2. Экономические методы. Они
связаны с достижением экономических
целей управления с использованием
экономических законов и категорий
рыночной экономики. Сюда можно
отнести методы экономического
стимулирования.
3. Организационно-административные
методы. Основу этих методов составляет
власть, дисциплина, ответственность.
Данный метод имеет виды: указания,
правила, рекомендации, контроль. Главной
задачей этих методов является
координация действий объектов
управления.
4. Методы самоуправления.
Самоуправление даёт возможность
человеку из объекта управления
превратиться в субъект управления.
Самоуправление повышает эффективность
всего управленческого процесса,
так как основывается на заинтересованности
рабочих и подключению их творческой
деятельности. Сюда включается методика
комплексной мотивации людей. В
неё входит несколько приёмов:
мотивация работников. За достигнутые
цели здесь выплачиваются премии, вручаются
награды, происходит переподготовка. мотивирование
работы. Сюда входит улучшение рабочих
мест и расширение сферы деятельности
работников.
Мотивирование организационной
деятельности. Здесь применяется
расширение полномочий сотрудников.
В социальной системе
управления выделяют также научные
методы управления. К данным методам
относят: моделирование, прогнозирование,
программирование, эксперимент, экспертные
оценки, информационные технологии.
В целом же для эффективного
социального управления используют
совокупность тех или иных
методов.
2.2Основные задачи
управления.
Основными задачами управления
являются:
— обеспечение в рамках своих
полномочий конституционных прав пенсионеров,
инвалидов, семей с несовершеннолетними
детьми и других групп населения, нуждающихся
в государственной поддержке;
— организация пенсионного
обеспечения и социального обслуживания
нетрудоспособных граждан;
— содействие созданию и организации
деятельности негосударственных организаций,
учреждений, предприятий социальной защиты
населения;
— создание автоматизированной
системы обработки информации, предоставления
льгот, назначения и выплаты пенсий и пособий;
— оказание организационно-методической
помощи органам
социальной защиты населения
по вопросам, связанным с применением
действующего законодательства;
— организация социальной защиты
населения, протезно-ортопедической помощи,
врачебно-трудовой экспертизы и руководство
ей, медико-социальной экспертизы и реабилитации
инвалидов, обеспечение инвалидов средствами
передвижения, расширение сети домов-интернатов;
— привлечение внебюджетных
средств для финансирования
программ социальной помощи
и укрепления материальной
базы системы социальной защиты
населения;
— содействие развитию коммерческих
начал в сфере организации социальной
защиты населения с целью финансирования
социальных программ;
— обеспечение взаимодействия
с фондами, благотворительными и другими
общественными объединениями с целью
поддержки пенсионеров, инвалидов, семей
с несовершеннолетними детьми и других
групп населения, нуждающихся в государственной
поддержке.
Управление в соответствии с
возложенными на него задачами осуществляет
выполнение следующих функций:
В области организации и развития
социальной защиты;
— полностью и своевременно
претворяет в жизнь указы Президента РФ,
постановления и распоряжения Федерального
Собрания России и Законодательного Собрания
Тверской области, Правительства РФ и
главы администрации области, приказы
и указания министра и начальника управления
социальной защиты и другие социальные
нормативы;
— вносит в Министерство социальной
защиты Российской
Федерации предложения по развитию
и улучшению системы
социальной защиты.
В области организации пенсионного
обслуживания и обеспечения пособиями:
— осуществляет организацию,
контроль и методическое
обеспечение работы по назначению,
начислению и выплате пенсий и пособий
по социальному обеспечению;
— взаимодействует с отделением
Пенсионного фонда РФ по
вопросам выплаты пенсий и пособий
по социальному обеспечению;
— принимает участие в разработке
и создании условий для
развития негосударственной
системы пенсионного обеспечения;
— разрабатывает рекомендации
по установлению дополнительных льгот
и выплат к пенсиям и пособиям по социальному
обеспечению на областном уровне.
В области социального обслуживания:
— организует социально-бытовое
обслуживание престарелых граждан, инвалидов,
семей с несовершеннолетними детьми и
других групп населения, нуждающихся в
государственной поддержке, а также предоставление
им установленных законодательством льготных
путевок на санаторно-курортное лечение
и специальных средств передвижения, внедрение
новых форм и видов натуральной помощи;
— осуществляет материально-бытовое,
медико-социальное и культурное обслуживание
престарелых граждан и инвалидов, находящихся
в учреждениях социального обеспечения;
— развивает подсобные сельские
хозяйства при учреждениях социальной
защиты и укрепляет их материально-техническую
базу;
—создает комплекс специализированных
учреждений и сеть служб социальной помощи;
— оказывает психологические,
медико-социальные, материальные и другие
услуги лицам, попавшим в сложные жизненные
ситуации;
— участвует в организации разнообразных
видов социальной помощи семьям с несовершеннолетними
детьми;
— содействует созданию негосударственных
служб и учреждений, оказывающих социальную
помощь и услуги пенсионерам, инвалидам
и другим группам населения, нуждающимся
в государственной поддержке;
— осуществляет координацию
работы подведомственных социально-бытовых
объектов, а также содействует их переходу
на коммерческую основу исходя из нужд
финансирования программ социальной помощи
населению.
