Первое значение — организационно-структурное. Ключевыми
проблемами здесь являются: «Кто должен
выполнить (выполняет) социальную работу?";
«Какие органы, подразделения должны этим
заниматься (занимаются)?»; «Какова эффективность
(результативность) их деятельности, функционирования?».
Управление социальной работой организуется
на федеральном, региональном (территориальном)
и локальном уровнях и имеет соответствующие
организационные структуры: Министерство
труда и социального развития Российской
Федерации, комитеты (управления) соцзащиты
(помощи), территориальные службы, центры
социального обслуживания.
Второе значение — функциональное. Управление
социальной работой выполняет как общие,
так и конкретные функции. Общими, независимо
от уровня, субъекта, его компетенции,
являются функции: прогнозирование, планирование
(целеполагание), организация, координация,
стимулирование (мотивация), маркетинг,
учет и контроль. На конкретном уровне
управления, в конкретной должности складывается
определенное соотношение между общими
функциями. Конкретные функции — это виды
работы применительно к должности (обязанности
и права), подразделению (функции подразделения)
и предприятию, организации, учреждению
(направления деятельности).
Третье значение — это деятельность
руководителей разных уровней в системе
соцзащиты, помощи. Руководители выступают
как ведущая сила, «локомотив» в процессе
управления. От профессионализма руководителей
во многом зависят качество организации
управления и его результативность. Следует
учитывать, что среди руководителей в
системах управления социальной работой
преобладают женщины и коллективы в основном
женские. Это накладывает отпечаток на
стиль и методы управления, психологию
взаимоотношений, эмоциональный фон и
т.д.
Четвертое значение управления
социальной работой — это процесс, включающий
ряд элементов. Основа любого вида
управления — информация, которая в «человеческих
системах» тем или иным образом организуется.
На основе информации происходит определение,
формулирование и закрепление (в организационно-административных
документах) целей, задач. Целевая ориентация
— важный элемент социального управления,
за которым следует система действий,
мер, мероприятий или управленческих решений.
Управление определенным образом организуется
через распределение функций и формирование
оргструктур, подбор и расстановку кадров
(персонала). В процессе управления важно
также увязать цели, задачи и решения с
ресурсами — информационными, материальными,
трудовыми, финансовыми, временными.
Пятое значение— это вид профессиональной
деятельности, управленческий труд, включающий
триаду: предмет труда (информация), средства
труда (организационные и технические)
и человека, обладающего определенными
знаниями, навыками и умениями. Шестое
значение — управление социальной
работой как наука и учебная дисциплина. Основа
любой науки — методология, т.е. система
методов, используемых в научных исследованиях.
В науке управления применяется как общеметодологический
инструментарий (анализ, синтез, индукция,
дедукция, абстрактное и конкретное, системный
подход и т.д.), так и специфический, обусловленный
необходимостью исследования систем и
процессов социального управления, функций
и организационной структуры, деятельности
руководителей и возглавляемых ими коллективов.
Другая составная часть на- уки управления
— теория, или система обобщенного знания,
которая существует на уровне отдельного
человека (руководителя, специалиста)
и называется эмпирической теорией, а
также на уровне значительно больших обобщений
(макротеория). Необходимой частью управления
как науки являются методики, представляющие
собой инструменты получения научных
знаний, научной информации (исследовательские
методики); помогающие решать конкретные
практические проблемы (деловые методики);
используемые в консультативной деятельности
(диагностические методики). Применяются
также комплексные методики для решения
определенных проблем.
Метод управления — это совокупность приемов и способов
воздействия на управляемый объект для
достижения поставленных целей. Слово
“метод” греческого происхождения (methodos
— в переводе означает способ достижения
какой-либо цели). Через методы управления
реализуется основное содержание управленческой
деятельности. Содержание — это специфика
приемов и способов воздействия.
В более общем виде
все методы управляющего воздействия
можно разделить на две группы:
основные и комплексные. К основным
относятся такие, в которых четко выделяется
содержательный аспект по признаку соответствия
методов управления требованиям тех или
иных объективных законов (например, социальных,
экономических, организационно-технических
и др.). Сложными, или комплексными, методами
социального управления являются комбинации
основных методов. Социальные методы управления
включают в себя социально-психологические
способы и приемы воздействий на процесс
формирования и развития коллектива, на
процессы, протекающие внутри него. Социально-психологические
методы управления прежде всего отличаются
своей мотивационной характеристикой,
определяющей направление воздействия.
