Интегральная социология П.А. Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы – изучить интегральную теорию П. Сорокина. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структуру;
Изучить теорию социальной стратификации и социальной мобильности, проблему социального равенства, реформ и революций;
Рассмотреть проблему социокультурной динамики как центральную тему в творчестве П.А.Сорокина;
Прокомментировать содержание закона «моральной и религиозной поляризации» с позиции современного общества.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций…………………………………………………………………..3
Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П.А.Сорокина……………………………………………………………..10
Содержание закона «моральной и религиозной» поляризации с позиции современного общества. Находит ли он подтверждение?......13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 38.49 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ  ВПО

  Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Кафедра философии и социологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социология»

 

Вариант № 7

«Интегральная социология П.А. Сорокина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: Захарова И.И.                                                                                                  Работа выполнена: Волокушиной Е.В.

                       Факультет финансово-кредитный

                                                                                   4 курс

                        № личного дела 08ффбо2651

                        группа №  1

 

 

 

 

Пенза 2011 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

  1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций…………………………………………………………………..3
  2. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П.А.Сорокина……………………………………………………………..10
  3. Содержание  закона «моральной и религиозной» поляризации с позиции современного общества.  Находит ли он подтверждение?......13

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        Одним из первых, кто попытался ликвидировать противостояние между структурными и интерпретивными парадигмами был российско-американский социолог Питирим Александрович Сорокин, создавший интегральную социологию. Социолог предложил изучать общество, его явления с позиций как объективности социокультурных систем, находящихся в сложном движении – по горизонтали, вертикали и в виде флуктуации (колебания от оптимальной величины), так и с учетом субъективного фактора – сложной, интегральной сущности самого человека, его ценностного мира.

Цель  данной контрольной работы – изучить интегральную теорию П. Сорокина. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структуру;
  • Изучить теорию социальной стратификации и социальной мобильности, проблему социального равенства, реформ и революций;
  • Рассмотреть проблему социокультурной динамики как центральную тему в творчестве П.А.Сорокина;
  • Прокомментировать содержание  закона «моральной и религиозной поляризации» с позиции современного общества.

          Актуальность изучения творчества  П.А. Сорокина вызвана, прежде всего, новым этапом в развитии российского общества, стремлением осмыслить собственное научное наследие, определить будущее государства.

А также  актуальность изучения творчества этого  социолога заключается в  непреходящей ценности его идей и прозрений, его  прогнозов, особенно в свете тех  событий, которые происходят в нашей  стране и во всем мире в настоящее  время.

 

Основные  принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций

     Сорокин Питирим Александрович (1889–1968) – русско-американский социолог. Лидер правого крыла партии эсеров. В 1922 г. выслан из СССР (с 1923 г. в США). В основе идеалистической концепции Сорокина – идея о приоритете сверхорганической системы ценностей, значений, «чистых культурных систем», носителями которых являются индивиды и институты. Исторический процесс, по Сорокину, есть цикличная флуктуация типов культуры, каждый из которых – специфическая целостность и имеет в основе несколько главных посылок (представление о природе реальности, методах ее познания). Сорокин выделяет три основных типа культуры: чувственный (sensate) – в нем преобладает непосредственно чувственное восприятие действительности; идеациональный (ideational), в котором преобладает рациональное мышление; идеалистический (idealistic) – здесь господствует интуитивный вид познания. Каждая система «истин» воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре общественных отношений, радикальное преобразование и смены которых происходят в результате войн, революций, кризисов. Кризис современной «чувственной» культуры Сорокин связывал с развитием материализма и науки и выход из него видел в будущей победе религиозной «идеалистической» культуры. Сорокин один из основателей (родоначальников) теорий социальной мобильности и социальной стратификации. Развитое Сорокиным учение об «интегральной» социологии (охватывающей все социологические аспекты культуры) оказало значительное влияние на современную социологию.

Основные труды: «Преступление и кара, подвиг и награда» (1914), «Проблемы социального равенства» (1917).

 

 

 

Основные и руководящие  принципы социологии

            В «Системе социологии» Сорокин подробно разъясняет научные принципы, на которых основан этот труд. Он считает что:

  1. Социология как наука должна строиться по типу естественных наук. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Различны объекты изучения тех и других наук, но методы изучения этих объектов одни и те же.
  2. Во-вторых, социология должна изучать мир таким, каков он есть. Всякий нормативизм, т.е. субъективное вмешательство в науку с позиции нравственных и других норм, должен быть изгнан из социологии. В этом смысле истина должна быть отделена от Добра, Справедливости и подобных принципов и норм.
  3. Социология должна быть «объективной дисциплиной», т.е.  изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению.
  4. Поскольку социология хочет быть опытной и точной наукой, она должна прекратить всякое «философствование» в смысле создания умозрительных, не доказанных наукой построений. В этом отношении, писал П.Сорокин, хорошая статистическая диаграмма стоит любого социально-философского трактата.
  5. Разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т.е. сведения любого явления к одному какому-нибудь началу. Ибо, как утверждал еще М.Ковалевский, монизм в социологии - это попытка решать бесконечно сложные задачи общественных явлений по методу уравнения с одним неизвестным. Вместо монизма Сорокин провозгласил последовательный социологический плюрализм1.