В области медико-социальной экспертизы,
реабилитации инвалидов и оказания протезно-ортопедической
помощи:
— осуществляет руководство
врачебно-трудовой экспертизой и содействует
реабилитации инвалидов;
— оказывает помощь общественным
организациям инвалидов в создании рабочих
мест для инвалидов и в их трудоустройстве;
— содействует созданию и развитию
специализированных
предприятий или цехов по использованию
труда инвалидов и
пенсионеров по возрасту, развитию
надомных видов труда и
других форм занятости;
. — определяет потребность
и осуществляет заказы в Министерство
на поставку специальных транспортных
средств, приспособлений производственного
и бытового характера, других
технических средств реабилитации
инвалидов и ухода за ними;
— организует протезно-ортопедическую
помощь населению,
внедрение и изготовление новых
видов протезно-ортопедических изделий;
— обеспечивает санаторно-курортное
обслуживание ветеранов войны, способствует
реализации нормативных документов по
предоставлению им льгот.
Начальник несет персональную
ответственность за выполнение
возложенных на Управление соцзащиты
задач и осуществление им своих
функций.
Вывод.
1. Методы социального управления
являются важнейшим средством
реализации законов и принципов
управления. Все их многообразие (экономические,
социальные, психологические, организационно-административные
и др.) является эффективным только тогда,
когда субъект управления на основе системного
анализа использует ту их совокупность,
которая необходима в данной конкретной
управленческой ситуации, представляющей
сегодня комплекс сложных явлений (экономических,
социальных, политических и духовно-культурных).
2. Одной из главных задач
современной системы управления
является создание благоприятных
условий для реализации возможностей
управляемой системы, которые появляются
только с расширением инициативы
и ответственности каждого субъекта
самоуправления, более широкого
использования методов саморазвития
и самоуправления.
3. Для достижения этих
целей необходимо более широкое
применение научных методов управления
(моделирования, программирования, эксперимента,
информационных технологий и
т. п.).
Система — это множество взаимосвязанных
элементов, находящихся в отношениях и
связях между собой, составляющих целостное
образование. Системные свойства социальных
организаций изучаются в рамках системного
подхода, который выполняет теоретическую
и методологическую роль в познании и
преобразовании сложных социальных систем.
Система разделяется на подсистемы, каждая
из которых может быть рассмотрена как
в отдельности, так и в их неразрывной
целостности.
Все, что не входит в систему
и воздействует на нее или на что воздействует
сама система, называется ее внешней средой,
которая существенным образом отличается
от ее внутренней среды. Они находятся
в диалектическом взаимодействии.
Каждая социальная система состоит,
прежде всего, из двух взаимодействующих,
но самостоятельных подсистем: управляемой
и управляющей. К управляемой подсистеме
относятся: общественные отношения, общественные
процессы, ресурсы общества, прежде всего,
социальные, социальные организации и
входящие в них люди. К управляющей — все
элементы, обеспечивающие процесс целенаправленного
воздействия на элементы управляемой
подсистемы. Важнейшим ее элементом является
организационная структура управления.
Развитие образования,
здравоохранения и культуры, жилищного
и коммунального хозяйства, социально-бытового
обслуживания населения должны решаться
на уровне органов государственной власти
субъектов РФ и органов местного самоуправления. Нужно
повысить ответственность федеральных,
региональных органов государственной
власти и органов местного самоуправления
по реализации государственной социальной
политики.
Литература.
1. Указ президента Российской
Федерации “Об основных положениях
региональной политики в Российской
Федерации” от 3 июня 1996 г. за № 803.
Федеральный закон «Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации», принятом в 1995
году.
Постановление главы администрации
Владимирской области "О комплексном
социальном обслуживании населения".
Армстронг М. Основы менеджмента.
- М., 1998.
Агапонов А.К. Регионы и местное
самоуправление: вопрсы ответственности.
- М., 2004. Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности
государственного управления. – М., 1995.
Барбаков О. М. Регион как объект
управления. – М., 2002.
8. Волгин Н.А. Японский
опыт решения экономических и
социально-трудовых проблем.- М., 1998.
9. Корнеев И.К., Машуцев В.А.
Информационные технологии в управлении.-
М.: ИНФРО-М, 2001.- 158 с.
10. Социальные технологии.
Толковый словарь /Отв. ред. В.Н. Иванов.
М.—Белгород, 1995.
11. Смолкин А.М. Менеджмент:
Основы организации: учеб.- М.: ИНФРА
– М, 2002.- 288с.
13. Учебный социологический
словарь /Под ред. С.А. Кравченко. - М., 1997.
14. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури
Ф. Основы менеджмента. М., 1992.
15. Социальное управление.
Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н.
Иванов, В.И. Патрушев и др. Под
ред. В.Н. Иванова.— М.: Высш. шк., 2001.—
271 с.
17. Менеджмент социальной
работы: учеб. Пособ. Для студ. В