Интегральная социология П.А. Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:43, контрольная работа

Краткое описание

Питирим Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «»моральной и религиозной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникли и укрепились в катастрофические для кого-либо общественные эпохи.
Прокомментируйте содержание данного закона с позиций современного общества. Находит ли он подтверждение?

Оглавление

1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций 3
2. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П.А. Сорокина 8
3. Задание 11
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 38.17 Кб (Скачать)

П. Сорокин делает вывод  о том, что с помощью социоэмпирических исследований культурных качеств (значений, ценностей, норм), скрытых в социосознании индивидов и проявляющихся в их деятельности, можно обнаружить периоды человеческой истории, отличные друг от друга, т.е. различные цивилизации. Каждая из них уникальна и неповторима, переживает периоды зарождения, расцвета и упадка, происходит смена одних ценностей другими. Т. о. он разработал цивилизационную теорию, в которой социокультура и цивилизация оказываются синонимами. В современной социологической теории наметилась тенденция чёткого разграничения этих двух понятий, что во многом обусловлено новыми качествами, характеризующими исторический прогресс.

Учение  о социокультурном строе и  его движущих мотивах и факторах, о цикличной смене типов социокультурного строя является стержнем учения интегрализма, основы которого разработаны Питиримом Сорокиным и которые, по нашему мнению, станет одной из главных фундаментальных черт постиндустриальной парадигмы общественных наук, придя на смену либерализму и марксизму как двум разновидностям индустриальной парадигмы обществоведения [6].

3. Задание

Питирим Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «»моральной и  религиозной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь  более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием  окружающего мира. Закон также  утверждает, что все великие религиозные  и нравственные системы возникли и укрепились в катастрофические для кого-либо общественные эпохи.

Прокомментируйте  содержание данного закона с позиций  современного общества. Находит ли он подтверждение?

Ответ:

Выявляя общие закономерности в данных направлениях исследований, например «закона моральной  и религиозной поляризации», «закономерности  расширения правительственного контроля в период возникновения социальных бедствий», Питирим Сорокин заставил задуматься современников, а также  и нас о том, что ожидает  российское и мировое сообщество в условиях катастроф, выпавших на долю человечества в последние два  столетия этого тысячелетия. В книге «Человек и общество в эпоху бедствий» (1941) Сорокин сформулировал закон поляризации.

В кризисные  периоды развития общества, в условиях дезинтеграции разлагающегося социокультурного строя и интеграции противостоявших  ему до того разрозненных элементов  нового строя, наблюдается тенденция  поляризации большинства общества. Причем на начальных стадиях кризиса  преобладает негативная поляризация, тогда как на последней его  стадии и после завершения - позитивная.

Питирим Сорокин подробно анализирует проявления негативной религиозной и моральной  поляризации, приходя к выводу, что  мы действительно живем в век  огромной негативной нравственной поляризации, которая редко наблюдалась в прошлой истории человечества. Однако положение не столь трагически безнадежно. «Обзор религиозных и моральных феноменов, основанный на фактах, показывает, что наряду со вспышкой сил негативной поляризации появились и растут силы позитивной религиозной и моральной поляризации. Хотя в настоящее время силы негативной поляризации еще преобладают, силы позитивной поляризации уже вполне заявили о себе... Конструктивные религиозные и моральные силы обязаны вырасти в достаточной степени, чтобы в конечном счете одержать победу над деструктивными, создать новый общественный, культурный и личностный порядок в человеческом универсуме».

Анализ  тенденций негативной и позитивной поляризации позволил Питириму Сорокину сделать глобальный долгосрочный прогноз, основные положения которого можно  свести к следующему. Развертывается эпохальное противоборство деструктивных  и конструктивных сил, итоги которого никто не в состоянии предсказать  с уверенностью. С другой стороны, история человеческой расы свидетельствует, что она каким-то образом способна преодолевать многие катастрофы на протяжении своего долгого исторического существования. В сотрудничестве со всеми созидательными факторами, силы позитивной поляризации  должны сделать все, чтобы предотвратить  траурный финиш истории человечества. Ради этого все религиозные и  моральные силы должны использовать возможное влияние.

Все великие  религии, которые "возникли в обстановке катастроф и в первоначальный период были прежде всего «моральными  социальными движениями», должны вновь  объединять свои усилия для спасения человечества. Они должны заменить доминировавшие прежде родовые взгляды («религиозный трайбализм») на всеобщие, универсальные, относящиеся ко всем человеческим существам независимо от вероисповедания, расы, национальности, социального положения и т.п., отказаться от монополистических притязаний на исключительную истинность и бесспорное превосходство над другими религиями. «Все религии должны установить также гармоничные отношения и искреннее сотрудничество с наукой». Хотя их исходные позиции во многом различны, сотрудничество может распространиться на область основных концепций абсолютной и истинной реальности, истинной природы человеческой личности.