Таковы «основные  и руководящие принципы» социологии Питирима Сорокина.

Объекты неопозитивистской социологии П.А. Сорокина

П.А.Сорокин  делил социологию на теоретическую  и практическую.

Теоретическую социологию он в свою очередь делил на три отдела: социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику.

Социальная аналитика изучает строение социального явления и его основные формы. Предмет социальной механики (или социальной физиологии) - процессы взаимодействия людей, иными словами,- поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Социальная генетика изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов. Развитие социального явления определяется его строением и взаимодействием с другими явлениями, так что социальная генетика как бы содержит в себе социальную аналитику и социальную механику.

Практическая социология характеризуется П.А.Сорокиным как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые формулирует теоретическая социология, она должна  помогать обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями. Практическая социология проявляется в сущности как социальная политика, направляет и обосновывает ее.

Объектами изучения неопозитивистской социологии Сорокина являются, прежде всего, социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а также происходящие в нем социальные процессы. В то же время вся общественная жизнь  и все социальные процессы могут  быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа  индивидов. Именно эти взаимодействия людей и объявляются  Сорокиным  непосредственным предметом изучения социологии.

 

 

 

 

 

Критерии классификации социальных групп

 

Питирим Сорокин предложил свои критерии классификации социальных групп  – односторонние и многосторонние. В соответствии с этими критериями выделяются социальные группы по одному какому-либо признаку (языку, территории, полу, возрасту и т.д.) или же по многим признакам. По многим признакам выделяются классы, нации и другие сложные, часто социально неоднородные группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория социальной стратификации  и социальной мобильности

Большой вклад П.А. Сорокин внёс в теорию социальной стратификации и социальной мобильности. Согласно этой теории, все  общество делится на различные слои- страты, которые различаются между  собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям  и т.д. К основным формам социальной стратификации (или расслоения общества) Сорокин отнес экономическую, политическую и профессиональную. Социальная стратификация- естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующим общественным разделением труда, имущественным неравенством, разными политическими ориентациями и т.п.

Меняя профессию  или вид деятельности, свое экономическое  положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального  слоя в другой. Этот процесс получил  название социальной мобильности. Сорокин разделил социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную. 

Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на том же уровне социальной стратификации. Вертикальная мобильность – переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема социального  равенства, реформ и революций в  интерпретации П.А. Сорокина

Большое значение П.А.Сорокин придавал вопросам социального равенства. В 1917г. В Петрограде вышла книга «Проблема социального равенства». К этой проблеме он постоянно обращался в своих последних работах. Указывая на сложный и многосторонний характер проблемы социального равенства, он считал, что главное в ней- это предоставление каждому человеку материальных и духовных благ по его заслугам, т.е. по степени его личного социально-полезного труда. Отмечал реальное равенство всех перед законом, равенство для занятия публичных должностей, право на равные политические блага.

Сорокин был глубоко убежден в том, что все возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления, сознательного  разрешения социальных противоречий и  предоставлению каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный эволюционный путь развития. В своем труде «Социология  революции» он утверждал, что более  или менее благополучное развитие общества после разрушающей его  революции наступает благодаря  его «возврату к своим ценностям, пошлым инстинктам и традициям, созидательному труду, сотрудничеству, взаимопомощи и  единению всех его членов и социальных групп».

Революция, как отмечает П.А. Сорокин, приводит к разрушительным последствиям для  общества — краху его правовых и нравственных устоев, жестокости и агрессии в обществе, невиданному  росту масштабов преступности, разрушению семейных ценностей, массовой эмиграции, массовой гибели людей в результате сопровождающих революцию актов насилия, голода, эпидемий, самоубийств. Причём последствия всего этого продолжают сказываться ещё долгие годы после революции. П.А. Сорокин считает, что в ходе революции гибнут, прежде всего, наиболее выдающиеся, энергичные, одарённые люди по сравнению с общей массой населения, в меньшей мере страдают морально и биологически дефективные лица. В результате страна остаётся буквально обескровленной.

Альтернативой разрушительной стихии революции П.А. Сорокин видит не стремление во что  бы то ни стало сохранить существующий порядок, а изменение общества путём  реформ. Реформы должны основываться на следующих принципах:

  • любая реформа не должна принижать человеческое достоинство, не должна сопровождаться противостоянием с базовыми потребностями людей;
  • каждой реформе должны предшествовать глубокие научные исследования, направленные на изучение социальных условий жизни общества;
  • каждая реформа должна проводиться исключительно конституционными методами.

Информация о работе Интегральная социология П.А. Сорокина