Социология П.А. Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 01:41, контрольная работа

Краткое описание

В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению русским человеком П.Сорокин уделял России огромное внимание. Однако на родине вплоть до 60-х годов ХХ века не только не переиздавались его книги, изданные в России до 1922 года, но также не была переведена и издана ни одна книга его американского периода. Самого Питирима Сорокина очень огорчал этот факт: «До сих пор ни один из моих томов не переведен на русский язык, - с сожалением писал он в одном из писем в Москву, - тогда как книги моих учеников - Парсонса, Мертона

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……3 стр.

1. Истоки формирования социологических взглядов П.А. Сорокина…...…..4 стр.
2. Учение П.А. Сорокина об обществе………………………………………... 6 стр.
3. П.А. Сорокин о социальном действии, социальной стратификации, социальной мобильности, социокультурной динамике………………...…….9 стр.
4. Значение вклада П.А. Сорокина для развития социологической науки…13 стр.

Заключение.……………………………………………………………………15 стр.

Литература……………………………………………………………………..16 стр.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 86.00 Кб (Скачать)


16

 

План

 

Введение…………………………………………………………………….……3 стр.

 

1. Истоки формирования социологических взглядов П.А. Сорокина…...…..4 стр.

2. Учение П.А. Сорокина об обществе………………………………………... 6 стр.

3. П.А. Сорокин о социальном действии, социальной стратификации, социальной мобильности, социокультурной динамике………………...…….9 стр.

4. Значение вклада П.А. Сорокина для развития социологической науки…13 стр.

 

Заключение.……………………………………………………………………15 стр.

 

Литература……………………………………………………………………..16 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность изучения творчества П.А. Сорокина вызвана, прежде всего, новым этапом в развитии российского общества, стремлением осмыслить собственное научное наследие, определить будущее государства.

В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению русским человеком П.Сорокин уделял России огромное внимание. Однако на родине вплоть до 60-х годов ХХ века не только не переиздавались его книги, изданные в России до 1922 года, но также не была переведена и издана ни одна книга его американского периода. Самого Питирима Сорокина очень огорчал этот факт: «До сих пор ни один из моих томов не переведен на русский язык, - с сожалением писал он в одном из писем в Москву, - тогда как книги моих учеников - Парсонса, Мертона, Беккера и других - переведены и изданы, хотя они являются более «буржуазными» и консервативными, чем мои идеологии и теории».[1]

Наличие в архивах АН СССР его первых статей и работ, переизданные в России в первую очередь научных трудов, относящихся к так называемому «русскому периоду» его творчества, а также несомненный интерес обществоведов возрождающейся России к событиям 1917 - 1920-х годов - все это отчасти способствовало акцентированию внимания российских социологов в первую очередь на русском периоде творчества П.А. Сорокина. Но американский период по-прежнему изучен не достаточно и в значительной степени остается «белым пятном» в науке.

Еще одним фактом, подтверждающим актуальность изучения творчества этого социолога является непреходящая ценность его идей и прозрений, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем мире в настоящее время. Это подчеркивается и российскими, и зарубежными исследователями.

1.Истоки формирования социологических взглядов П.А. Сорокина.

Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) -- американский социолог и культуролог. Родился 23 января (4 февраля) 1889 г. в селе Турья Яренского уезда Вологодской губернии Российской империи (Коми край), в семье сельского ремесленника. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1914), и оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию (с января 1917 -- приват-доцент). В 1906-1918 член партии социалистов-революционеров (эсеров), до Февральской революции участвовал в эсеровской агитации, подвергался арестам. После Февральской революции депутат 1-го Всероссийского съезда крестьянских депутатов, секретарь (вместе с другом юности Н.Д. Кондратьевым) главы Временного правительства А.Ф. Керенского, член предпарламента. После Октябрьской революции в 1917-1918 участвует в антибольшевистских организациях; ведёт агитацию против новой власти, подвергается арестам. В конце 1918 г. отходит от политической деятельности. В 1919 г. становится одним из организаторов кафедры социологии Санкт-Петербургского университета, профессором социологии Сельскохозяйственной академии и института народного хозяйства. В 1920 г. совместно с И.П. Павловым организовал Общество объективных исследований человеческого поведения. В 1921 г. работал в Институте мозга, в Историческом и Социологическом институтах. В 1922 г. выслан из Советской России. В 1923 г. работал в Русском университете в Праге. В 1924 г. переезжает в США. В 1924-1930 профессор университета Миннесоты, с 1930 до конца жизни -- профессор Гарвардского университета, где в 1930 г. организовал кафедру социологии, а в 1931 г. -- социологический факультет.

