занятия по лечебной физкультуре, также индивидуальные занятия с членами клуба. В работе используются разнообразный спортивный инвентарь. В учреждении имеются: вело- и элептический тренажеры, беговая дорожка, , шведская стенка. Регулярно проводятся соревнования по настольным играм. Проводятся занятия в различных кружках:

Формирование активной жизненной позиции пожилого человека (инвалида) и позитивных изменений в их статусе – является целью программы по социально-культурной и социально-трудовой реабилитации.

Задачи программы:

- создание информационного поля по пропаганде здорового образа жизни среди граждан пожилого возраста и инвалидов. Повышение роли физической культуры и спорта в профилактике различных заболеваний граждан пожилого возраста и инвалидов.

- Создание оптимальных условий для максимального продления физической активности пожилых людей и инвалидов, оздоровления, повышения жизненного тонуса граждан пожилого возраста и инвалидов средствами социальной, культурной, психологической помощи.

- Содействие активному участию пожилых людей и инвалидов в жизни общеста.

- Обеспечение полноценного межличностного общения, развития диалога пожилых людей и инвалидов с представителями других поколений.

- Создание благоприятных условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего поколения и инвалидов, возможность их личностного развития.

- Развитие самостоятельности и ответственности пожилых людей и инвалидов в поиске решений вопросов, связанных с улучшением условий собственной жизни, жизни сверстников, других поколений.

- Изменение отношения общества к старости и инвалидности; пожилым людям и инвалидам, на позитивное развитие межвозрастного взаимодействия.

Содержанием основных форм социотерапии являются – трудотерапия, терапия занятостью, средовая терапия, арт-терапия (терапия средствами искусства) – заключается не только в предоставлении данных услуг, но и в творчестве, коллективном взаимодействии, в формировании необходимых для успешной реабилитации навыков и личных свойств.

Реализация программы: занятия физической культурой и спортом, привитие интереса к музыке, пению, чтению, танцам, приобщение к миру искусства, общение с природой и посильный труд поможет продлить активный период жизни пожилых людей и инвалидов. Комплексное воздействие на устранение болезненных симптомов и негативных изменений у людей старшего поколения и инвалидов, способствует их активному долголетию, пробуждению потребности к самореализации и развитию как социально-активной личности, субъекта творческой деятельности, яркой индивидуальности, и, таким образом, повышает уровень  и качество жизни пожилых людей и инвалидов.

В целом работа учреждения и структурных подразделений построена по перспективным (на год) и текущим планам. Одним из направлений деятельности нашего учреждения является изучение эффективности работы структурных подразделений. Проводятся проверки качества предоставляемого социального обслуживания всех структурных подразделений учреждения:

- анализируются отчеты социальных работников;

- проводится мониторинг степени удовлетворенности клиентов обслуживанием;

- изучаются личные дела клиентов отделений;

- проводится проверка служебной документации отделения, согласно номенклатуре дел учреждения.

- проверка использования в практической деятельности организационно-методических рекомендаций, по формам и методам социального обслуживания населения, подготовка необходимых методических руководств, изучение опыта других учреждений социального обслуживания населения. Внедрение инновационных форм и методов работы и т.д.

Полученные результаты позволяют выработать предложения по улучшению качества предоставляемых услуг.

Работа МУ «ЦСО» строится на тесном взаимодействии с различными городскими структурами, общественными организациями, благотворительными фондами. Ощутимую поддержку оказывает работе МУ «ЦСО» УСЗН г. Таганрога, Администрация города, Совет ветеранов, депутаты Городской Думы и Законодательного собрания Ростовской области, предприниматели города.

Информация о работе Технологии социальной работы с пожилыми людьми на примере МУ "ЦСО"