Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:41, контрольная работа
В конце 1922 г. П. Сорокин был вынужден эмигрировать за границу, сначала в Германию, затем в Чехословакию, а с конца 1923г.- в США, где он жил и работал до последних дней своей жизни. Американский период научной деятельности П.А. Сорокина характеризуется множеством работ, получивших широкое международное признание. Среди них «Социология революции», «Современные социологические теории», «Социальная и культурная мобильность», фундаментальный четырехтомный труд «Социальная и культурная динамика» и многие другие.
1.Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций.
2.Проблема социокультурной динамики-центральная тема в творчестве П.Сорокина
3.Питирим Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «моральной и религиозной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникали и укреплялись в катастрофические для кого-либо общественные эпохи. Комментарии данного закона с позиций современного общества. Находит ли он подтверждение?
4. Список используемой литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Социология
на тему Интегральная социология П.А. Сорокина
Челябинск 2009
Содержание:
1.Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций.
2.Проблема социокультурной динамики-центральная тема в творчестве П.Сорокина
3.Питирим Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «моральной и религиозной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникали и укреплялись в катастрофические для кого-либо общественные эпохи. Комментарии данного закона с позиций современного общества. Находит ли он подтверждение?
4. Список используемой
литературы.
1.Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций.
«Основные и руководящие принципы» социологии.
Питирим Александрович Сорокин (23 января 1889, село Турья, Яренский уезд, Вологодская губерния — 11 января 1968, Уинчестер, Массачусетс, США) — русско-американский социолог и культуролог.
В конце 1922 г. П. Сорокин был вынужден эмигрировать за границу, сначала в Германию, затем в Чехословакию, а с конца 1923г.- в США, где он жил и работал до последних дней своей жизни. Американский период научной деятельности П.А. Сорокина характеризуется множеством работ, получивших широкое международное признание. Среди них «Социология революции», «Современные социологические теории», «Социальная и культурная мобильность», фундаментальный четырехтомный труд «Социальная и культурная динамика» и многие другие.
В «Системе социологии» П. Сорокин подробно разъясняет научные принципы, на которых основан труд, Он считает, что социология как наука должна строиться по типу естественных наук. О противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Различны объекты изучения тех и других наук, но методы изучения этих объектов одни и те же; социология должна изучать мир таким, каков он есть. Всякий нормативизм, т.е. субъективное вмешательство в науку с позиций нравственных и других норм, должен быть изгнан из социологии. В этом смысле Истина должна быть отъединена от Добра, Справедливости и подобных принципов и норм; социология должна быть «объективной дисциплиной», т.е. изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению; поскольку социология хочет быть опытной и точной наукой, она должна прекратить всякое «философствование» в смысле создания умозрительных, не доказанных наукой построений. В этом отношении, писал П. Сорокин, хорошая статистическая диаграмма стоит любого социально-философского трактата; разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т.е. сведения любого явления к одному какому-нибудь началу.. Вместо монизма Сорокин провозгласил последовательный социологический плюрализм.1
Таковы «основные
и руководящие принципы»
Теоретическая и практическая социология. Неопозитивистская социология.
П.А. Сорокин делил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическую социологию он в свою очередь делил на три отдела: социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику. Социальная аналитика изучает строение (структуру) социального явления и его основные формы. Предмет социальной механики (или социальной физиологии)-процессы взаимодействия людей- поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Социальная генетика изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов.2
Практическая социология
характеризуется П.А.Сорокиным
Объектами изучения неопозитивистской социологии Сорокина являются прежде всего социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а также происходящие в нем социальные процессы. В то же время вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены, по словам Сорокина, на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов.4Эти взаимодействия людей и объявляются им непосредственным предметом изучения социологии( «психико- рефлекторное» взаимодействие индивидов, проявляющееся внешне в их поведении и деятельности.
Предметом непосредственного изучения неопозитивистской социологии Сорокина выступает взаимодействие двух или более лиц, образующих так называемые малые группы.
П.Сорокин предложил
свои критерии классификации социальных
групп- односторонние и
Теория социальной стратификации и социальной мобильности.
Неоднородность общества, его объективное деление на разные социальные группы нашли свое отражение в теории социальной стратификации и социальной мобильности П.А.Сорокина. Согласно этой теории все общество делится на страты- это большие группы людей, различающиеся по своему положению в общественной иерархии, обусловленному неравномерным распределением прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. К основным формам социальной стратификации (или расслоения общества) Сорокин отнес экономическую, политическую и профессиональную. По его мнению, социальная стратификация- это естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующими общественным разделением труда, имущественным неравенством, разными политическими ориентациями и т.п.
Меняя профессию или вид деятельности, свое экономическое положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название социальной мобильности. Сорокин подразделяет социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную.
Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на том же уровне социальной стратификации, например, когда сельский житель становится городским, однако профессия и уровень доходов у него остаются прежними. Вертикальная мобильность- это переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке, например, из низшего слоя общества в более высокий или же обратно- из высшего слоя в низший.
Большое значение П.А.Сорокин
придавал вопросам социального равенства.
В 1917г. В Петрограде вышла его
книга «Проблема социального
равенства». К этой проблеме он постоянно
обращался в своих последующих
работах. Указывая на сложный и многосторонний
характер проблемы социального равенства,
он считал, что главное в ней- это
предоставление каждому человеку материальных
и духовных благ «по степени
его личного социально-
П.А. Сорокин был
глубоко убежден в том, что
все возникающие в обществе проблемы
следует решать на основе разумного
управления, сознательного разрешения
социальных противоречий и предоставления
каждому человеку возможностей для
творческого самовыражения. Он был
противником всяких социальных потрясений,
в том числе революций, и выступал
за нормальный, как он писал, эволюционный
путь развития. В своем труде «Социология
революции» он утверждал, что более или
менее благополучное развитие общества
после разрушающей его революции наступает
благодаря его «возврату к своим ценностям,
пошлым инстинктам и традициям, созидательному
труду, сотрудничеству, взаимопомощи и
единению всех членов и социальных групп».7
2.Проблема социокультурной динамики-центральная тема в творчестве П.Сорокина.
Центральной в его творчестве является тема социокультурной динамики, в разработке которой основное понятие – «ценность». Он пишет, что «именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры». В своих работах П. Сорокин даёт определение и описание таких понятий, как «культурная интеграция», система культур: идеационная (умозрительная), чувственная, идеалистическая и смешанная; социальные процессы: их формы, социокультурные флуктуации. Он исследует флуктуации в системе культуры: в сфере искусства, науки, этики и права, соотношение между типами культур и типами личности, почему и как происходят социокультурные изменения.
В широком смысле
социокультурным он называет весь этот
мир, который создан Человеком. Его
составные части обобщённо
Основными культурными качествами в его социокультурной системе или суперсистеме являются такие понятия, как значение, норма, ценность. Изучение искусства, науки, религии, права и др. привело П. Сорокина к выводу, что существуют три суперсистемы, отличающиеся присущими им ценностями. В истории они периодически сменяют друг друга: идеалистическая и чувственная. Каждая из типов культуры характеризуется следующими признаками: 1) тем или иным пониманием реальности; 2) природой потребностей; 3) степенью удовлетворения потребностей; 4) способом их удовлетворения.
Каждой суперсистеме
свойственны свои детерминирующие
культурные качества. В культуре Запада
средних веков, которую он называет
идеациональной (умозрительной), главной
ценностью был Бог, ориентация на
трансцендентное (сверхчувственное, потустороннее).
Появление новых ценностей –
чувственности, видимости, слышимости,
осязаемости объективной