Основные труды П.А. Сорокина: "Пережитки анимизма у зырян" (1910), "Брак в старину: (многомужество и многожёнство)" (1913), "Преступность и её причины" (1913), "Самоубийство как общественное явление" (1913), "Символы в общественной жизни", "Преступление и кара, подвиг и награда" (1913), "Социальная аналитика и социальная механика" (1919), "Система социологии" (1920), "Социология революции" (1925), "Социальная мобильность" (1927), "Социальная и культурная динамика" (1937-1941), "Общество, культура и личность: их структура и динамика; система общей социологии" (1947), "Восстановление гуманности" (1948), "Альтруистическая любовь" (1950), "Социальные философии в век кризиса" (1950), "Смысл нашего кризиса" (1951), "Пути и власть любви" (1954), "Интегрализм -- моя философия" (1957), "Власть и мораль" (1959), "Взаимная конвергенция Соединённых Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу" (1960), "Дальняя дорога. Автобиография" (1963), "Главные тенденции нашего времени" (1964), "Социология вчера, сегодня и завтра" (1968).

Научные интересы П.А. Сорокина охватывали поистине огромный пласт проблем изучения общества и культуры.

По мнению П.А. Сорокина, попытки радикального сокрушения социальной дифференциации приводили лишь к принижению общественных форм, к количественному и качественному разложению социальности.

Сорокин рассматривал историческую действительность как иерархию в разной мере интегрированных культурных и социальных систем. В основе идеалистической концепции Сорокина - идея о приоритете сверхорганической системы ценностей, значений, "чистых культурных систем", носителями которых являются индивиды и институты. Исторический процесс, по Сорокину, есть флуктуация типов культур, каждый из которых есть специфическая целостность и имеет в основе несколько главных философских посылок (представление о природе реальности, методах её познания).[2]

Сорокин критиковал господствующую в США эмпирическую тенденцию и развивал учение об "интегральной" социологии, охватывающей все социологические аспекты широко понятой культуры. Социальная действительность рассматривалась П.А. Сорокиным в духе социального реализма, постулировавшего существование сверхиндивидуальной социокультурной реальности, несводимой к материальной реальности и наделенной системой значений. Характеризуемая бесконечным многообразием, превосходящим любое отдельное ее проявление, социокультурная реальность охватывает истины чувств, рационального интеллекта и сверхрациональной интуиции.

Все эти способы познания должны быть использованы при систематическом исследовании социокультурных феноменов, однако высшим методом познания Сорокин считал интуицию высокоодаренной личности, при помощи которой были, по его мнению, совершены все великие открытия. Сорокин различал системы социокультурных феноменов многих уровней. Самый высокий из них образуют социокультурные системы, сфера действия которых распространяется на многие общества (суперсистемы).

Сорокин выделяет три основные типа культуры: чувственный - в нём преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности; идеациональный, в котором преобладает рациональное мышление; идеалистический - здесь господствует интуитивный метод познания.

 

2.Учение П.А. Сорокина об обществе.

 

В науке «социология» он выделил 4 важнейших раздела. 1. Общее учение об обществе. Сюда входят: определение общества, описание его основных черт, анализ процесса взаимодействия, формулировка основных социальных законов, характеристика социологических направлений. 2. Социальная механика. Этот раздел П. Сорокин называет главным. Сюда входит изучение закономерностей, проявляющихся в общественных явлениях. 3. Социальная генетика. Здесь рассматривается учение о происхождении и развитии общества и его институтов, показываются исторические тенденции их развития. 4. Социальная политика. Это – практический, прикладной раздел, задачами которого являются «формулировка рецептов, указание средств, пользуясь которыми можно и должно достигать цели улучшения общественной жизни и человека. Иначе социальную политику можно назвать социальной медициной или учением о счастье».[3]

К числу явлений и процессов, которые считаются ключевыми в определении предмета социологии, относятся «человеческое взаимодействие и его результаты», «социальные институты и организации и их отношение к человеческому поведению», «природа социального порядка и беспорядка», «социальная напряженность», «социальные конфликты» и т. п.

В 20-х гг. нашего столетия западная социология начинает разветвляться на отдельные научные дисциплины. Появляются такие ветви социологии, как общая социология (которая дает методологию социальных исследований), социология промышленного производства, социология сельскохозяйственного производства, социология права, социология искусства, социология языка, социология отдельных систем и стран (например, советология) и т. п.

Как одна из ветвей общей социологии в эти годы оформилась и политическая социология. Объектом политической социологии выступают социально-политические отношения. Они охватывают отношения между классами, другими социальными группами, этносами, между странами-государствами, поколениями, профессиональными структурами и т. п.

Политическая социология углубленно изучает всю совокупность проблем, связанных с социально-политическими отношениями, сознанием, культурой, деятельностью, законами их функционирования и изменения. В центре внимания находится анализ политики и политической деятельности во всех сферах жизни общества.

