Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 00:51, реферат
Стандартизация в настоящее время широко распространена не только в сфере производства. Стандарты стали объективной реальностью также и в области образования. Совершенствование библиотечно-информационного образования, развитие международного сотрудничества в области образования в настоящее время невозможно осуществить без применения средств и методов стандартизации.
1. Общие положения стандартизации в системе образования в РБ
2. Национальный технический комитет по стандартизации №4 "Управление качеством"
3. Основные положения получения высшего образования и проблематика его получения
4. Основные барьеры на пути развития качественного образования
5. Основные меры по реформированию сферы образования
Заключение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра: Технологии важнейших отраслей промышленности
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Техническое нормирование и стандартизация
Тема: «Стандартизация в системе
ФМЭО, 1-й курс, 13-ЗАЗ
Научный руководительт канд. техн. наук, доцент
Оценка за реферат_______________________
Минск 2013
Содержание
1. Общие положения стандартизации в системе образования в РБ
2. Национальный технический комитет по стандартизации №4 "Управление качеством"
3. Основные положения получения высшего образования и проблематика его получения
4. Основные барьеры на пути развития качественного образования
5. Основные меры по реформированию сферы образования
Заключение
1.Общие положения стандартизации в системе образования в РБ
Стандартизация в настоящее время широко распространена не только в сфере производства. Стандарты стали объективной реальностью также и в области образования. Совершенствование библиотечно-информационного образования, развитие международного сотрудничества в области образования в настоящее время невозможно осуществить без применения средств и методов стандартизации.
Но в отличие от других сфер стандартизация образования обладает и рядом существенных недостатков. Так, с одной стороны, стандарты в области образования позволяют сформировать единые требования, предъявляемые к выпускникам, добиться высокой степени совместимости учебных планов, что в свою очередь ведет к совместимости, унификации и признании дипломов как в национальном, так и в международном масштабах.
С другой стороны, стандартизация обязывает всех участников учебного процесса следовать единым правилам, что подавляет творческую инициативу и лишает свободы выбора как целые вузы, так и отдельных преподавателей и студентов, не позволяет им оперативно реагировать на изменения внешней и внутренней среды. Чрезмерный уровень стандартизации ведет к выпуску унифицированных специалистов, не всегда соответствующих требованиям конкретных заказчиков.
В Беларуси существует довольно высокий уровень стандартизации и регламентации в области высшего образования. Данная система была унаследована от СССР. У значительной части специалистов подобная опека вызывает раздражение, связанное с невозможностью самостоятельно формировать учебные планы по своему усмотрению. Однако подобный подход является важным на современном этапе, когда идет реформирование образования, ведущее к возникновению новых вузов и образованию новых специальностей и специализаций. В данном случае стандартизацию в образовании можно рассматривать как простейшее средство, гарантирующее соблюдение государственных требований к качеству подготовки специалистов и защиту от авантюристических идей отдельных новаторов.
В развитых странах Западной Европы и Америки не только вузы, но и их структурные подразделения, вплоть до кафедр, располагают большой степенью независимости в организации учебного процесса и самостоятельно формируют и утверждают учебные планы.
