Способы поведения личности в конфликтах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 11:42, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы:
• выявить способы поведения личности в конфликтах.
Исходя из цели мною поставлены задачи:
1 выявить типы конфликтов;
2 показать элементы конфликта;
3 определить динамику конфликта и выявить критерии конфликтов;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Типы конфликтов 4
2 Способы поведения личности в конфликтах. Пятнадцать правил 17
3 Управление и само менеджмент в конфликтных ситуациях 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

Социология VVV.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

продолжительностью, включая начало и конец.

              Начало конфликта связано, по меньшей мере, с тремя условиями:

   1) первый его участник сознательно и активно действует в  ущерб  другому

участнику путем физических действий, демаршей, заявлений и т. д.;

   2) второй участник сознает, что эти действия направлены против него;

   3) второй  участник  в  ответ  предпринимает  активные  действия  против

инициатора конфликта; с этого момента можно считать, что он начался.

              Из этого  следует,  что  конфликт  начинается  в  случае  противоборства сторон.  Он  возникает  лишь   тогда,   когда   стороны   начнут   активно противодействовать друг  другу,  преследуя  свои  цели.  Поэтому  конфликт всегда начинается как двустороннее (или многостороннее) поведение  и  ему, как  правило, предшествуют  инициирующие  действия одной   из   сторон,

выступающей в качестве зачинщика конфликта.

Перечень элементов конфликта:

   1) два участника или две стороны конфликта;

   2) взаимо-несовместимость ценностей и интересов сторон;

   3)   поведение,   направленное   на   уничтожение   планов,    интересов

противоположной стороны;

   4) применение силы для влияния на другую сторону;

   5) противопоставленность действий, поведения сторон;

   6) стратегии и тактики конфликтного взаимодействия;

   7) личностные особенности участников: агрессивность, авторитетность и пр.;

   8) характер внешней среды, присутствует ли третье лицо и т. д.

Динамика развития конфликта:

   — возникновение конфликтной ситуации,

   — осознание конфликтной ситуации,

   — собственно конфликтное поведение — обоюдно направленные и эмоционально окрашенные  действия,  которые  затрудняют  достижение  целей, интересов противника и способствуют реализации собственных интересов в ущерб другой стороне; — развертывание конфликта или его разрешение зависит от  участников, их личностных  особенностей,  интеллектуальных, материальных возможностей, которые есть у сторон, от сути и  масштабов  самой  проблемы,  от  позиций окружающих лиц, от представления участников о последствиях  конфликта,  от стратегии и тактики взаимодействия.

Критерии конфликта:

3        взаимозависимость сторон, т. е. обе стороны зависят  друг  от  друга,

активность одного человека обусловливает действия другого человека, а  эти

действия вызывают  ответные  реакции  первого  субъекта  и  т.  д.,  таким

образом, происходит  взаимодействие  сторон,  их  контроля,  однако,  если

существуют жесткие правила контакта (например, бой  боксера),  то  это  не

конфликт;

   2) осознание ситуации как  конфликтной,  т.  е.  одна  или  обе  стороны

оценивают чужие действия как преднамеренно  враждебные  с  целью  помешать достижению желаемых целей или унизить;

   3) выбор стратегии  дальнейшего  поведения:  к  поиску  компромисса  или

рационально приемлемого решения, либо к эскалации  конфликта,  к  усилению борьбы, например, от борьбы точек зрения (когнитивный конфликт)  переходят к борьбе личностей (межличностньгй  конфликт),  затем  к  борьбе  групп  и насилию.

              В конфликте нет виноватых и правых, каждый хочет  достичь  своих  целей.

              Конфликт — такой  вид взаимодействия, где результат принадлежит  всем участникам конфликта, свой вклад в конфликт  вносит  каждый  участник.  Но обычно человек думает: «В конфликте виноват не я, а  другой  человек»,  «Я прав, а другой — не прав,  он  плохой»,  и  каждый  собирает  вокруг  себя союзников, чтобы доказать: «Я прав!». Так происходит расширение конфликта.

              Окончание конфликта не всегда  однозначно.  Он  может  быть  исчерпан  в случае примирения или  выхода  из  конфликта  одной  из  сторон,  а  также пресечения и прекращения конфликта в ходе вмешательства третьих сил.

