Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:41, контрольная работа
В конце 1922 г. П. Сорокин был вынужден эмигрировать за границу, сначала в Германию, затем в Чехословакию, а с конца 1923г.- в США, где он жил и работал до последних дней своей жизни. Американский период научной деятельности П.А. Сорокина характеризуется множеством работ, получивших широкое международное признание. Среди них «Социология революции», «Современные социологические теории», «Социальная и культурная мобильность», фундаментальный четырехтомный труд «Социальная и культурная динамика» и многие другие.
1.Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций.
2.Проблема социокультурной динамики-центральная тема в творчестве П.Сорокина
3.Питирим Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «моральной и религиозной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникали и укреплялись в катастрофические для кого-либо общественные эпохи. Комментарии данного закона с позиций современного общества. Находит ли он подтверждение?
4. Список используемой литературы.
Культурную динамику П. Сорокин видит в циклической смене социокультурных типов. Современную ему культуру он относит к «чувственному» типу, но констатирует её кризисное состояние, обусловленное переходом от одного типа к другому. Им предлагается нравственно – религиозное возрождение, переход к новой, более творческой «умозрительной» культуре и разрабатывается целая программа преобразования системы ценностей, значений, норм.
Всякая социокультурная
система, по П. Сорокину, - это творение
человека. Но и сам человек является
существом интегральным, продуктом
социокультуры, усвоившим определённые
ценности. Любой человек вписан в
социокультурную систему. Люди вступают
в систему социальных отношений
под влиянием бессознательных (рефлекторных),
биосознательных (чувств голода, жажды)
и социосознательных (значения, нормы,
ценности) регуляторов. При этом бессознательное
и биосознательное
Общество способно продуцировать значения, нормы, ценности, существующие как бы внутри социосознательных «эго», т.е. членов, составляющих общество. Поэтому любое общество можно понять и описать лишь через призму присущей ему системы ценностей, значений, норм, которые составляют единовременное культурное качество. Оно проявляется во всех сферах человеческой деятельности, порождая образцы культурной жизни.
П. Сорокин делает
вывод о том что с помощью
социоэмпирических исследований культурных
качеств (значений, ценностей, норм), скрытых
в социосознании индивидов и
проявляющихся в их деятельности,
можно обнаружить периоды человеческой
истории, отличные друг от друга, т.е. различные
цивилизации. Каждая из них уникальна
и неповторима, переживает периоды
зарождения, расцвета и упадка, происходит
смена одних ценностей другими.
Таким образом, он разработал цивилизационную
теорию, в которой социокультура
и цивилизация оказываются синонимами.
В современной социологической теории
наметилась тенденция чёткого разграничения
этих двух понятий, что во многом обусловлено
новыми качествами, характеризующими
исторический прогресс.
3.Питирим
Сорокин, изучая
воздействие войн,
голода, эпидемий, революций
и других социальных
катаклизмов на
поведение людей,
вывел закон «моральной
и религиозной
поляризации». Согласно
этому закону люди
реагируют на бедствия
в зависимости
от типа личности:
либо ростом творческих
усилий, становясь
более религиозными,
альтруистичными,
либо самоубийством,
психическими расстройствами,
ожесточением, циничным
восприятием окружающего
мира. Закон также
утверждает, что все
великие религиозные
и нравственные
системы возникали
и укреплялись
в катастрофические
для кого-либо
общественные эпохи.
Комментарии данного
закона с позиций
современного общества.
Находит ли он
подтверждение?
Сорокин создал теорию
социального изменения и
Непременно содержание закона Питирима Сорокина находит подтверждение с позиций современного общества.
У многих людей в условиях
социальных изменений в обществе развивается
состояние психической дезадаптации (растерянности,
тревожности), невротические и психосоматические
(от греч. psyche — душа и soma — тело) расстройства.
Это пограничные состояния. Понятие пограничных
состояний в значительной мере условно.
Главным образом оно используется для
объединения нерезко выраженных нарушений,
граничащих с состоянием здоровья и отделяющих
его от собственно патологических психических
проявлений — психозов, сопровождающихся
значительными отклонениями от нормы.
При этом пограничные состояния в основном
— это не начальные или промежуточные
(«буферные») стадии психозов. Они представляют
особую группу болезненных проявлений,
у которой есть своё начало, течение и
исход.
Социальные катаклизмы приводят к изменению
общественного сознания, к смене жизненных
ориентиров десятков миллионов людей.
Массовые проявления состояний психоэмоционального
перенапряжения и психической дезадаптации,
по существу, стали следствием "коллективной
травмы" (то есть воздействия на всё
население). Такие расстройства обусловлены
индивидуальным нарушением психического
здоровья, но они всегда в силу вызывающих
их обстоятельств отражают состояние
общественного психического здоровья.
Социально-стрессовые
расстройства отмечаются у
Экономическая и политическая нестабильность (например Мировой экономический кризис); терроризм; гражданские войны (например войны в Чечне, Афганистане), экологическая ситуация в мире и другие.
Выделяют три возможных варианта расстройств. Первый выражается в апатии, отчуждённости, социальной отгороженности. Это вызывает чрезмерную тревожность, астенические (психическую слабость) или депрессивные расстройства. Второй вариант сопровождается аффективной (раздражительной, взрывчатой) неустойчивостью, разрушительной, направленной вовне агрессией, снижением терпимости к факторам, неприятно влияющим на человека. Ослабляется его контроль за своим поведением. Третий вариант — развитие магического мышления со сверхценными (бредопо-добными) идеями мистического, иррационального содержания.
4. Список используемой литературы.
1. Социология. Учебник для вузов./под ред. Проф. Лавриненко В.Н. 3-е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004
2. Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.-349с.
3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992
4. Сорокин П.А.
Проблема социального
5. Сорокин П.А. Система социологии, М., 1920
6. Социология Фролов
С.С. Учебник для вузов.