Интегральная социология П.А. Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:41, контрольная работа

Краткое описание

В конце 1922 г. П. Сорокин был вынужден эмигрировать за границу, сначала в Германию, затем в Чехословакию, а с конца 1923г.- в США, где он жил и работал до последних дней своей жизни. Американский период научной деятельности П.А. Сорокина характеризуется множеством работ, получивших широкое международное признание. Среди них «Социология революции», «Современные социологические теории», «Социальная и культурная мобильность», фундаментальный четырехтомный труд «Социальная и культурная динамика» и многие другие.

Оглавление

1.Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций.
2.Проблема социокультурной динамики-центральная тема в творчестве П.Сорокина
3.Питирим Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «моральной и религиозной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникали и укреплялись в катастрофические для кого-либо общественные эпохи. Комментарии данного закона с позиций современного общества. Находит ли он подтверждение?
4. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 94.07 Кб (Скачать)

                  МИНИСТЕРСТВО   ОБРАЗОВАНИЯ   И  НАУКИ  РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ   ВЫСШЕГО   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 
 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

по  дисциплине Социология

на  тему Интегральная социология П.А. Сорокина

      

                                                                                                          Студент Вакилова Е.Р.

                                                                            Факультет Менеджмента и маркетинга

                                                             курс 3 группа № 333

                                                                           зач. книжка № 06МГБ03509

                                                                                           Преподаватель  Неровная Е.М.

Челябинск 2009

Содержание:

1.Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций.

2.Проблема социокультурной динамики-центральная тема в творчестве П.Сорокина

3.Питирим Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «моральной и религиозной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникали и укреплялись в катастрофические для кого-либо общественные эпохи. Комментарии данного закона с позиций современного общества. Находит ли он подтверждение?

4. Список используемой литературы. 
 
 
 
 
 

1.Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций.

«Основные и руководящие  принципы» социологии.

Питирим Александрович Сорокин (23 января 1889, село Турья, Яренский уезд, Вологодская губерния11 января 1968, Уинчестер, Массачусетс, США) — русско-американский социолог и культуролог.

В конце 1922 г. П. Сорокин  был вынужден эмигрировать за границу, сначала в Германию, затем в Чехословакию, а с конца 1923г.- в США, где он жил и работал до последних дней своей жизни. Американский период научной деятельности П.А. Сорокина характеризуется множеством работ, получивших широкое международное признание. Среди них «Социология революции», «Современные социологические теории», «Социальная и культурная мобильность», фундаментальный четырехтомный труд «Социальная и культурная динамика» и многие другие.

В «Системе социологии»  П. Сорокин подробно разъясняет научные  принципы, на которых основан труд, Он считает, что социология как наука должна строиться по типу естественных наук. О противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Различны объекты изучения тех и других наук, но методы изучения этих объектов одни и те же; социология должна изучать мир таким, каков он есть. Всякий нормативизм, т.е. субъективное вмешательство в науку с позиций нравственных и других норм, должен быть изгнан из социологии. В  этом смысле Истина должна быть отъединена от Добра, Справедливости и подобных принципов и норм; социология должна быть «объективной дисциплиной», т.е. изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению; поскольку социология хочет быть опытной и точной наукой, она должна прекратить всякое «философствование» в смысле создания умозрительных, не доказанных наукой построений. В этом отношении, писал П. Сорокин, хорошая статистическая диаграмма стоит любого социально-философского трактата; разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т.е. сведения любого явления к одному какому-нибудь началу.. Вместо монизма Сорокин провозгласил последовательный социологический плюрализм.1

Таковы «основные  и руководящие принципы» социологии Сорокина. Опора на реальный опыт и научные данные-это исходные позиции позитивизма, обоснованные О. Контом, Э.Дюркгеймом и другими представителями этого направления. П.А Сорокин всегда отстаивал их и развивал в новых исторических условиях ХХв. На новом уровне научных знаний.

Теоретическая и практическая социология. Неопозитивистская  социология.

П.А. Сорокин делил  социологию на теоретическую и практическую. Теоретическую социологию он в свою очередь делил на три отдела: социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику. Социальная аналитика изучает строение (структуру) социального явления и его основные формы. Предмет социальной механики (или социальной физиологии)-процессы взаимодействия людей- поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается  и определяется. Социальная генетика изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов.2

Практическая социология характеризуется П.А.Сорокиным как  прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые формулирует теоретическая  социология, она должна помогать обществу и человеку управлять социальными  силами в соответствии с поставленными  целями.3 Практическая социология проявляется в сущности как социальная политика, направляет и обосновывает ее.

Объектами изучения неопозитивистской социологии  Сорокина являются прежде всего социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а также происходящие в нем социальные процессы. В то же время вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены, по словам Сорокина, на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов.4Эти взаимодействия людей и объявляются им непосредственным предметом изучения социологии( «психико- рефлекторное» взаимодействие индивидов, проявляющееся внешне в их поведении и деятельности.

Предметом непосредственного  изучения неопозитивистской социологии Сорокина выступает взаимодействие двух или более лиц, образующих так называемые малые группы.

П.Сорокин предложил  свои критерии  классификации социальных групп- односторонние и многосторонние. В соответствии с этими критериями выделяются социальные группы по одному какому-либо признаку, например, языку, территории, полу, возрасту, или же по многим признакам. По многим признакам  выделяются классы, нации и другие сложные, часто социально неоднородные группы.

