Стандартизация в системе образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 00:51, реферат

Краткое описание

Стандартизация в настоящее время широко распространена не только в сфере производства. Стандарты стали объективной реальностью также и в области образования. Совершенствование библиотечно-информационного образования, развитие международного сотрудничества в области образования в настоящее время невозможно осуществить без применения средств и методов стандартизации.

Оглавление

1. Общие положения стандартизации в системе образования в РБ
2. Национальный технический комитет по стандартизации №4 "Управление качеством"
3. Основные положения получения высшего образования и проблематика его получения
4. Основные барьеры на пути развития качественного образования
5. Основные меры по реформированию сферы образования
Заключение

Файлы: 1 файл

рефери.docx

— 98.02 Кб (Скачать)

Место настоящего студенческого самоуправления занимают структуры, финансируемые и поддерживаемые администрацией вузов и государством. Это не студенческое самоуправление. Это пример административного, идеологического управления студенческой молодежью. Это способ подавления инициативы снизу, попытка загнать творческих, динамичных, неординарных людей в узкие рамки политической корректности.

Попытки создать идиллическую картинку гармонии студентов и преподавателей явно не получаются. Сам факт наличия целой системы принуждения к членству в отдельных молодежных организациях является доказательством серьезных проблем в вузах, связанных с острым дефицитом реального студенческого самоуправления.

Гражданскийактивизм приветствуется только для поддержания официальных праздников и обязательных субботников. Блокируются программы студенческих обменов. Студенты практически лишены возможности полноценно участвовать в европейских студенческих учебных, научных и общественных программах.

Студентам недоступны работающие механизмы и процедуры оспаривания оценок, качества преподавания, программ разных курсов и их содержания. Существенно ограничены возможности факультативного обучения.

Студенты лишены возможности участвовать в обсуждении и принятии бюджетов вузов. Мнение молодежи не учитывается при распределении расходной части бюджета вуза. Поэтому студенты наблюдают острую нехватку студенческих общежитий и чрезвычайно слабую материально-техническую базу.

Стремительно расширяется практика платного обучения. Государственные вузы гонятся за количеством студентов, а не качеством образования. Существующая в рамках образовательной государственной монополии платная система пересдачи зачетов и экзаменов стала еще одной распространенной формой злоупотреблений в вузах. Опять же студенты не имеют возможности через свои структуры самоуправления защищать свои интересы. Если человек покупает некачественный товар в магазине, он может через общество защиты прав потребителей защитить свои интересы. Студенты же лишены даже такой базовой формы защиты. Все проблемы, связанные с организацией процесса обучения, решались бы гораздо более эффективно, если бы в Беларуси были развиты структуры студенческого самоуправления.

Система воспитания молодежи в вузах находится в критическом состоянии. Каждая политическая кампания в стране сопровождается резким увеличением давления на студентов со стороны администрации вуза. Молодежь делает вид, что подчиняется, но двойные стандарты делают ее циничной, оппортунистической и безынициативной. Моральный кризис, зажатая атмосфера вузов, дефицит свободы мысли, слова и творчества - все это является не меньшими недостатками системы образования, чем непрофессиональные преподаватели и некомпетентные администраторы.

Таким образом, белорусская система образования характеризуется целым рядом серьезных структурных, содержательных, административных и правовых проблем. Многочисленные попытки ее реформирования закончились неудачей. Нет оснований верить в потенциал Правительства создать в Беларуси конкурентную систему образования.

Потенциал для положительных изменений в данной сфере огромен. Реформа системы образования должна быть основана не на бюрократических изощрениях, не на манипуляциях с продолжительностью обучения, а на изменении самого подхода к организации образования в стране. Краеугольным камнем предлагаемой реформы должен быть переход от монополии и бюрократического произвола к свободе выбора и контроля за образованием теми, кто и должен иметь решающий голос в образовании - к самим ученикам и их родителям. Как показывает международный опыт, именно такие изменения приводят к созданию наиболее эффективных систем образования в самых разных странах и регионах, с самым разным уровнем финансирования образования и экономического развития.

