Интегральная социология П.А. Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:43, контрольная работа

Краткое описание

Питирим Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «»моральной и религиозной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникли и укрепились в катастрофические для кого-либо общественные эпохи.
Прокомментируйте содержание данного закона с позиций современного общества. Находит ли он подтверждение?

Оглавление

1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций 3
2. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П.А. Сорокина 8
3. Задание 11
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 38.17 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ

 

 

 

Кафедра Философии  и социологии

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Дисциплина «Социология»

 

Вариант № 7

«Интегральная социология П.А. Сорокина»

 

 

 

 

 

 

Выполнила …

Факультет Финансово-кредитный

Курс 4

Группа ФиК

Студенческий  билет № 

Проверил  …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Липецк 2011 
Содержание

 

1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций 3

2. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П.А. Сорокина 8

3. Задание 11

Список литературы 16

 

1. Основные  принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория  социальной стратификации и социальной  мобильности, проблема социального  равенства, реформ и революций

Наибольший  вклад в развитие русской социологии внес Питирим Александрович Сорокин (1889 – 1968гг.), стремившийся привнести  в социологию все достижения философии, культурологи, этики, психологии и других наук. Благодаря этому его учение получило название «интегральная социология».

П.Сорокин  является одной из самых крупных  и значительных фигур социологии XX века. Как в его жизни, так и в социологии выделяют два этапа – русский и американский, а с содержательной точки зрения – неопозитивистский этап (до середины-конца 30х годов XX века) и «интегральный» (с конца 30-х до середины 60-х годов).

Среди его  учителей был известный социолог М.М.Ковалевский. Решающее влияние на его воззрения оказали идеи О.Конта  и Г.Спенсера (сам Сорокин называл  себя «эмпирическим позитивистом»).

Основные  его труды: «Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический  этюд об основных формах общественного  поведения и морали» (1914), «Современное состояние России» (1923), «Социальная  мобильность», «Современная социологическая  теория», «Социальная и культурная динамика» (в 4 т., 1937-1941), «Кризис нашего времени» (1941), «Социокультурная причинность, пространство, время» (1943), «Общество, культура и личность: их структура и динамика. Система общей социологии» (1947), «Социальная  философия в эпоху кризиса» (1950), «Альтруистическая любовь: исследование американских «добрых соседей» и  христианских святых» (1950), «Пути и  власть любви» (1954), «Основные черты  русской нации в двадцатом  столетии» (1967).

В «Системе социологии» П. Сорокин подробно разъясняет научные  принципы, на которых основан этот труд. Он считает, что:

1) социология как наука  должна строится по типу естественных наук. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Различны объекты изучения тех и других наук, но методы изучения этих объектов одни и те же;

2) социология должна изучать  мир таким, каков он есть. Всякий  нормативизм, т.е. субъективное  вмешательство в науку с позиций  нравственных и других норм, должен  быть изгнан из социологии. В  этом смысле Истина должна  быть отъединена от Добра, Справедливости  и подобных принципов и норм;

3) социология должна быть  «объективной дисциплиной», т.е.  изучать реальные взаимодействия  людей, доступные объективному  измерению и изучению;

4) поскольку социология  хочет быть опытной и точной  наукой, она должна прекратить  всякое «философствование» в  смысле создания умозрительных,  не доказанных наукой построений. В этом отношении, писал П.  Сорокин, хорошая статистическая  диаграмма стоит любого социально  – философского трактата;

5) разрыв с философствованием  означает и разрыв с идеей  монизма, т.е. сведения любого  явления к одному какому-нибудь  началу. Ибо, как утверждал ещё  М. Ковалевский, монизм в социологии  – это попытка решать бесконечно  сложные задачи общественных  явлений по методу уравнения  с одним неизвестным. Вместо  монизма Сорокин провозгласил  последовательный социологический плюрализм.

Таковы «основные и  руководящие принципы» социологии П. Сорокина. Опора на реальный опыт и научные данные – это исходные позиции социологического позитивизма, обоснованные О. Контом, Э. Дюркгеймом и другими представителями этого  направления. П. Сорокин всегда отстаивал  их и развивал в новых исторических условиях XX в. на новом уровне научных знаний.