              Относительно внутрисистемных параметров  конфликта  необходимо  сказать, что  он  всегда  происходит  в определенной системе: семье,   группе сослуживцев, трудовом коллективе,  государстве, международном  сообществе стран. Выявление внутрисистемных границ конфликта связано  с  определением конфликтующих сторон,  выступающими  его главными  участниками,  а  также выделением других лиц или организаций, прямо в конфликте не замешанных, но являющимися элементами системы. В таком случае границы конфликта в системе будут зависеть от того, какое число участников в него вовлечено.

              Конфликту предшествует ему объективная жизненная ситуация, в которой находятся противоборствующие стороны, и сами эти  стороны  имеют  определенные  интересы,  потребности, цели. Естественно, что посягательство одной стороны на какую-либо из таких потребностей  другой  стороны  создает  социально-психологическую основу конфликта. Это и есть структура противоречия, пока еще не перешедшего  в  конфликт, — конфликтная   ситуация.   Таким   образом, конфликтная ситуация — это такое  совмещение  человеческих  потребностей  и интересов, которое объективно создает почву  для  реального  противоборства между различными социальными субъектами.

              Конфликтная  ситуация  может  складываться  объективно,  помимо  воли  и желания будущих противоборствующих сторон  (сокращение  штатов  в  трудовом коллективе), а может быть создана или намеренно  спровоцирована  одной  или обеими сторонами. Но каждая ситуация определяется действительными событиями и ее субъективное значение зависит от  того,  какое  объяснение  дает  этим

событиям  каждая  сторона,  в  соответствии  с  которыми  она  и   начинает

действовать в ходе  развития  конфликта.  Главная  черта  этой  ситуации  —

возникновение предмета конфликта.

              Предмет конфликта — это то основное противоречие, из-за которого  и  ради разрешения которого стороны вступают в борьбу.

              Поскольку в ходе конфликта  разрешаются противоречия, происходит  поиск путей выхода из тупиковой ситуации, то возникает вопрос  о  его  функции  — положительной или отрицательной, плохой или хорошей. Другими словами, плохо это или хорошо, что происходит конфликт? С  обыденной  точки  зрения  здесь может быть дан только отрицательный ответ, потому  что  конфликт  связан  с такими явлениями, как бытовые ссоры и  неурядицы,  служебные  неприятности,

межнациональные, территориальные, общественно-политические противостояния и противоборства, связанные  со  страданиями  и  потерями.  Отсюда  и  оценка конфликта в качестве явления нежелательного.

              Но при более внимательном взгляде в существо этой проблемы вырисовывается другой подход, другая точка зрения, согласно которой  конфликт  не  только негативное социальное явление, но также еще и позитивное. Ход рассуждений здесь  примерно  следующий. Да, конфликт это нежелательное явление, начинающее разъедать нормально функционирующую социальную систему, но в его ходе появляются такие силы, которые смогут вернуть ее в состояние баланса и стабильности, а также поддержания ее в устойчивом состоянии.

              Наряду с этим существует также тенденция рассматривать  конфликт  не  как отклонение от нормы, а как норму социальных отношений, нормальное состояние общества. Это отчетливо просматривается в произведениях Аристотеля, Гоббса, Гегеля, Маркса, Вебера, Дарендорфа.

              Мортон Дойч, осуществляя  мотивационный  анализ  конфликтного  поведения, отмечал, что  конфликт  —  это  такое  взаимодействие  двух  сторон,  когда достижение целей  одного  препятствует  достижению  целей  другого,  т.е. конкуренция, соперничество выступает как объективная ситуация конфликта,  а с другой стороны, эмоциональное неприятие  другого  человека,  тенденция  к конкурентному взаимодействию людей,  как  их  психологическая  особенность, способствует  конфликтному  поведению.  Поскольку  конфликты  неизбежны  во взаимодействии людей, то  они  могут  выполнять  позитивную  конструктивную функцию:

   — конфликт  способствует  определенному  движению  вперед,  предотвращает застой;

   — в процессе конфликта происходит объективация  источника  разногласия  и возможно  его  разрешение,  «снятие»,  находятся  средства   предотвращения будущих конфликтов;

   — конфликт — это определенное отрицание старых, «отживших» отношений, что приводит к формированию новых отношений, коррекции взаимодействия;