Однако столь высокая степень демократизации обусловливается влиянием ряда факторов:
традицией и историей образования в целом и вуза в частности. Современная система образования сложилась у нас в основном в 50-60-е годы, а Белорусский университет культуры, образованный на базе Минского института культуры, существует всего пять лет, тогда как ведущие вузы насчитывают несколько столетий (например, Ягеллонский университет);
конкуренцией на рынке труда и образования, которая заставляет вузы постоянно заботиться о качестве подготовки своих выпускников. Так как ряд вузов являются коммерческими и их существование напрямую зависит от реакции рынка на их продукцию, то даже вузы, финансируемые из федеральных и местных бюджетов, работая в условиях конкуренции на рынке образования, постоянно сталкиваются с необходимостью совершенствования, а рынок труда в нашей республике только начинает складываться. Кроме того, значительная часть вузов, в том числе и Белорусский университет культуры, являются монополистами в своей области и к реакции рынка относятся весьма прохладно; отлаженной системой аккредитации и контроля за качеством подготовки специалистов со стороны различных профессиональных организаций, обществ и ассоциаций, которые объединяют представителей организаций заказчиков. Система подобных организаций в республике только начинает складываться и единственной библиотечной профессиональной организации, ББА, пока что остается только пожелать успехов в данном направлении. Поэтому, вряд ли можно утверждать, что высшее образование в Беларуси, в том числе и библиотечное, готово к полной самостоятельности, а разумную регламентацию, скорее, надо рассматривать как благо и гарантию против волюнтаризма, чем как тормоз в развитии. Вопрос заключается в том, как рационально воспользоваться предоставленными возможностями. К наиболее регламентируемым направлениям деятельности учебных заведений относятся перечень специальностей и специализаций и содержание учебного плана. Министерством образования с 1 сентября 1994 г. введены новый Перечень специализаций для высших учебных заведений и Положение о многоуровневой системе образования, которые предусматривают возможность получения выпускниками вузов высшего, высшего специального образования и академических степеней бакалавров и магистров. Процесс открытия новых специальностей и специализаций регламентирован соответствующим положением, утвержденным Министерством образования и науки Республики Беларусь 2 апреля 1996 г. Процедура настолько длительная, а уровень требований столь высок, что браться за решение данной проблемы ФБИС пока не в состоянии. Подготовка специалистов по каждой специальности и специализации должна осуществляться на базе типового плана, который разрабатывается базовым вузом по согласованию с другими заинтересованными учебными заведениями, министерствами и ведомствами. Так как Белорусский университет культуры является единственным учебным заведением, осуществляющим подготовку библиотекарей-библиографов в Республике Беларусь, то разработанные им планы являются одновременно и типовыми.
Исходным документом для разработки учебных планов являются квалификационные характеристики специалистов по определенной специализации, которые должны составляться вузом совместно с взаимозаинтересованными министерствами и учреждениями. Учебный план должен обеспечить унификацию дисциплин, которые определяют общенаучную и общепрофессиональную подготовку, и установленные нормативы на количество учебных занятий в день, неделю, семестр, а также объем практики, экзаменов и каникул.
Нормативными документами также определены основные обязательные блоки учебных дисциплин и распределение времени между ними следующим образом:
гуманитарные и социально-экономические дисциплины - 25-35%;
общенаучные и общепрофессиональные дисциплины-35-45%;
дисциплины специального цикла - 25-30%;
дисциплины специализации - 10-15%.
На дисциплины, утверждаемые советом вуза, рекомендуется предусмотреть всего 3-4% бюджета учебного времени, а курсы по выбору предусмотрены только в первом блоке в объеме 200 часов. Это лишает вуз и преподавателей свободы маневра, а студентов права выбора и ориентации на свое непосредственное рабочее место. Таким образом, традиции, уровень образования и стандартизации в Беларуси не позволяют говорить о том уровне свободы образования, который характерен для стран Европы. Однако это не следует рассматривать как основной недостаток, препятствующий развитию образования в республике. Необходимо стремиться достигнуть уровня, заложенного в национальных стандартах, и максимально использовать предложенные возможности и свободы для повышения качества подготовки специалистов. С этой целью необходимо:
Белорусской библиотечной ассоциации и ведущим библиотекам республики совместно с Белорусским университетом культуры пересмотреть квалификационные характеристики специализаций ФБИС и привести их в соответствие с современными требованиями теории и практики;
привести содержание учебных планов в соответствие с действующими нормативами и требованиями квалификационных характеристик;
ФБИС, кафедрам иностранных языков и белорусского языка и литературы Белорусского университета культуры совместно с Могилевским библиотечным техникумом и Минским лингвистическим гуманитарным комплексом привести учебные планы соответствующих специализаций в соответствие с типовым учебным планом;
при пересмотре учебных планов добиться отведения в учебном плане до 30% учебного времени на дисциплины по выбору.
