Технологии социальной работы с пожилыми людьми на примере МУ "ЦСО"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление технологии социальной работы по преодолению одиночества пожилых людей.
Исходя из цели данной курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1) определение основных социальных проблем одиноких пожилых людей;
2) исследование проблем взаимодействия социального работника и пожилого человека;
3) выявление основных форм обслуживания одиноко проживающих граждан;
4) изучение технологии ведения беседы социального работника с клиентом;
5) анализ приоритетных направлений социальной работы с одинокими пожилыми людьми.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 5
1.1 Пожилые люди как социальная общность 5
1.2 Качество жизни пожилых людей как социальная проблема 12
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ МУ «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ Г.ТАГАНРОГА» 15
2.1 Система социального обслуживания специалистами МУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов города Таганрога» 15
2.2 Технологии беседы с клиентом пожилого возраста специалистами Центра социального обслуживания 18
2.3 Помощь специалиста Центра социального обслуживания в преодоление чувства одиночества нуждающегося в помощи пожилого человека 23
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ В Г.ТАГАНРОГЕ
3.1 Роль местного самоуправления в сфере социальной защиты 25
3.2 Практика социальной работы с пожилыми людьми в г.Таганроге на примере МУ «ЦСО» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

ТЕХНОЛОГИИ СОЦ.РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

В отделение зачисляются пенсионеры и инвалиды независимо от их семейного положения, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию в отделение.

В отделении Центра социального обслуживания выделяются помещения для кабинета доврачебной медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, мастерских и др.

Социологические исследования показали, что основными направлениями обеспечения благосостояния престарелых являются: повышение качества услуг по уходу за ними на дому, увеличение числа домов для престарелых и улучшение условий жизни проживания в них.

 

2.2 Технологии беседы с клиентом пожилого возраста специалистами Центра социального обслуживания

 

Первая беседа в Центре социального обслуживания обычно имеет цель выяснить право клиента получать социальные услуги. Очень многое при этом зависит от качества беседы. Беседа с клиентом наиболее точно может быть определена как коммуникация (общение) или взаимодействие. Это искусство и наука.

Начинающим работникам, сталкивающимся с этой формой деятельности, необходимо обладать знанием и пониманием явных и тайных причин того или иного поведения человека, т.е. мотивов поведения. Знание этого способствует эффективности работы и терпимости к людям. Только внимательное выслушивание и наблюдение за тем, как люди ищут помощи, сможет превратить объективные факты и субъективные чувства в часть межличностного общения, включающего открытые и закрытые послания, их расшифровку и реакцию на различные уровни общения.

К основным навыкам, необходимым для введения беседы, относятся такие 10 принципов [13]. Вначале информировать клиента о продолжительности беседы; начинать беседу после того как клиент понял ситуацию; стараться быть доброжелательным, чтобы создать свободную непринужденную атмосферу; постараться увидеть ситуацию глазами клиента; осознать опасность вынесения суждений, а не принятия человека таким как он есть; развивать навыки социального общения.

Каждая беседа обычно фиксируется на какой-то основной проблеме такой, как например, исследование финансовых проблем клиента, его болезнях, обидах, взаимоотношениях и т.д. Каждая беседа-знакомство должна иметь четкую схему, т.е. начало, середину, конец. Каждая последующая беседа-встреча с клиентом должна как-то базироваться на содержание предыдущей, при этом должны быть использованы письменные или видеозаписи.

В процессе беседы обращения к одним и тем же трудностям или даже отрицание их может дать работнику какой-то "ключ". Надо обращать внимание на несоответствия и умолчания. Например, подвергшийся насилию человек может и не хотеть вмешательства извне. Такие неожиданные изменения или что клиент ассоциирует одну идею с другой, поэтому они обе ничего не значат.

Беседа-интервью социального работника отличается от повседневных бесед тем, что они имеют тему, направленную на достижение конкретной цели, временные рамки обычно бывают определены, предполагается положительное или отрицательное развитие взаимоотношений. Рассмотрим последний аспект подробнее.

Первая встреча социального работника и клиента помимо чисто информативной функции имеет, по меньшей мере, 3 цели: стремление заключить союз с клиентом относительно методов лечения, т.е. социальный работник старается понять мысли и чувства клиента; старается вселить в клиента чувство надежды, что он справится с ситуацией; демонстрирует методы и формы работы [13]. Если не принимать эти факторы во внимание, то управление ситуацией невозможно.