 

5. Основные меры  по реформированию сферы образования

1. Введение  образовательных ваучеров

Суть данного нововведения заключается в переходе от финансирования школ к финансированию учеников. Переход на ваучеры предполагает, что родители всех детей школьного возраста получают ваучер на одну равную для всех сумму. Этот ваучер можно использовать в любом образовательном учреждении независимо от формы собственности. На полученные от родителей ваучеры школы получают средства из бюджета.

Таким образом, при сохранении государственного финансирования образования открывается широкое поле для конкуренции между образовательными учреждениями. Ликвидируется государственная монополия и дискриминационные практики министерства образования. В новой системе родители, а не чиновники "заказывают музыку", т. е оценивают качество производителей услуг. Школы должны бороться за потребителей, т.е родителей, которые самостоятельно делают выбор. Именно они, а не покровительство чиновников, имеют решающее влияние на то, какие школы будут развиваться, а какие уходить из рынка образовательных услуг.

Подобная система уже около 100 лет функционирует в Нидерландах. Эта страна традиционно входит в число мировых лидеров по уровню показанных ее учениками знаний по международным тестам. Переход к образовательным ваучерам осуществился также в Чили, во многих штатах Америки и регионах Европы. Везде отмечается повышение качества образования, как в частных, так и в государственных школах.

2. Свобода  школ и университетов в выборе  программ обучения, используемых  учебников, учебных методик, а также  режима посещения занятий

Данные международных тестов свидетельствуют, что отсутствие централизованного контроля в этих сферах приводит к повышению качества демонстрируемых знаний на 4 - 7% [1]. Обеспечение свободы выбора позволит избежать навязывания определенных идеологий, политических либо религиозных убеждений. Свобода выбора позволит обеспечить диверсификацию системы образования, повысит ее адаптативность и гибкость в плане интеграции инноваций и новых знаний. Учебные заведения вправе приглашать на работу или чтение лекций (курсов) белорусских и иностранных специалистов по своему усмотрению. Необходимо законодательно утвердить право университетов определять режим посещения занятий студентами, режим совмещения учебы и работы, внедрение практики сдачи дисциплин экстерном. Это позволило бы молодым людям более эффективно совмещать учебу и работу, самостоятельно распределяя между ними свое время.

3. Большее  влияние родителей на процесс  образования

Родители должны входить в советы школ, иметь возможность определять содержание образовательного процесса, участвовать в решении конфликтных ситуаций между учителями и учениками, а также в администрировании денежных и материальных ресурсов.

4. Снятие  всех бюрократических барьеров  на пути создания и функционирование  частных школ

Результаты международных тестов по математике и естественным наукам показывают, что повышение доли учеников, обучающихся в частных школах, приводит к улучшению их результатов на 3 - 6%. Законодательство, регулирующее рынок образовательных услуг, должно неукоснительно соблюдать принцип равенства организаций всех форм собственности в сфере начального, среднего и высшего образования.

5. Переход  к полной автономии школы в  проведении кадровой политики  и определении зарплат учителей

Здесь предусматривается передача активов на баланс учебного заведения, расширение полномочий высшего руководящего органа по бюджетированию, кадровой политике и программе. Опыт стран, в которых учебные заведения обладают автономией, показывает, что ученики демонстрируют знания по математике и естественным наукам на 4 - 5% лучше (результаты тестирования).

6. Свобода  университетов в выборе системы  вступительных экзаменов

Университеты должны иметь право использовать как государственные централизованные тесты, так и собственные экзаменационные задания. Централизованное тестирование в Беларуси должно было стать эффективным инструментом оценки знаний и ликвидации коррупции в системе образования. Сегодня данный процесс еще не отлажен. Система оценки, проверки знаний, проведения экзаменов требует доведения до строгих стандартов объективности и прозрачности.

7. Запрет  на дискриминацию по месту  рождения, расе, религии, национальности, возрасту, месту обучения при  приеме в государственные вузы

Единственным критерием определения доступа в учебное заведение является уровень знаний, определяемый тестами, экзаменами или иными формами проверки знаний.