Беларусь всё больше и больше интегрируется в мировое пространство. Границы стираются, современные технологии дают возможность коммуникации и удаленной работы всех со всеми. Наши специалисты становятся востребованными на иностранных рынках труда, из других стран молодые люди приезжают "грызть гранит науки" в Беларусь. Но один вопрос остаётся довольно болезненным и сегодня - вопрос качества образования, стандартизации, традиций университетской школы, признания дипломов. Для решения этой проблемы в системе высшего образования Беларуси планируется внедрить систему менеджмента качества (СМК), основанную на международных стандартах. "Повышение качества высшего образования - один из важнейших приоритетов в образовательной политике нашего государства, - отметил, выступая на заседании Совета ректоров вузов, первый заместитель министра образования Александр Жук. - Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития предусмотрено выведение системы образования Беларуси на уровень, соответствующий мировым стандартам". Качественное образование - важнейший ресурс инновационного развития. Без образованных, грамотных, зрелых специалистов, готовых ставить и решать самые серьёзные задачи, не возможен успех страны на международной экономической и политической арене. Именно поэтому в августе прошлого года была принята Государственная программа "Качество" на 2007-2010 годы. Ведется активное обсуждение проблем качества образования и на международной арене. Например, по словам замминистра, она обсуждалась на 13-й конференции министров образования стран СНГ, которая состоялась в прошлом году в Ереване. Александр Жук рассказал на Совете ректоров вузов, что сегодня около 5 тысяч учреждений образования в мире, в т. ч. около тысячи вузов, успешно прошли сертификацию на соответствие требованию стандарта ИСО 9001: 2000 Международной организации по стандартизации. Уже сто вузов России прошли стандартизацию. В Беларуси работы по совершенствованию вузовской СМК и внедрению международного стандарта ведут ряд университетов, в числе которых БГУ, БГТУ и т.д. "Они опираются на разные подходы, - пояснил он. - Часть вузов сертифицируют отдельные направления деятельности. Так, уже сертифицирована научная деятельность БНТУ. Другие готовятся к сертификации отдельных факультетов и т.д. Однако документально оформленных и сертифицированных СМК в вузах республики пока нет. Очевидно, что нам в сжатые сроки необходимо перейти к совершенствованию и оформлению системы менеджмента качества образования вузов, а в перспективе - ссузов, ПТУ и, возможно, учреждений общего среднего образования". А зачем это нужно? Как уверяет господин Жук, вуз, внедривший СМК, становится более привлекательным для абитуриента. "Привлекательность получения образования в вузе заключается в том, - отметил он, - что система обучения вуза ориентирована прежде всего на потребителя услуг и на те факторы, которые получают оценку с его стороны. Это понимание потребителя, учет требований со стороны общества и государства, качество образования, его конкурентоспособность, доступность и т.д. ". Внедрение системы менеджмента качества позволяет достичь качества подготовки выпускников вуза на самом высоком международном уровне, повысить степень взаимодействия между отдельными подразделениями университета и улучшить систему управления вуза в целом, расширить рынки экспорта образовательных услуг, а также повысить рейтинг вуза в регионе, отрасли, у потенциальных партнеров за рубежом и т.д. Внедрение СМК в вузах - дело сугубо добровольное. Вместе с тем Минобразования будет поддерживать те вузы, которые активно включатся в эту работу. В частности, речь идет о том, чтобы в будущем внедрившие СМК вузы проходили процедуру лицензирования, аттестации и аккредитации по упрощенной схеме. Фактические работы по стандартизации системы образования в нашей республике осуществляются Национальным техническим комитетом по стандартизации №4 "Управление качеством".
2. Национальный
технический комитет по
Национальный технический комитет по стандартизации №4 "Управление качеством" (ТК 4) представляет собой объединение на основе добровольного участия заинтересованных организаций и физических лиц - членов ТК, выразивших согласие участвовать в работах по стандартизации в области управления качеством.
Официальной датой создания ТК 4 является 26 мая 2000г. - дата подписания приказа Госстандарта (№ 156) об утверждении ТК и присвоении ему номера 4.
Цель работы ТК 4 - обеспечение в Республике Беларусь возможности воздействия на процесс развития работ в области менеджмента качества.
