Интегральная социология П.А. Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы – изучить интегральную теорию П. Сорокина. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структуру;
Изучить теорию социальной стратификации и социальной мобильности, проблему социального равенства, реформ и революций;
Рассмотреть проблему социокультурной динамики как центральную тему в творчестве П.А.Сорокина;
Прокомментировать содержание закона «моральной и религиозной поляризации» с позиции современного общества.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций…………………………………………………………………..3
Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П.А.Сорокина……………………………………………………………..10
Содержание закона «моральной и религиозной» поляризации с позиции современного общества. Находит ли он подтверждение?......13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 38.49 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П.А. Сорокина

          Проблема социальной и культурной  динамики является одной из  важнейших в творчестве П.А.  Сорокина.

          Согласно П.А. Сорокину: «В самом  широком смысле слова культуру  можно трактовать как некую  совокупность, которая создана или  модифицирована в результате  сознательной или бессознательной  деятельности двух или более  индивидов, взаимодействующих друг  с другом или влияющих друг  на друга поведением»2.

           Также в работе «Система социологии» П.А. Сорокин даёт определение и социологии: «Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности».

П.А. Сорокин  анализировал  развитие культур  народов, разрабатывал теорию ценностей. Он утверждал, что «именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры».

В своих  работах он дает определение и  описание таких понятий, как «культурная интеграция», система культур: идеациональная (умозрительная), чувственная, идеалистическая и смешанная; социальные процессы: их формы, социокультурные флуктуации. Он исследует флуктуации в системе культуры: в сфере искусства, науки, этики и права, соотношение между типами культур и типами личности, почему и как происходят социокультурные изменения.

В широком  смысле социокультурным он называет весь этот мир, который создан Человеком. Его составные части обобщенно  можно отнести к духовной, материальной и социальной культуре. При этом он использует интегрирующее их понятие  «смыслы».

Духовная культура представлена как идеологическая вселенная смыслов, материальная – как их воплощение, социальная культура – как действия и поступки, в которых индивиды и группы индивидов применяют эти смыслы. Основными культурными качествами в его социокультурной системе или суперсистеме являются такие понятия, как значение, норма, ценность. Изучение искусства, науки, религии, права и др. привело Сорокина к выводу, что существуют три суперсистемы, отличающиеся присущими им ценностями. В истории они периодически сменяют друг друга: идеациональная (умозрительная), идеалистическая и чувственная. Каждая из типов культуры характеризуется следующими признаками:

    1. тем или иным пониманием реальности;
    2. природой потребностей;
    3. степенью удовлетворения потребностей;

             4) способом их удовлетворения

Каждой  суперсистеме свойственны свои детерминирующие  культурные качества. В культуре Запада средних веков, которую он называет идеациональной (умозрительной), главной  ценностью был Бог, ориентация на трансцендентное (сверхчувственное, потустороннее). Появление новых ценностей – чувственности, видимости, слышимости, осязаемости объективной реальности - привело в конце XII в. к распаду этой системы. В соединении с ценностями первого типа они дали новый тип культуры – идеалистический. Он просуществовал до XIV столетия и был переходным. Третий тип культуры – чувственный. Он базируется на эмпирических ценностях, на признании смысла объективной действительности, преобладающими являются ценности материального мира. Существует еще один, "смешанный" тип культуры. Органически интегрируясь, он эклектически соединяет в себе характеристики всех предыдущих, которые сосуществуют в определенные периоды истории. Этот тип культуры связан с эпохой упадка.

Культурную  динамику Сорокин видит в циклической  смене социокультурных типов. Современную ему культуру он относит к «чувственному» типу, но констатирует ее кризисное состояние, обусловленное переходом от одного типа к другому. Им предлагается нравственно-религиозное возрождение, переход к новой, более творческой «умозрительной» культуре и разрабатывается целая программа преобразования системы ценностей, значений, норм.

Всякая  социокультурная система, по Сорокину, – это творение человека. Но и сам человек является существом интегральным, продуктом социокультуры, усвоившим определенные ценности. Любой человек вписан в социокультурную систему. Люди вступают в систему социальных отношений под влиянием бессознательных (рефлекторных), биосознательных (чувство голода, жажды) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. При этом бессознательное и биосознательное контролируется и регулируется социосознательным.