   — в конфликте  «изживается»  внутренняя  напряженность,  «выплескиваются» агрессивные чувства, «разряжаются» фрустрации, неврозы;

   — конфликт  —  способ  самоутверждения  личности,  особенно  у  подростка

   —   конфликт — необходимая форма поведения для поддержания статуса в группе;

   — внутригрупповой конфликт в  научной  деятельности  создает  необходимый уровень напряженности, нужный для творческой активности; так,  исследование показало,  что  продуктивность  творческой  научной  деятельности  выше   у конфликтных личностей;

   — межгрупповые конфликты могут способствовать групповой интеграции, росту сплоченности, солидарности группы;

   — необходимость решения конфликта приводит к кооперации, к  концентрации усилий участников на решение конфликтной  ситуации,  к  вовлечению  членов группы в общую жизнь группы.

Признаки деструктивного конфликта:

   1) расширение конфликта;

   2) эскалация конфликта (т.е. конфликт становится независимым от исходных причин  и,  даже  если   причины   конфликта   устранены,   сам   конфликт продолжается);

   3) увеличение затрат, потерь, которые несут участники конфликта;

   4) рост ситуативных высказываний, агрессивных действий участников.

 

              Но вернемся к вопросу о полезности или вредности конфликтов. Мной уже было сказано о том, что конфликт является способом выявления и разрешения противоречий. В этом и коренится ответ на поставленный вопрос. Полезен конфликт тем, что, так или иначе, разрешает противоречие. Но из этого вытекает следующий вопрос: а какова цена разрешения противоречия путем конфликта? Она, как правило, очень высокая. В виде разрушения или серьезного повреждения системы, а то и вовсе уничтожения одной из сторон. Налицо социальный иллюзионизм, о котором писал Питирим Сорокин. Думается, что лучшим разрешением объективно существующего противоречия является не его конфликтный способ, а мирный, консенсусный вариант, который происходит мирными цивилизованными путями и средствами, когда противостоящие стороны и все участники конфликта приходят к пониманию необходимости этого раньше, прежде чем развитие событий пойдет по конфликтному руслу. Поэтому следующая наша задача будет и состоять в том, чтобы рассмотреть

объективные причины и психологию участников зарождающихся конфликтов.

              Важным моментом в изучении проблемы конфликтов  и  их  природы  является выявление их причин. Анализ социологических  и  социально-психологических исследований позволяет выделить следующие основные причины конфликтов:

   — социально-экономические — конфликты в современном обществе представляют собой  порождение  и проявление  объективно существующих

социально-экономических противоречий;

   — социально-психологические — потребности, мотивы, цели  деятельности  и поведения различных людей;

   — социально-демографические — различия в установках, мотивах  поведения, целях  и   стремлениях   людей,   обусловленных   их   полом,   возрастом, принадлежностью к различным национальным образованиям.

              Люди так  или  иначе,  реагируют  на  изменение  социально-экономической ситуации, преследуя при этом свои интересы и потребности. Естественно, что посягательство на какую-либо из  таких  потребностей  является  социально- психологической  причиной  конфликтов.  Неравенство  в  уровне  доходов  и потребления между самыми богатыми и самыми бедными, отсутствие практически средних  слоев  общества,  нестабильность  экономического, социального и политического развития неизбежно ведут к  конфликтам  на  самых  различных уровнях: межличностном, в масштабах  всего  общества. Острота социальной напряженности, уровень конфликтности  проявляются  в  различных  факторах: повышенном эмоционально-психологическом фоне взаимодействия между  людьми, усилении неудовлетворенности жизнью и экономическим  положением,  учащении локальных конфликтов,   превращении   девиантного   поведения   людей в своеобразную социальную «норму»  (разбой,  рэкет,  терроризм,  наркомания, проституция и т. д.), поиске «виноватого» (что делать? и кто виноват?). В свою очередь, такого рода негативные  психологические  факторы  не  лучшим образом воздействуют на развитие  социально-экономической  и  политической обстановки в целом.

              Социальный  конфликт  всегда  сопровождается  особой  социально-

психологической   атмосферой,   которая   получила   название социальной

напряженности. Социальная   напряженность   — это особое состояние

общественного сознания и поведения, специфическая  ситуация  восприятия  и оценки действительности.

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Способы поведения личности в конфликтах