Иногда социальные работники Центра социального обслуживания переживают, что порой они сталкиваются с необщительными клиентами, которые вместо того, чтобы сказать, какая помощь им нужна, делают все, чтобы заблокировать ее. Одной из причин этого является то, что встреча с незнакомым человеком может вызвать чувство стыда, больших ожиданий, чувства неудачи, ощущение зависимости. Социальный работник не должен выявлять интимные, вызывающие смущение или пугающие факты о клиенте или о себе самом, поскольку это может вызвать негативную реакцию клиента.

Практики часто бывают расстроены, если те, кто пользуются их услугами, не являются на встречу после первой беседы. Исследования показывают, что около 50% обратившихся за помощью не возвращаются для участия во второй встрече. Причем даже если первая беседа привела к положительным результатам, то существует и множество других причин неявки на вторую встречу.

Удачные беседы не зависят только от содержания разговора, важно, если к работнику после этого интервью относятся как к человеку, способному понять чувства клиента, их мысли по поводу их трудностей, и как социальный работник реагирует на субъективные чувства клиента и использует их в рабочих отношениях. Интервью считается успешным, если работник попытается устранить барьеры общения, приводящие к непониманию.

Если клиент обладает физическими недостатками, умственными, слуховыми, речевыми расстройствами, то могут понадобиться альтернативные методы общения. Но даже и опытные работники порой предвосхищают события или додумывают за клиента, что он хотел бы сказать или выразить нереально. Лучше дать клиенту возможность говорить максимально свободно, поскольку, если человеку дать возможность самому рассказать свою историю, то удивительно как скоро он сам приходит к решению своей проблемы.

Стереотипное отношение к клиенту создает препятствия. Не стоит рассматривать клиента как принадлежащего к определенному классу, и т.д., так как это искажает представление о нем и приводит к поспешным выводам: люди слишком сложны, чувствительны и склонны к динамике, чтобы делать о них поспешные выводы.

Задавание "хороших" вопросов. Тема задавания вопросов как навыка межличностного общения весьма актуальна [13].

Нашей задачей является выделить моменты, когда этот метод мешает или помогает в помощи клиенту. Так, социальный работник, задающий вопросов в подозрительной или обвинительной манере, и не заинтересованным или дружелюбным тоном, вызовет у клиента чувство страха и недоверия. Слова здесь менее важны, чем тон и манера говорящего.

Задавание большого количества вопросов может выглядеть как допрос, а слишком мало вопросов может помешать выявить важные моменты. Другим барьером может служить слишком частое задавание вопроса, начинающегося с "почему", т.к. оно подразумевает, что клиент должен объяснять свое поведение, это приводит к заниманию им оборонительной позиции. Предпочтительнее начинать вопрос со слова "что", т.к. он может выявить информацию, полезную для обоих участников разговора.

Умелое использование вопросов - это нечто мало изученное в практике социальной работы. Оно очень важно, т.к. это не только сбор информации, но и один из путей начала процесса изменения.

Репортерский тип вопросов порой может достичь успеха, если перед корреспондентом намеренно выдвигают аргументы оппонента с тем, чтобы привести к изменению. Другими способами использования вопросов, которые подразумевают изменение как конечную цель, является построение их таким образом: "Возможно, это неправильно, но...", "Я не совсем понял ...", все они стимулируют отступление клиента от обычной схемы поведения и рассмотрение новых возможностей. Чтение нотаций или преждевременные советы нежелательны и не применяются опытными помощниками. В случае возникновения неловких моментов не нужно заострять на них внимание, можно к ним вернуться позже.

Другим типом задавания "хороших" вопросов является так называемый "круговой опрос". Он применяется в семейной терапии и позволяет оценить взаимодействие и функционирование в рамках семьи путем предоставления одному из членов семьи возможности прокомментировать взаимоотношения двух других членов, их поведение. Круговой опрос выявляет различные позиции участников, дает новую информацию о том, как третья сторона видит взаимоотношения между двумя другими членами семьи [13].

Гипотетические вопросы типа: "А что было бы, если ...?" могут еще более прояснить ситуацию, а вопросы, когда предлагается описать идеальное решение проблемы (с позиции клиента) могут предложить решение проблемы. Вопросы, ставящие проблему, предпочтительнее готовых ответов. У людей обычно свои взгляды на вещи и свои идеи.

Хороший социальный работник обладает следующими качествами:

1. Симпатия или понимание - попытка видеть мир глазами другого человека.

2. Уважение, реагирование на проблему клиента таким образом, чтобы передать уверенность в том, что он сам может справиться с ней.

3. Конкретность, четкость, чтобы консультант максимально четко понимал проблему.