Объектами неопозитивистской социологии Сорокина являются, прежде всего, социальное поведение  и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а также происходящие в нем  социальные процессы. В то же время  вся общественная жизнь и все  социальные процессы могут быть разложены, по словам Сорокина, на явления и  процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. Эти взаимодействия людей объявляются им непосредственным предметом изучения социологии. Речь идет о «психо-рефлекторном» взаимодействии индивидов, проявляющимся внешне в их поведении и деятельности. В этом заключается существенное отличие неопозитивистской социологии Сорокина от классического позитивизма Конта. У Конта она направлена, прежде всего, на изучение общества как целостного социального организма, а предметом изучения неопозитивистской социологии Сорокина выступает взаимодействие двух или более лиц, образующих так называемые малые группы. Он считал, что из такого рода элементарных взаимодействий складываются разного рода социальные процессы.

Взаимодействие  двух индивидов характеризуется  Сорокиным как простейшее социальное явление. Оно имеет место тогда, «когда изменение психических переживаний  или внешних актов (действий) одного индивида вызывается переживаниями  и внешними актами другого». Такие  взаимодействия называются Сорокиным  «социальными клеточками», из которых  образуются все остальные более  или менее сложные общественные явления.

Питирим Сорокин предложил свои критерии классификации социальных групп  – односторонние и многосторонние. В соответствии с этими критериями выделяются социальные группы по одному какому-либо признаку (языку, территории, полу, возрасту и т.д.) или же по многим признакам. По многим признакам выделяются классы, нации и другие сложные, часто социально неоднородные группы.

Неоднородность  общества, его объективное деление  на разные социальные группы нашли  свое отражение в теории П. Сорокина о социальной стратификации и социальной мобильности. Согласно этой теории, все общество делится на различные слои – страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. к основным формам социальной стратификации (или расслоения общества) Сорокин отнес экономическую, политическую и профессиональную. По его мнению, социальная стратификация – это естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующим общественным разделением труда, имущественным неравенством, разными политическим ориентациями и т.п.

Меняя профессию  или вид деятельности, свое экономическое  положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального  слоя в другой. Этот процесс получил  название социальной мобильности. Сорокин  подразделяет социальную мобильность  на горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная мобильность – это такие перемещения людей (чаще всего территориальные), которые влекут за собой изменение социального статуса. Примером являются маятниковая и сезонная миграция людей.

Вертикальная мобильность – влечет за собой изменение социального статуса людей [5].

Как считал Сорокин, социальная мобильность –  такое же естественное и неизбежное явление, как и социальная стратификация, на основе которой она существует. Это касается как входящей, так  и нисходящей социальной мобильности, в процессе которых люди перемещаются вверх и вниз по социальной лестнице. Он обосновал понятие «социальное  пространство», суть которого раскрывается через понятие «высшие и низшие классы», «продвижение по социальной лестнице», «социальная дистанция» и др. [2, с.90]

Большое значение П. Сорокин придавал вопросам социального равенства. Рассматривает  в работе «Проблема социального  равенства» (1917г.). Указывая на сложный  и многосторонний характер проблемы социального равенства, он считал, что  главное в ней – это предоставление каждому человеку материальных и  духовных благ «по его заслугам», т.е. «по степени его личного  социально-полезного труда». Важно, писал Сорокин, чтобы стало реальностью  равенство всех перед законом, равенство  для занятия публичных должностей, право на равные политические блага  – избирательное право, свобода  слова, печати, союзов, совести и  т.д. Исключительное значение имеет  «более или менее равномерное  распределение знаний и образований», без чего вообще не возможна эгалитарная, т.е. основанная на социальном равенстве, система общества.

Сорокин был глубоко убежден в том, что все возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления, сознательного  разрешения социальных противоречий и  предоставления каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный (эволюционный) путь развития. В своем труде «Социология  революции» он утверждал, что более  или менее благополучное развитие общества после разрушающей его  революции наступает благодаря  его «возврату к своим ценностям, прошлым инстинктам и традициям, созидательному труду, сотрудничеству, взаимопомощи и единению всех его  членов и социальных групп» [2, с. 95].