8. Немедленная  отмена принудительного распределения  студентов

Распределение студентов является современной формой крепостного права. Единственной приемлемой формой занятости выпускников является подписание добровольных договоров с работодателями на взаимно приемлемых условиях. Государство, финансируя государственную систему образования за счет налогоплательщиков, не вправе требовать компенсацию с тех студентов, которые получают образование за счет бюджета.

9. Присоединение  к Болонскому процессу. Восстановление  системы бакалавриата и магистратуры

Беларусь должна унифицировать свою систему образования с европейской, чтобы повысить возможности выпускников белорусских вузов на общеевропейском рынке труда и ценность диплома при поиске работы внутри страны, особенно среди иностранных работодателей.

10. Упрощение  процедуры перехода из одного  вуза в другой.

Данная мера позволит студентам увеличить шансы найти работу по душе, по уровню знаний и своему жизненному плану. Государство должно минимизировать издержки перехода, потому что в дальнейшем будет гораздо меньше искажений на рынке труда.

11. Автономия учебных заведений по распоряжению денежными ресурсами, ликвидация централизованной системы жесткого контроля над финансовыми ресурсами вузов.

12. Ликвидация  практики одобрения Министерством  образования поездок студентов  и преподавателей за рубеж.

Учебное заведение вправе самостоятельно решать вопросы командировок студентов и преподавателей для участия в конференциях, семинарах, симпозиумах и т.д.

 

13. Расширение  практики выделения кредитов  на получение образования.

Вузы самостоятельно решают вопрос о предоставлении стипендий на обучение. Бюджетное финансирование получения высшего образования не предусматривается. При этом правительство может устанавливать именные стипендии и финансировать получение высшего образования. Успешное развитие системы долгосрочного кредитования студентов возможно только при ответственной макроэкономической политике правительства (низкая инфляция, бездефицитный бюджет, открытая конкуренция на рынке финансовых услуг и товаров, свободная торговля, интеграция Беларуси в единый европейский рынок). Помимо этих факторов развитый финансовый рынок, наличие в стране большого объема капитала являются лучшими гарантами доступности кредитов на получение образования.

14. Снятие  запрета на домашнее образование. Разрешение получения средств  на образовательный ваучер на  цели домашнего образования

Школа на дому позволит разнообразить систему образования, укрепит семьи и местное сообщество, а также позволит обогатить систему образования самыми разнообразными дидактическими методиками и способами обучения.

15. Четкое  определение статуса организаций  студенческого самоуправления в  вузе, закрепление за студентами права формировать 1/3 высшего органа управления вузом, обеспечение по-настоящему демократических процедур выбора студентов в высших орган управления вуза.

16. Обеспечение  свободы слова, научной и общественной  деятельности в рамках вуза, а также в представлении интересов студентов в диалоге с органами государственного управления и гражданского общества; обеспечение гласности всех сторон жизни студенчества через средства печати и другие СМИ, в том числе университетские газеты, радио, интернет сайты и т.д. Присоединение белорусских органов студенческого самоуправления к молодежным программам Европейского Союза, связанным с гражданской активностью волонтеров (социальная, культурная, экологическая сферы); реализация совместных программ в рамках программы ЕС "Восточное партнерство".

 

 

Заключение 

Реализация данных основных мер позволит создать эффективную, качественную и конкурентоспособную систему образования XXI века. Она основана на свободе выбора, активном участии учеников, студентов и их родителей в определении административных, финансовых, правовых, кадровых, содержательных параметров системы образования.

Если народ имеет то правительство, которое он заслуживает, то народ и правительство имеют дело с той молодежью, которую они сами воспитывают. У студентов много проблем, требующих решения. Одолеть их сразу сложно. Но главное - это то, что сегодня нам необходимо добиться эффекта двусторонней связи, при которой и студенты, и администрации вузов смогут оказаться в выигрыше. Любое проявление невнимания к молодежным проблемам способно создать еще большие проблемы для настоящего и будущего общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник:

1.Министерство образования Республики Беларусь, 2009 г.

2.Труд и занятость в Республике Беларусь. Статистический сборник. Минск, 2008

 


Информация о работе Стандартизация в системе образования