Психологические методы управления направлены
на регулирование отношений между людьми
путем оптимального подбора и расстановки
персонала. К ним относятся методы комплектования
малых групп, гуманизации труда, профессионального
отбора и обучения и др. Методы комплектования
малых групп позволяют определить оптимальные
количественные и качественные отношения
между работниками с учетом психологической
совместимости. Экономические методы
управления представляют собой способы
достижения экономических целей управления
(средства) на основе реализации требований
экономических законов. Иными словами,
под экономическими методами в современном
значении понимается экономический расчет,
основанный на сознательном использовании
всей системы экономических законов и
категорий рыночной экономики.
Одной из главных
задач современной системы
управления является создание наиболее
благоприятных условий для реализации
возможностей управляемой системы, которые
появляются благодаря использованию разных
методов управляющего воздействия, расширяющих
права и ответственность разных субъектов
самоуправления. Сегодня решать вопросы
повышения эффективности управления можно
только через заинтересованность и творческую
деятельность всех работников, осознавших
себя полноправными и реальными участниками
управления производственными и социальными
процессами. В целом методика комплексной
мотивации людей включает три основные
группы приемов:
1) приемы мотивации работников:
постановка перед работником
четких и достижимых целей (например,
рабочим, превысившим оговоренную
норму выработки, выплачиваются
премии); модификация поведения (применение
наказаний и наград с целью
улучшения поведения человека); переподготовка
(прохождение курса обучения перспективным
специальностям за счет организации);
2) приемы мотивирования
работы: усовершенствование рабочих
мест и расширение сферы деятельности
работников (т. е. такое распределение
обязанностей в организации, при
котором на работников возлагается
больше ответственности за ее
деятельность в целом); гибкий
график работы (т. е. такой режим
труда, при котором работники
могут самостоятельно планировать
время начала и окончания работы);
телекоммуникации и домашние
офисы (т. е. работа на дому с
подключенными к офису телефоном, компьютером
и факсом); сокращение рабочего времени
и деление функциональной нагрузки как
способ минимизировать число увольнений;
3) приемы мотивирования
организационной деятельности: расширение
полномочий сотрудников (предоставление
работникам больших возможностей
для участия в повседневных
делах организации); участие в
достижении целей (получение регулярных
денежных вознаграждений за успешные
результаты коллективной работы)
и др. В целом очень важно
понять, что возможности использования
различных методов управления
неразрывно связаны с саморазвитием
социальных систем, которые все
в большей мере становятся
субъектами управления, решают все
большее количество назревших
вопросов на основе самоуправления.
Важно отметить, что использование
сложной техники управления, нацеленной
на саморазвитие управляющей
системы, возможно:
а) с помощью совокупности методов
(экономических, административно-организационных,
социальных, политических, духовно-культурных);
б) с наполнением их научным
содержанием, прежде всего социальным
проектированием.
Современные наука и техника,
не отменяя и не подменяя человека, играют
огромную и все возрастающую роль в управлении
социальными процессами.
Глава II Сущность задачи
и методы управления.
2.1 Сущность методов
управления
Процесс социального управления
осуществляется посредством целенаправленного
воздействия субъекта управления на объект
управления, на волю людей, под которой
понимается регулирующий фактор сознания,
выражающийся в способности человека
совершать целенаправленные действия.
Воля регулирует поведение людей, направляет
действия людей на достижение поставленной
цели. Для достижения единства людей нужно
добиваться единства их воли. Единство
воли достигается благодаря согласованию
целей и порядка деятельности, подчинению
одной воли другой.
Воздействие субъекта управления
на волю объекта управления осуществляется
различными приемами, средствами, способами,
которые именуются методами социального
управления. Следовательно, метод управления
— это способ практического осуществления
целей, задач и функций управления. Содержание
метода управления дает ответ на вопрос
о том, как, каким способом наиболее рационально
можно достичь целей управления, осуществить
управленческую деятельность.
Методы управления находятся
в диалектическом единстве с целями управления.