 

2. Проблема  социокультурной динамики – центральная  тема в творчестве П.А. Сорокина

Центральной в его творчестве является тема социокультурной динамики, в разработке которой основное понятие  «ценность». Он пишет, что «именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры». В своих работах П. Сорокин даёт определение и описание таких понятий, как «культурная интеграция», система культур: идеационная (умозрительная), чувственная, идеалистическая и смешанная; социальные процессы: их формы, социокультурные флуктуации1. Он исследует флуктуации в системе культуры: в сфере искусства, науки, этики и права, соотношение между типами культур и типами личности, почему и как происходят социокультурные изменения.

В широком смысле социокультурным  он называет весь этот мир, который  создан человеком. Его составные  части обобщённо можно отнести  к духовной, материальной и социальной культуре. При этом использует интегрирующее  их понятие «смыслы». Духовная культура представлена как идеологическая вселенная  смыслов, материальная – как их воплощение, социальная культура – как действия и поступки, в которых индивиды и группы индивидов применяют  эти смыслы. Социокультуру в узком понимании определяет как одну из цивилизаций, которую трактует как культурную сверхсистему. Она обладает своей ментальностью, собственной системой знаний, философии и мировоззрения, своей религией, искусством, нравами, законами, социальной организацией, социальными отношениями и собственным типом личности со свойственным только ему менталитетом и поведением. Культуру он исследует как более широкое, ёмкое понятие, включающее в себя и общество.

Основными культурными качествами в его социокультурной системе  или суперсистеме являются такие  понятия, как значение, норма, ценность. Изучение искусства, науки, религии, права и др. привело П. Сорокина к выводу, что существуют три суперсистемы, отличающиеся присущими им ценностями. В истории они периодически сменяют друг друга: идеалистическая и чувственная. Каждая из типов культуры характеризуется следующими признаками: 1) тем или иным пониманием реальности; 2) природой потребностей; 3) степенью удовлетворения потребностей; 4) способом их удовлетворения.

Каждой суперсистеме свойственны  свои детерминирующие культурные качества. В культуре Запада средних веков, которую он называет идеациональной (умозрительной), главной ценностью был Бог, ориентация на трансцендентное (сверхчувственное, потустороннее). Появление новых ценностей – чувственности, видимости, слышимости, осязаемости объективной реальности – привело в конце XII в. к распаду этой системы. В соединении с ценностями первого типа они дали новый тип культуры – идеалистический. Он просуществовал до XIV столетия и был переходным. Третий тип культуры – чувственный. Он базируется на эмпирических ценностях, на признании смысла объективной действительности, преобладающими являются ценности материального мира. Существует ещё один, смешанный тип культуры. Интегрируясь, он соединяет в себе характеристики всех предыдущих, которые сосуществуют в определённые периоды истории. Этот тип культуры связан с эпохой упадка.

Культурную динамику П. Сорокин  видит в циклической смене  социокультурных типов. Современную ему культуру он относит к «чувственному» типу, но констатирует её кризисное состояние, обусловленное переходом от одного типа к другому. Им предлагается нравственно – религиозное возрождение, переход к новой, более творческой «умозрительной» культуре и разрабатывается целая программа преобразования системы ценностей, значений, норм.

Всякая социокультурная  система, по П. Сорокину, – это творение человека. Но и сам человек является существом интегральным, продуктом  социокультуры, усвоившим определённые ценности. Любой человек вписан в социокультурную систему. Люди вступают в систему социальных отношений под влиянием бессознательных (рефлекторных), биосознательных (чувств голода, жажды) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. При этом бессознательное и биосознательное контролируется и регулируется социосознательным.

Общество способно продуцировать  значения, нормы, ценности, существующие как бы внутри социосознательных «эго», т.е. членов, составляющих общество. Поэтому общество можно понять и описать лишь через призму присущей ему системы ценностей, значений, норм, которые составляют единовременное культурное качество. Оно проявляется во всех сферах человеческой деятельности, порождая образцы культурной жизни.

Информация о работе Интегральная социология П.А. Сорокина