Теория  социальной стратификации  и социальной мобильности.

Неоднородность общества, его объективное деление на разные социальные группы нашли свое отражение  в теории социальной стратификации  и социальной мобильности П.А.Сорокина. Согласно этой теории все общество делится на страты- это большие группы людей, различающиеся по своему положению в общественной иерархии, обусловленному неравномерным распределением прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. К основным формам социальной стратификации (или расслоения общества) Сорокин отнес экономическую, политическую и профессиональную. По его мнению, социальная стратификация- это естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующими общественным разделением труда, имущественным неравенством, разными политическими ориентациями и т.п.

Меняя профессию  или вид деятельности, свое экономическое  положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального  слоя в другой. Этот процесс получил  название социальной мобильности. Сорокин  подразделяет социальную мобильность  на горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная мобильность  означает переход человека из одной  социальной группы в другую, находящуюся  в целом на том же уровне социальной стратификации, например, когда сельский житель становится городским, однако профессия и уровень доходов у него остаются прежними. Вертикальная мобильность- это переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке, например, из низшего слоя общества в более высокий или же обратно- из высшего слоя в низший.

Большое значение П.А.Сорокин  придавал вопросам социального равенства. В 1917г. В Петрограде вышла его  книга «Проблема социального  равенства». К этой проблеме он постоянно  обращался в своих последующих  работах. Указывая на сложный и многосторонний характер проблемы социального равенства, он считал, что главное в ней- это  предоставление каждому человеку материальных и духовных благ  «по степени  его личного социально-полезного  труда».5 Важно, писал Сорокин, чтобы стало реальностью равенство всех перед Законом, равенство для занятия публичных должностей, право на равные политические блага- избирательное право, свобода слова, печати, союзов, совести и т.д. Исключительное значение имеет «более или менее равномерное распределение знаний и образований», без чего, по его мнению, вообще невозможна эгалитарная, т.е. основанная на социальном равенстве, система общества.6

П.А. Сорокин был  глубоко убежден в том, что  все возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного  управления, сознательного разрешения социальных противоречий и предоставления каждому человеку возможностей для  творческого самовыражения. Он был  противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный, как  он писал, эволюционный путь развития. В своем труде «Социология революции» он утверждал, что более или менее благополучное развитие общества после разрушающей его революции наступает благодаря его «возврату к своим ценностям, пошлым инстинктам и традициям, созидательному труду, сотрудничеству, взаимопомощи и единению всех членов и социальных групп».7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Проблема  социокультурной  динамики-центральная  тема в творчестве  П.Сорокина.

Центральной в его  творчестве является тема социокультурной  динамики, в разработке которой основное понятие – «ценность». Он пишет, что «именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры». В своих работах П. Сорокин даёт определение и описание таких понятий, как «культурная интеграция», система культур: идеационная (умозрительная), чувственная, идеалистическая и смешанная; социальные процессы: их формы, социокультурные флуктуации. Он исследует флуктуации в системе культуры: в сфере искусства, науки, этики и права, соотношение между типами культур и типами личности, почему и как происходят социокультурные изменения.

В широком смысле социокультурным он называет весь этот мир, который создан Человеком. Его  составные части обобщённо можно  отнести к духовной, материальной и социальной культуре. При этом использует интегрирующее их понятие  «смыслы». Духовная культура представлена как идеологическая вселенная смыслов, материальная – как их воплощение, социальная культура – как действия и поступки, в которых индивиды и группы индивидов применяют  эти смыслы. Социокультуру в узком  понимании определяет как одну из цивилизаций, которую трактует как  культурную сверхсистему. Она обладает своей ментальностью, собственной  системой знаний, философии и мировоззрения, своей религией, искусством, нравами, законами, социальной организацией, социальными  отношениями и собственным типом  личности со свойственным только ему  менталитетом и поведением. Культуру он исследует как более широкое, ёмкое понятие, включающее в себя и общество.

Основными культурными  качествами в его социокультурной  системе или суперсистеме являются такие понятия, как значение, норма, ценность. Изучение искусства, науки, религии, права и др. привело П. Сорокина к выводу, что существуют три суперсистемы, отличающиеся присущими им ценностями. В истории они периодически сменяют  друг друга: идеалистическая и чувственная. Каждая из типов культуры характеризуется  следующими признаками: 1) тем или  иным пониманием реальности; 2) природой потребностей; 3) степенью удовлетворения потребностей; 4) способом их удовлетворения.

Каждой суперсистеме свойственны свои детерминирующие  культурные качества. В культуре Запада средних веков, которую он называет идеациональной (умозрительной), главной  ценностью был Бог, ориентация на трансцендентное (сверхчувственное, потустороннее). Появление новых ценностей –  чувственности, видимости, слышимости, осязаемости объективной реальности – привело в конце XII в. к распаду этой системы. В соединении с ценностями первого типа они дали новый тип культуры – идеалистический. Он просуществовал до XIV столетия и был переходным. Третий тип культуры – чувственный. Он базируется на эмпирических ценностях, на признании смысла объективной действительности, преобладающими являются ценности материального мира. Существует ещё один, смешанный тип культуры. Органически интегрируясь, он эклектически соединяет в себе характеристики всех предыдущих, которые сосуществуют в определённые периоды истории. Этот тип культуры связан с эпохой упадка.

Информация о работе Интегральная социология П.А. Сорокина