Общий вывод, к которому приходит Питирим Сорокин  в итоге прогноза, оптимистичен: если рост сил позитивной поляризации  «не будет прерван новой войной и другими катастрофами, то эти  силы будут, конечно, превалировать  над силами негативной поляризации; они, в конечном счете, введут человечество в новую эру созидательной  истории. Есть надежда, что в этой эре духовно и морально облагороженная религия будет искренне сотрудничать с морально ответственной наукой и просветленными и утонченными  искусствами. Истина, добро и красота  вновь объединятся в высшую триаду ценностей, раскрывающую все полнее тайны Высшей Реальности и преданно служащую человечеству в его творческой миссии на этой планете и за ее пределами. Наше время благоприятно для этой великолепной возможности».

За прошедшие  со времени опубликования этих положений  три с половиной десятилетия  появилось немало новых аргументов pro и contra в отношении этого прогноза, что позволяет уточнить его и продлить на следующее столетие. С одной стороны, возросли силы позитивной религиозной и моральной поляризации. С отказом от социалистических идеалов в России и других постсоциалистических странах возросло число верующих. Среди них и многие прежние атеисты по партийной должности, обратившиеся в ревностных сторонников преобладающей религии, но и искренне верующих стало больше, что дает определенную моральную почву и поддерживает религиозно-моральные заповеди на зыбкой почве переходного общества. Возросло и число различных религиозных учений и сект, а также организаций, призывающих к моральному возрождению и очищению, противодействию вакханалии преступности. Однако не менее очевидны и противоположные тенденции. Усилился религиозный фундаментализм, ставший причиной возрождения, казалось бы, давно забытых религиозных войн (пока на локальном уровне - например, в Афганистане, Таджикистане, Боснии и Герцеговине). Падение железного занавеса открыло дорогу для грязной волны моральной вседозволенности, сексуальной распущенности, преступности, обесценения человеческой жизни и достоинства в России и других бывших социалистических странах. Путь к «новой эре созидательной истории» приходится начинать с более низкой стартовой позиции, с усиления негативной поляризации в условиях всеобщего кризиса.

Но это  не означает окончательной победы данной тенденции, а лишь подтверждает отмеченную Питиримом Сорокиным закономерность: в начальный период великих кризисов превалирует негативная поляризация, на последнем этапе и после  его завершения - позитивная. Анализируя тенденции кризисного перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, можно ожидать, что в первой четверти XXI века силы позитивной поляризации возобладают и сделают оптимистический глобальный прогноз Питирима Сорокина долгожданной реальностью (хотя и в будущем сохранятся социокультурные циклы с кризисными переходными фазами и изменениями соотношения негативной и позитивной поляризации).

Существует  мнение, что гораздо проще судить об эпохах, от которых тебя отделяет определенные промежуток времени, потому что ошибочные или правильные поступки выявляет история, а вот  судить о современном тебе обществе задача совсем непростая, в большей  степени,  потому что ты сам являешься  элементом этого общества. Так  же сложно говорить о сравнении типов  личности константного прошлого и изменяющегося  настоящего одновременно с этим проблематично  определить наиболее подходящую структуру  общества (по моральным и региональным признакам), которая смогла бы наиболее лучшим образом перенести бедствия различного характера. Тем не менее, как и в предыдущие века, общество характеризуется различными типами личности, которые находятся в непрерывном взаимодействии друг с другом. Характерные качества каждой личности проявляются в моменты критических социальных ситуаций. Войны, катастрофы, эпидемии и т.д. – все это как раз и есть те самые критические события, которые «раскрывают» человека с позиции личности, открывая тем самым, все благородные и низменные черты человека.  

Исходя  из того, что человеку свойственно  желание самовыражения, реагировать  на происходящее вокруг него и адаптироваться к новым условиям, во времена больших  катаклизмов происходит переоценка всех ценностей (а может и создание новых) и переформировка общества, за счет сплочения социальных групп  для выживания в новых условиях. В «катастрофических» условиях люди будут искать силы в религии, что  бы выдержать испытания, в творчестве – умиротворение, а создание и  культивация новых нравственных норм поможет избежать морального краха  общества. А слабовольные, отчаявшиеся  и потерявшие надежду на что-либо люди, несомненно, попытаются либо уйти из жизни, либо, воспринимая действительность в черном свете, превратятся в  аморальное стадо.

Из всего  вышесказанного можно сделать вывод  – закон справедлив, более того он будет работать в рамках современного общества, т.к. в обществе и по сей  день, наличествует огромное число  людей с выдающимися личностными  качествами, которые смогут стать  костяком, поддерживающим социум в  локальных или глобальных катаклизмах.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 479 с.
  2. Социология. Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова. Под ред.проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с.
  3. Социология: Учебник для студентов высших учебных заведений / Р.Т. Мухаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 397 с.
  4. Хотинская Г. Тайна великая и завораживающая Питирима Сорокина / Оптимальные коммуникации. – 2010г.
  5. Лекция
  6. http://www.psorokin.newparadigm.ru

1Флуктуация - случайный всплеск, отклонение от среднего уровня; спонтанное возбуждение среды, вызванное внутренними, латентными ее факторами и потому в данных условиях непредсказуемыми.

 


Информация о работе Интегральная социология П.А. Сорокина