4. Умение вести себя естественно во взаимоотношениях с клиентом.

5. Сиюминутность, иметь дело именно с тем, что происходит в настоящий момент встречи [15].

Представляют особую трудность для начинающих социальных работников умение определить, какие у них могут встретиться сложности в общении и, соответственно, какие навыки необходимо продолжать практиковать.

Исходя из этого, при работе с клиентами социальному работнику Центра социального обслуживания можно дать следующие рекомендации: необходимо обладать знанием и пониманием явных и тайных причин поведения человека; иметь навык межличностного общения; умело задавать вопросы; пытаться устранить барьеры общения, приводящие к непониманию.

Таким образом, социальные работники Центра социального обслуживания должны уметь слушать, наблюдать и реагировать. Обретение навыков посещения клиентов, понимания специфики их жизни, навыки задавания вопросов, решения проблем, планирования действий - все это далеко не просто. Чтобы стать опытным консультантом, мало быть заботливым и понимающим, надо еще умело применять на практике многочисленные приемы и методы работы.

 

 

2.3 Помощь специалиста Центра социального обслуживания в преодоление чувства одиночества нуждающегося в помощи пожилого человека

 

Важную роль в решении подобного рода задач в настоящее время играют группы самопомощи.

Группы самопомощи - это небольшие, привязанные к определенному месту группы, члены которых, имея общие проблемы, помогают друг другу. Такие группы, как свидетельствует практика, состоят из 5 - 7 человек, живущих поблизости и имеющих периодические контакты. Эти группы иногда возникают спонтанно, но чаще их организует один из наиболее активных будущих ее членов или (реже) социальный работник, оказывающий им бытовую помощь.

Каждый участник такой группы не только принимает, но и осуществляет помощь, актуализируя и развивая для этого собственные ресурсы.

Цель работы в группе - смягчение влияния негативных явлений, а не полное их преодоление, поддержка человека, а не формирование нового стиля жизни, постепенное обучение позитивным жизненным навыкам, а не полное отрицание прошлых норм жизни.

Причины создания групп самопомощи: самореализация и развитие личности; кризисная ситуация или горе; плохие социальные условия, состояние здоровья, наличие инвалидности; принадлежность к группе «изгоев», меньшинствам и др.

На первый взгляд группы самопомощи аналогичны терапевтическим группам. Но при более подробном анализе их деятельности становится очевидным, что для групп самопомощи характерны самоуправление, а не управление со стороны профессионального работника, а также самопомощь.

Итак, человек ищет новые формы помощи, ибо государственная помощь нередко не совсем своевременна, неэффективна; к тому же, как говорят, «сытый голодного не разумеет». В группах самопомощи нет иерархической структуры, ее членам обеспечивается максимальное участие в жизни группы, которую они покидают, когда хотят.

Однако группы самопомощи не панацея от всех бед, и далеко не все проблемы могут быть решены с их помощью. Группы самопомощи нуждаются в специальной поддержке социальных работников Центра социального обслуживания.

Таким образом, мы пришли к выводу, что пожилые люди имеют право на полноценную жизнь. И это возможно лишь в том случае, если они сами принимают деятельное участие в решении вопросов, их непосредственно касающихся.


ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ В Г.ТАГАНРОГЕ

3.1 Роль местного самоуправления в сфере социальной защиты

 

В соответствии с федеральным законодательством функции по социальной защите населения перераспределяются между уровнями власти: полномочия снимаются с муниципального и передаются на региональный и федеральный уровни. При этом основная часть полномочий по социальной поддержке, социальному обслуживанию, социальной помощи возлагается на региональный уровень. Это:

- обеспечение мер социальной поддержки и социального обслуживания граждан, социальной поддержки граждан.

С 1 января 2006 года в соответствии с федеральным законом №131 реализация выше указанных полномочий в сфере социальной поддержки, социального обслуживания и социальной помощи осуществляется органами государственной власти субъекта Российской федерации, а их финансовое обеспечение за счет средств областного бюджета. В области создана и функционирует с 1 января 2006 года государственная система социальной защиты населения, в состав которой входят:

1. Департамент социальной защиты населения - исполнительный орган государственной власти, обеспечивающий проведение государственной политики в сфере социальной защиты населения.

2. Территориальные органы исполнительной власти, входящие в структуру департамента и осуществляющие координацию и регулирование деятельности в сфере социальной защиты населения на территории муниципальных районов, городских округов и обладающие правами юридического лица.

Информация о работе Технологии социальной работы с пожилыми людьми на примере МУ "ЦСО"