Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 01:41, контрольная работа
В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению русским человеком П.Сорокин уделял России огромное внимание. Однако на родине вплоть до 60-х годов ХХ века не только не переиздавались его книги, изданные в России до 1922 года, но также не была переведена и издана ни одна книга его американского периода. Самого Питирима Сорокина очень огорчал этот факт: «До сих пор ни один из моих томов не переведен на русский язык, - с сожалением писал он в одном из писем в Москву, - тогда как книги моих учеников - Парсонса, Мертона
Введение…………………………………………………………………….……3 стр.
1. Истоки формирования социологических взглядов П.А. Сорокина…...…..4 стр.
2. Учение П.А. Сорокина об обществе………………………………………... 6 стр.
3. П.А. Сорокин о социальном действии, социальной стратификации, социальной мобильности, социокультурной динамике………………...…….9 стр.
4. Значение вклада П.А. Сорокина для развития социологической науки…13 стр.
Заключение.……………………………………………………………………15 стр.
Литература……………………………………………………………………..16 стр.
На базе богатого эмпирического материала Сорокин, делает вывод, что в любом обществе социальная циркуляция индивидов них распределение осуществляется не по воле случая, а по необходимости, и при этом строго контролируется разнообразными институтами. При этом он докапывает, что «церковь, семья и школа, а также профессиональные организации выступают не только средствами образования и перемещения людей, но помимо этой функции они наполняют функции социальной лекции и распределения индивидов внутри социального здания». Основные теоретические концепции Сорокина были направлены на объяснение изменений в мире. Среди них центральное место занимает теория социокультурной динамики. В ней заменю стремление социолога проанализировать источники и движущие силы социальных изменений и их диалектику в обществе. Признавая большую роль теорий, в которых подчеркивается значение географического, биологического, психологического факторов в социокультурном изменении, он считает, что «основные достижения и основной взгляд принадлежат социологическим теориям, которые рассмотрели различные социальные и культурные факторы как главные движущие силы социокультурного изменения».
Анализируя общественную реальности в историческом срезе, Сорокин характеризовал ее как иерархию различных социальных и культурных систем, начиная с мелких и кончая самыми крупными и объемными — суперсистемами. Последние существуют на протяжении, столетий, охватывают все виды социальных взаимодействий, все формы материальной и духовной жизни людей, включая науку, искусство, религию, язык и т.д. В процессе анализа суперсистем Сорокин особое внимание уделяет характеристике культурных суперсистем, где главную роль играют ценности. Эта категория занимает в концепции социокультурной динамики одно из центральных мест.[5]
В каждую историческую эпоху, согласно трактовке социолога, доминирует и господствует одна из культурных суперсистем, в структуре которой можно обнаружить как остатки ее «предшественницы», так и ростки «наследницы».
Сорокин рассмотрел исторический процесс через призму типов культур, каждый из которых выступает как определенная ценность. Таких основных типов социолог выделяет три: чувственный, рациональный (умозрительный), идеациональный. Первый характеризуется преобладанием непосредственного чувственного восприятия действительности, второй — господством рационального мышления, третий — доминантой интуиции. Каждый из этих типов культуры находится в развитии и присущ человеческому обществу на различных этапах его процесса.
Рассматривая процесс перехода от чувственной культуры к идеациональной, Сорокин писал: «Мы как бы находимся между двумя эпохами: «умирающей чувственной культурой нашего лучезарного вчера и грядущей идеациональной культурой создаваемого завтра. Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков….»
В соответствии с концепцией социокультурной динамики все люди так или иначе вступают в систему социального взаимодействия под влиянием целого ряда факторов: бессознательных (рефлексы), биосознательных (голод, жажда, половые влечения) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. Система последней группы регуляторов есть культурное качество. Каждая эпоха вырабатывает свои культурные качества, которые меняются от одной из них к другой и определяют типы социокультурной динамики. На основании таких качеств создаются образцы культурной жизни.
Центральная категория в концепции социокультурной динамики Сорокина – ценности. Их классификация представлена четырьмя группами. Первая включает ценности, возникающие в результате познавательной деятельности (основная среди них - истина), вторая охватывает ценности эстетического удовлетворения (центральная - красота), третья касается ценностей социальной адаптации и морали (доминанта - добро), четвертая группа предполагает наличие ценностей, объединяющих все в единое целое (польза). Любую социально значимую человеческую активность и деятельность можно пояснить с помощью этих поистине универсальных категорий, наиболее интегральной среди которых, по мнению Сорокина, является польза.
Социолог стремился обосновать возможность преодоления кризиса культуры и общества посредством «моральной реконструкции человечества», в которой значительная роль уделялась реализации идеи интегрализма.[6]
4.Значение вклада П.А. Сорокина для развития социологической науки.
К представителям социологической школы принадлежит и наш бывший соотечественник, русско-американский социолог и историк Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968). Сорокин представил человечество единым организмом, имеющим универсальные для народов институты тех или иных ценностей - в разные периоды истории центры творческих устремлений человечества перемещаются в географическом пространстве; но, при этом, не рвётся нить преемственности культурного строительства.