Любое общество можно понять и описать лишь через  призму присущей ему системы ценностей, значений, норм, которые составляют единовременное культурное качество. Оно проявляется во всех сферах человеческой деятельности, порождая образцы культурной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание  закона «моральной и  религиозной» поляризации с позиции  современного общества.  Находит  ли он подтверждение?

           Закон «моральной и религиозной» поляризации в период катастроф являются полной противоположностью утверждения Фрейда, что бедствия и разочарования порождают только агрессию, и в противоположность расхожему утверждению о том, что мы учимся страдая, что страдания и катастрофы ведут к моральному и духовному облагораживанию, закон поляризации признает возможность и того и другого морально-этического следствия, обуславливая ее типом личности. Однако, что особенно важно, Сорокин подчеркивает момент поляризации, то есть жесткого разделения в обществе в период социальных потрясений не только по классовым, религиозным, этническим различиям, но и на более глубоком уровне индивидуального и общественного сознания. В «катастрофических» условиях люди будут искать силы в религии, что бы выдержать испытания, в творчестве – умиротворение, а создание и культивация новых нравственных норм поможет избежать морального краха общества. А слабовольные, отчаявшиеся и потерявшие надежду на что-либо люди, несомненно, попытаются либо уйти из жизни, либо, воспринимая действительность в черном свете.

Общественные  катаклизмы высвобождают в человеке и в обществе агрессивные начала. Социолог экстраполирует на себя эти теоретические положения, оказавшись в эпицентре революционных событий. Прежде всего, саму революцию он рассматривает как некую обезличенную стихию, чудовище пожирающее людей, где большевики не столько управляют стихией, сколько становятся заложниками, служителями чудовища до конца не осознавая страшных последствий социального эксперимента, который они начали. Не случайно названия глав, относящихся к этому периоду носят апокалипсический обезличенный характер: "катастрофа", "свет и тень", агония", "трагедия", «хаос", «жизнь в царстве смерти ", в логове у чудовища", и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что  закон справедлив. Более того, он будет работать в рамках современного общества, т.к. в обществе и по сей день, преобладает огромное число людей с выдающимися личностными, волевыми качествами, которые смогут поддержать социум в локальных или глобальных катаклизмах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Питирим Александрович Сорокин  развивал социологию не как одну из частных общественных наук, а как  всеобъемлющую науку об обществе, о закономерностях и тенденциях его строения, функционирования, цикличной  неравномерной динамики, о факторах и движущих силах перемен в  обществе, на всех его уровнях –  от отдельного индивида до человечества как единого, многослойного и  разнообразного целого. В его понимании  макросоциология выступает как  вершина обществоведения, обогащает  все частные общественные науки и обогащаясь ими, позволяя проникать в глубинные тонкие механизмы пульсации общества.

Его теория существования суперсистем культуры — одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX в.  Сорокин рассматривает  историческую действительность как  целостное единство различных культурных систем.

Таким образом, идеи П.А. Сорокина переживают сейчас начало третьей фазы своего жизненного цикла. Сейчас время третьего этапа, когда его идеи в переломную эпоху активно впитываются широким кругом ученых, политической и деловой элиты, ищущим выхода из кризисных ситуаций подрастающим поколением, когда они становятся органической частью формирующейся постиндустриальной парадигмы, нового мировоззрения, руководством к действию при решении множества проблем и противоречий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарики,2000. – 432 с.
  2. Социология: Учебник для вузов/В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов и др.; Под. ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ,1998. – 349 с.
  3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество/Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов – М.: Политиздат,1992. – 543 с.
  4. Сорокин Питирим Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений/Пер. с англ., комментарии и статья В.В. Сапова. – СПб.: РХГИ,2000. – 1056с.
  5. Михайлова  Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. М., 1999.
  6. http://www.komi.com/IRSI/soroktxt.html.

1 Социология: Учебник для вузов/В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов и др.; Под. ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ,1998. – 349 с.

2 Сорокин Питирим Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений/Пер. с англ., комментарии и статья В.В. Сапова. – СПб.: РХГИ,2000. – 1056с.

 


Информация о работе Интегральная социология П.А. Сорокина