Предмет науки определяется через специфику изучаемых законов и категорий. К сожалению, этот вопрос недостаточно раскрыт в нашей политико-социологической литературе. Пока еще наблюдается неоднородность представлений о предметной области, многообразие и противоречивость позиций в вопросе о законах, о понятийном аппарате. Бесспорно лишь одно: политическая социология должна изучать общемировые, общечеловеческие законы функционирования и развития социально-политических отношений, учитывая особенности современной цивилизации и разнообразие ее общественных систем.

Категории политической социологии подразделяются соответственно законам также на две группы: 1. Категории функционирования политической жизни. Например, политический процесс, политическая деятельность, политическая культура, системы власти, партии, неформальные объединения, популизм, забастовки, митинги протеста и т. п. 2. Категории развития. Например, борьба за власть, реформа, плюрализм, политизированная личность и т. п.

Любая общественная наука объявлялась у нас идеологической дисциплиной, обществовед - непримиримым идеологическим адептом; советский обществовед - только марксистом. Такой подход приводил к отрицанию или затушевыванию непреложных элементов абсолютной истины, общечеловеческих ценностей в любых идеологических системах. Чрезмерная идеологизация нашего общества, т. е. ориентация его на выражение интересов только одного класса, а точнее - весьма абстрактного государственного интереса - это ошибка. В то же время необходимо иметь в виду, что политические науки, такие как политическая социология, политология, правоведение и т. п., полностью освободить от идеологии невозможно, так как политика отражает и выражает идеологию. Каким образом? Политика является реализацией, осуществлением социального интереса людей, социальных групп, а идеология - это теоретическое обоснование, защита и выражение этого же социального интереса. Иначе говоря, любой политик выражает интересы класса или какой-либо другой социальной группы людей. Однако задача социально-политической науки, как и любого политика - не абсолютизировать идеологические интересы, не приносить в жертву им реальность, а исходить из необходимости толерантности и консенсуса интересов, т. е. отойти от абсолютизации и догматизации известного тезиса о непримиримости разных идеологий и «ненаучности» немарксистских концепций.[4]

Как видим, использования лишь одного метода недостаточно для объективного изучения многообразных общественно-политических процессов в мировой цивилизации.

 

3. П.А. Сорокин о социальном действии, социальной стратификации, социальной мобильности, социокультурной динамике.

 

Важнейшая социологическая концепция, раскрытая Сорокиным в книге «Социальная мобильность» (1927), посвящена анализу и изложению основы социальной стратификации и социальной мобильности. В книге предлагается следующее определение социальной стратификации: «это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличие или отсутствии социальных ценностей власти и влияния среди членов того или иного общества». Многообразие стратификации Сорокин сводит к трем се основным формам: экономической, политической и профессиональной.

Социолог доказывает, что социальная стратификация — это постоянная характеристика любого организованного общества. Она есть всюду - и экономике, и в политике, науке, культуре и образовании, менеджменте и. Нестратифицированного общества не бывает.

Столь же нормальным и естественным состоянием общества является социальная мобильность. Под ней Сорокин понимал «любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую». В соответствии с его концепцией мобильность различается по направленности (горизонтальная и вертикальная). Вертикальную рассмотрел в двух плоскостях — (как восходящая и нисходящая), по форме - (коллективная и индивидуальная). По интенсивности и масштабности горизонтальная мобильность предполагает переход из одной социальной группы в другую, но на том же уровне социальной стратификации. Вертикальная мобильность означает перемещения индивида (группы) из одного пласта в другой (если вверх, го это восходящая мобильность, если вниз — то нисходящая). Вертикальная мобильность рассматривается социологом в трех аспектах, соответствующих трем формам социальной стратификации, — политическом, экономическом, профессиональном. Он определяет основные механизмы мобильности, с помощью которых преодолеваются «сита», как бы просеивающие индивидов. Это семья, школа, церковь, армия, всевозможные профессиональные, экономические и политические организации.

При рассмотрении названных Структур в русле вертикальной мобильности Сорокин анализирует их в качестве «каналов социальной циркуляции». Так, характеризуя в этом плане школу, он пишет: «В обществе, где школы доступны всем его членам, школьная система представляет собой «социальный лифт", движущийся с самого низа общества до самых верхов. В обществах, где привилегированные школы доступны только высшим слоям населения, школьная система представляет собой лифт, движущийся только по верхним этажам социального здания, перевозящий вверх и вниз только жильцов верхних этажей. Однако даже в таких обществах некоторым индивидам из низших слоев все-таки удавалось проникнуть в этот школьный лифт и благодаря ему возвыситься».

Информация о работе Социология П.А. Сорокина