Интегральная социология П.А. Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:41, контрольная работа

Краткое описание

В конце 1922 г. П. Сорокин был вынужден эмигрировать за границу, сначала в Германию, затем в Чехословакию, а с конца 1923г.- в США, где он жил и работал до последних дней своей жизни. Американский период научной деятельности П.А. Сорокина характеризуется множеством работ, получивших широкое международное признание. Среди них «Социология революции», «Современные социологические теории», «Социальная и культурная мобильность», фундаментальный четырехтомный труд «Социальная и культурная динамика» и многие другие.

Оглавление

1.Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций.
2.Проблема социокультурной динамики-центральная тема в творчестве П.Сорокина
3.Питирим Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «моральной и религиозной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникали и укреплялись в катастрофические для кого-либо общественные эпохи. Комментарии данного закона с позиций современного общества. Находит ли он подтверждение?
4. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 94.07 Кб (Скачать)

Культурную динамику П. Сорокин видит в циклической  смене социокультурных типов. Современную  ему культуру он относит к «чувственному» типу, но констатирует её кризисное  состояние, обусловленное переходом от одного типа к другому. Им предлагается нравственно – религиозное возрождение, переход к новой, более творческой «умозрительной» культуре и разрабатывается целая программа преобразования системы ценностей, значений, норм.

Всякая социокультурная  система, по П. Сорокину, - это творение человека. Но и сам человек является существом интегральным, продуктом  социокультуры, усвоившим определённые ценности. Любой человек вписан в  социокультурную систему. Люди вступают в систему социальных отношений  под влиянием бессознательных (рефлекторных), биосознательных (чувств голода, жажды) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. При этом бессознательное  и биосознательное контролируется и регулируется социосознательным.

Общество способно продуцировать значения, нормы, ценности, существующие как бы внутри социосознательных  «эго», т.е. членов, составляющих общество. Поэтому любое общество можно  понять и описать лишь через призму присущей ему системы ценностей, значений, норм, которые составляют единовременное культурное качество. Оно проявляется во всех сферах человеческой деятельности, порождая образцы культурной жизни.

П. Сорокин делает вывод о том что с помощью  социоэмпирических исследований культурных качеств (значений, ценностей, норм), скрытых  в социосознании индивидов и  проявляющихся в их деятельности, можно обнаружить периоды человеческой истории, отличные друг от друга, т.е. различные  цивилизации. Каждая из них уникальна  и неповторима, переживает периоды  зарождения, расцвета и упадка, происходит смена одних ценностей другими. Таким образом, он разработал цивилизационную  теорию, в которой социокультура  и цивилизация оказываются синонимами. В современной социологической теории наметилась тенденция чёткого разграничения этих двух понятий, что во многом обусловлено новыми качествами, характеризующими исторический прогресс. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Питирим  Сорокин, изучая  воздействие войн, голода, эпидемий, революций  и других социальных  катаклизмов на  поведение людей,  вывел закон «моральной  и религиозной  поляризации». Согласно  этому закону люди  реагируют на бедствия  в зависимости  от типа личности: либо ростом творческих  усилий, становясь  более религиозными, альтруистичными,  либо самоубийством,  психическими расстройствами, ожесточением, циничным  восприятием окружающего  мира. Закон также  утверждает, что все  великие религиозные  и нравственные  системы возникали  и укреплялись  в катастрофические  для кого-либо  общественные эпохи.  Комментарии данного  закона с позиций  современного общества. Находит ли он  подтверждение? 

Сорокин создал теорию социального изменения и исследовал влияние социальных потрясений на поведение  личности. Выдвинул “принцип поляризации”, по которому тенденция к моральной  индифферентности и рутинному интерсубъективному поведению интенсифицируется в  периоды обострения общественных кризисов, когда большинство ищет гедонистического, ориентированного на себя удовлетворения, в то время как меньшинство  ориентировано на альтруистическую, религиозную и т.п. активность. Когда  социальное потрясение минует, поведение  возвращается к прежнему, “нормальному”  распределению.

Непременно содержание закона Питирима Сорокина находит подтверждение  с позиций современного общества.

У многих людей в условиях социальных изменений в обществе развивается состояние психической дезадаптации (растерянности, тревожности), невротические и психосоматические (от греч. psyche — душа и soma — тело) расстройства. Это пограничные состояния. Понятие пограничных состояний в значительной мере условно. Главным образом оно используется для объединения нерезко выраженных нарушений, граничащих с состоянием здоровья и отделяющих его от собственно патологических психических проявлений — психозов, сопровождающихся значительными отклонениями от нормы. При этом пограничные состояния в основном — это не начальные или промежуточные («буферные») стадии психозов. Они представляют особую группу болезненных проявлений, у которой есть своё начало, течение и исход. 
Социальные катаклизмы приводят к изменению общественного сознания, к смене жизненных ориентиров десятков миллионов людей. Массовые проявления состояний психоэмоционального перенапряжения и психической дезадаптации, по существу, стали следствием "коллективной травмы" (то есть воздействия на всё население). Такие расстройства обусловлены индивидуальным нарушением психического здоровья, но они всегда в силу вызывающих их обстоятельств отражают состояние общественного психического здоровья.

 Социально-стрессовые  расстройства отмечаются у большинства  жителей при изменении укоренившегося  массового сознания, образа жизни,  привычных стереотипов поведения.  В отличие от посттравматических  расстройств (после тяжёлой личной  драмы) и острых стрессовых  реакций жизненная катастрофа  в этих случаях, как правило,  растягивается во времени, необходимом  для осознания происходящего.  Расстройства, связанные с социальными  переменами, становятся основой  для развития собственно неврозов  и различных телесных заболеваний  (гипертонии, язвы, диабета, глаукомы  и многих других). При этом материальные  затруднения и бедность оказывают  меньшее влияние на снижение  качества жизни человека и  на развитие социально-стрессовых  расстройств, чем душевное неблагополучие. Человек реагирует на окружающее более бурно, чем требует даже незначительная травмирующая ситуация. Нередки и другие серьёзные проявления нарушения психики. Каковы же основные причины социально-стрессовых расстройств?

Экономическая и  политическая нестабильность (например Мировой экономический кризис); терроризм; гражданские войны (например войны  в Чечне, Афганистане), экологическая  ситуация в мире и другие.

Выделяют три возможных  варианта расстройств. Первый выражается в апатии, отчуждённости, социальной отгороженности. Это вызывает чрезмерную тревожность, астенические (психическую  слабость) или депрессивные расстройства. Второй вариант сопровождается аффективной (раздражительной, взрывчатой) неустойчивостью, разрушительной, направленной вовне  агрессией, снижением терпимости к  факторам, неприятно влияющим на человека. Ослабляется его контроль за своим  поведением. Третий вариант — развитие магического мышления со сверхценными (бредопо-добными) идеями мистического, иррационального содержания.

 
 
 
 
 
 
 

4. Список используемой  литературы.

1. Социология. Учебник для вузов./под ред. Проф. Лавриненко В.Н. 3-е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004

2. Социология: Учебник  для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А.  Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.-349с.

3. Сорокин П.А.  Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992

4. Сорокин П.А.  Проблема социального равенства, М., 1917

5. Сорокин П.А.  Система социологии, М., 1920

6. Социология Фролов  С.С. Учебник для вузов. Гардарики, 2007

Информация о работе Интегральная социология П.А. Сорокина