Разделяя теорию духовной элиты как ведущей силы общества, Сорокин подчеркивал неразрывную связь процессов, происходящих в обществе, с общим развитием культуры. В работе «динамика общества и культуры» (1937 - 1941) и др. он рассматривал историю человечества как смену в разной степени целостных социо-культурных суперсистем, объединенных определенным единством ценностей и значений. Исторический процесс виделся ему не как прямое поступательное движение, а как «циклическая флуктуация», т. е. идущая законченными циклами смена перетекающих друг в друга типов культуры, каждый из которых имеет в основе собственное отношение к действительности и методам ее познания. П. Сорокин выделял три типа культуры:
1) Чувственный тип представляет собой ценности первобытных людей, выражающиеся в ранней мифологии и способах жизни родовых групп; в нем преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения, т. е. преобладает «истина чувств» и «истина наслаждений»;
2) Идеациональный тип - когда идеальные сущности вроде Брахмы, Дао и прочих наделены способностью сверхразума, тесно связанного с бытием человечества; где преобладают поклонение некоему Абсолюту - Богу (или Идее), т.е. «истина веры» и истина самоотречения;
3) Идеалистический тип - основан на принципах непознаваемости человеком надмирной Многоликой Бесконечности, которая вбирает в себя все мыслимые и немыслимые формы жизни. Кроме того, что эта Бесконечность существует сама по себе, она также вмещает в себя и первые две суперсистемы. Являясь, таким образом, системой интегральной, она представляет некий синтез «чувственного» и «идеационального» типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера наукой, эмпирическое восприятие - интуицией. По выражению Сорокина, «человеческими умами будет руководить истина разума».[7]
Своеобразие каждого из предложенных типов культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии, структуре общественных отношений и определенном типе личности. Их радикальное преобразование и смена обычно сопровождаются кризисами, войнами и революциями. Анализируя историю европейской культуры и искусства статистическими методами, П. Сорокин относил к периодам расцвета «чувственной» культуры греко-римскую цивилизацию с III в. до н. э. по IV в. н.э., т.е. периода ее разложения и упадка, а также всю западную культуру последних пяти веков - с эпохи Возрождения до нашего времени. К «идеациональному» типу относилась раннесредневековая культура христианского Запада (с VI по XIII в.), а к «идеалистическому» - культура эпохи Возрождения.
Кризис современной культуры, лишенной абсолютных идеалов, веры в Бога, и в целом устремленной к чувственному наслаждению и потреблению, П. Сорокин связывал с развитием материалистической идеологии и экспериментальной науки в ущерб духовным ценностям, что довольно четко ощущается многими людьми в сегодняшнем мире. Как человек верующий, П. Сорокин видел выход из нынешнего кризиса и неизбежном восстановлении «идеациональной» культуры с ее религиозными идеалами.
В настоящее время интерес к творчеству П.А. Сорокина как со стороны западных, так и со стороны российских социологов значительно возрос. Все более актуальными становятся его идеи в связи с подтверждением истинности и глубины его гениальных прозрений.
Сейчас, например, уже трудно отыскать принципиальные различия в экономическом, социальном и политическим строе, научных, религиозных, идеологических взглядах между Россией и США, что подтверждает предсказанную Сорокиным тенденцию конвергенции этих двух держав. Однако, следует отметить, что не все так гладко: Россия в порыве отказа от социалистической идеологии и экономики, резво и кардинально поменяв ее на принципы и методы «капиталистической» экономики, приобрела так называемый «дикий капитализм» со всеми его отрицательными сторонами, разрушив таким образом большинство былых позитивных завоеваний и преимуществ и накопив большинство негативных сторон «заимствованной» системы. Сейчас необходимо отметить все более усиливающуюся тенденцию к сокращению теперь уже экономической «пропасти» между США и Россией, а также постепенное уравнивание сил в отношении лидерства в значительной части геополитического и геоэкономического пространства. В целом, Россия постепенно становится сильнее.
Особенно ценной для существующей сейчас ситуации в России является положение Сорокина о том, что только глобальная ценностная переориентация внутри самого общества может стать гарантом его стабилизации, дальнейшего развития и процветания, что никакие отдельные меры в области экономики и политики не смогут помочь в устранении кризиса.
Литература
1. Батыгин Г.С. История социологии. Учебник. – М., 2007.
2. Воронцов А.В., Громов И.А. История социологии. XIX - начало XX века. Ч.2. Русская социология. – М., 2005.
3. Мертон Р. Фрагменты из воспоминаний // СОЦИС. 1992.- №10
4. Осипов Г.В. Три встречи с Питиримом Сорокиным // Соц. исследования. – 2004. – № 5.
5. Российская социология. Историко-социологическое исследование. – М., 2006.
6. Хухарева О.Н., Капустина Е.Г. К 120-летию со дня рождения Питирима Сорокина // Соц. исследования. – 2009. – № 9.
[1] Мертон Р. Фрагменты из воспоминаний // СОЦИС. 1992.- №10, с.133.
[2] Батыгин Г.С. История социологии. Учебник. – М., 2007. – С.124
[3] Воронцов А.В., Громов И.А. История социологии. XIX - начало XX века. Ч.2. Русская социология. – М., 2005. – С.87.
[4] Воронцов А.В., Громов И.А. История социологии. XIX - начало XX века. Ч.2. Русская социология. – М., 2005. – С. 151.
[5] Хухарева О.Н., Капустина Е.Г. К 120-летию со дня рождения Питирима Сорокина // Соц. исследования. – 2009. – № 9. – С.75
[6] Российская социология. Историко-социологическое исследование. – М., 2006. – С.95
[7] Осипов Г.В. Три встречи с Питиримом Сорокиным // Соц. исследования. – 2004. – № 5. – С.59