Основной задачей ТК 4 является организация и осуществление квалифицированной и оперативной разработки, согласование и подготовка к утверждению ТНПА и методических документов по вопросам менеджмента качества, а также проведение работ по международной и межгосударственной стандартизации по направлению деятельности комитета.
Структура ТК 4:
Подкомитет "Менеджмент качества в сфере образования" (ПК 2)
Подкомитет "Менеджмент качества в сфере образования" (ПК 2) создан при Национальном техническом комитете "Управление качеством" (ТК 4) с целью:
содействия и прямого применения в учреждениях образования Республики Беларусь международных стандартов в области менеджмента качества;
создания методического обеспечения по применению международных стандартов на системы менеджмента в учреждениях образования;
участия в разработке (рассмотрении) международных стандартов в области менеджмента качества в сфере образования.
ПК 2 представляет собой объединение на добровольной основе полномочных представителей организаций, учреждений-членов, заинтересованных в его деятельности и выразивших согласие участвовать в работах по стандартизации в области менеджмента качества в сфере образования и других работах в области систем менеджмента организаций.
Организации-члены ПК 2, направившие своих специалистов для работы в подкомитете в качестве полномочных представителей, должны обеспечить условия для их систематического участия в работе подкомитета и наделять необходимыми полномочиями для самостоятельного принятия от имени организации решений по обсуждаемым в рамках подкомитета вопросам.
Основные функции ПК 2: разработка методических рекомендаций по применению ТНПА (стандартов ISO серии 9000) в учреждениях образования;
подготовка предложений по совершенствованию Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь; содействие применению в Республике Беларусь международных, межгосударственных ТНПА в области менеджмента организаций; анализ и подготовка предложений по гармонизации ТНПА Республики Беларусь, применяемыми учреждениями образования при создании систем менеджмента организаций, с международными, межгосударственными и национальными ТНПА промышленно развитых стран; оказание методической помощи по применению ТНПА в области менеджмента организаций учреждениям образования; участие по поручению Госстандарта в работе международных организаций по стандартизации в области менеджмента качества в сфере образования; подготовка предложений по позиции Республики Беларусь для голосования по проектам международных стандартов в области менеджмента качества в сфере образования; участие в организации переводов международных, региональных, национальных ТНПА в области менеджмента качества в сфере образования.
3. Основные положения получения высшего образования и проблематика его получения
В Республике Беларусь в 2008/2009 учебном году получение высшего образования обеспечивают 44 учреждения (30 университетов, 7 академий, 4 института, 3 высших колледжа) государственной и 10 учреждений негосударственной формы собственности.
В государственных высших учебных заведениях с учетом совместителей работают 25287 преподавателей. Обучаются у них 362920 студентов. Из них 195096 человек - на дневной форме обучения, 688 - на вечерней и 167136 - на заочной. В их число также входят 5939 зарубежных студентов.
В 2008 году в государственные вузы поступило 79131 человек. Из них на платной, договорной основе обучаются 48194 студента (60,9%). Потребность студентов в общежитии обеспечивается только на 60% от числа студентов, которые нуждаются в общежитии. В целом существует возможность обеспечения общежитиями лишь 66,4% иногородних студентов.
В частных вузах работают 1721 штатный сотрудник, в дополнение 422 преподавателя работают на условиях совместительства. Обучаются здесь 57777 студентов: 14772 - на очной форме обучения, 43005 - на заочной. Из них только 788 получают стипендию. В частных вузах обучается 449 иностранных студентов.
56,4% площади занимаемых
частными вузами помещений
2062 (88,6%) из 2327 студентов, нуждающихся в общежитии, проживают в них.
Белорусская система высшего образования давно перестала быть бесплатной. Из 420697 студентов, которые сегодня получают высшее образование, 262695 человек (62,4%) учатся за свой счет. Причем в государственных вузах обучается 79% всех платников, а в частных 21%. В такой ситуации наблюдается конфликт интересов. Министерство образования является с одной стороны законодателем, с другой стороны распорядителем и контролером всех вузов. Оно выдает лицензии, распоряжается ресурсами, навязывает учебные планы и т.д. Такой статус создает предпосылки для коррумпированности всей системы образования.