Цель обусловливает специфику использования
методов, выбор методов в известной степени
определяет реальность достижения поставленных
целей. Но, с другой стороны, методы показывают,
каким образом достигаются цели управления.
Методы определяют качественную сторону
управления. Их совершенствование означает
улучшение управления.
Из содержания характеристики
методов социального управления следует,
что методам управления присущи следующие
характерные черты: они выражают связь
субъекта управления с объектом управления;
метод — это средство, способ осуществления
управляющего воздействия субъекта управления
на объект управления, т.е. воздействие
одного человека на другого, одного коллектива
людей на другой, одного человека на коллектив
или коллектива на одного человека; методы
— это способы упорядочения, организации
происходящих в системах управления процессов,
приемы, посредством которых достигаются
общие цели совместной деятельности людей;
методы управления являются наиболее
подвижным и активным элементом в системе
управления; методы управления носят альтернативный
характер; в государственном управлении
они являются инструментами политики
государства, которые используются государственным
аппаратом для достижения политических
целей.
Независимо от содержания и
направленности методы управления обладают:
объективированной организационной формой,
под которой понимается вид воздействия,
т.е. индивидуальное предписание (приказ)
или норма (правило) поведения; характером
воздействия (непосредственное воздействие,
косвенное воздействие посредством создания
стимулирующих или ограничивающих условий);
способом воздействия (единичный, коллегиальный,
коллективный); временной характеристикой
(краткосрочные и долгосрочные); тактическим
и стратегическим характером.
Сущность методов управления
в государстве определяется его социальной
природой. Субъекты государственного
управления применяют методы воздействия
в целях осуществления задач и функций
государства, общества, для решения экономических,
социальных, оборонных, правоохранительных
и иных задач.
Методы социального управления
важно отграничивать от иных близких по
своей значимости понятий: методов исследования
процессов управления, методов осуществления
отдельных функций управления, методов
разрешения управленческих вопросов,
познавательно-программирующих методов
(системного анализа, исследования операций,
моделирования, организационного проектирования,
сетевого планирования).
Методы исследования управления
направлены на познание и раскрытие процессов
и закономерностей социального управления,
выявление и объяснение управленческих
проблем, общественного мнения и т.п.
Методы осуществления отдельных
функций управления воздействуют на состояние
и развитие этих функций. К ним относятся
методы выработки и принятия управленческих
решений, методы планирования работы,
методы контроля в управлении и др.
К методам разрешения управленческих
дел и вопросов относятся единоначальные,
коллегиальные, коллективные, совместные
(несколькими субъектами управления) способы
разрешения дел и вопросов управления.
Методы социального
управления основные задачи и функции.
Реализация законов
и принципов управления происходит
благодаря применению различных
методов управления. Метод управления
представляет собой воздействие
различных приёмов и способов
на управляемый объект для
эффективного достижения поставленных
целей. Обычно в практике управления
применяют совокупность методов,
дополняющих друг друга.
Выделяют следующие методы управления:
1. Социальные и социально-
психологические. Они применяются с целью
повышения социальной активности людей.
Социальные методы включают в себя:
методы социального нормирования,
позволяющие упорядочить социальные отношения
между социальными группами, коллективами
и отдельными работниками путём введения
различных норм (правила внутреннего распорядка,
правила внутрифирменного этикета, формы
дисциплинарного воздействия);
социально-политические методы,
включающие социальное образование и
привлекающие работников к активной деятельности
в социальном управлении;
методы социального регулирования
служат для упорядочения социальных отношений.
Для этого выявляют, с целью регулирования,
интересы и цели различных коллективов,
групп и индивидов (договора, взаимные
обязательства, системы отбора, распределение
и удовлетворение социальных потребностей);
методы морального стимулирования.
Их используют для выделения и поощрения
коллективов, групп, отдельных работников,
которые достигли определённых успехов
в профессиональной деятельности.
социально-психологические
методы. Их используют для обеспечения
социальных потребностей человека, для
повышения трудовой активности личности.
Для этого используют различные способы
мотивации: внушение, побуждение, подражание
и т. д.
психологические методы. Они
направлены на регулирование отношений
между людьми, что достигается определённым
подбором и расстановкой кадров. Сюда
включаются методы комплектования малых
групп, гуманизации труда, профессионального
отбора и обучения.