Социология молодежи (Молодежный экстремизм и молодежная субкультура)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:57, реферат

Краткое описание

Социология - одна из общественных наук, изучающих поведение людей и функционирование общественных институтов.
Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России.

Оглавление

1. 1. Введение.
Основная часть:
2. 2. Социология молодежи как одна из отраслей современной социологии
3. 3. Экстремизм в молодежной среде.
4. 4. Молодежная субкультура.
5. 5. Заключение

Файлы: 1 файл

Социология молодёжи.docx

— 45.52 Кб (Скачать)

  Волгоградский Государственный Технический Университет          
 
 
 
 
 
 
 
 

   Реферат на тему:    
 
 

   Социология  молодежи

   (Молодежный  экстремизм и молодежная субкультура.)   

           
 
 
 
 
 

                 
                 
                 
                 
 

 Выполнил: Илларионов В.В.

   Группа  МЛВ-369     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Волгоград 2011

 

    
 
 

      План   

      
  1. 1.                 Введение.

      Основная  часть:

  1. 2.                 Социология молодежи как одна из отраслей современной социологии
  2. 3.                 Экстремизм в молодежной среде.
  3. 4.                 Молодежная субкультура.
  4. 5.                 Заключение
 

 

 

    Социология - одна из общественных наук, изучающих поведение людей и функционирование общественных институтов.

    Одна  из актуальных отраслей современной  социологии  - социология молодежи. Особенно остро проблема молодежи  и ее роли в общественной жизни  стоит в постперестроечной России.

    Системный кризис, затронувший социальную структуру  общества с началом перестройки  и усугубившийся в связи с  распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к  смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция  на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых «западных» ценностей не могла не привести население  в состояние растерянности, непосредственным образом повлиявшее на ценностный мир  молодежи, крайне противоречивый и  хаотичный.

    Поиск своего пути в новых социально-экономических  условиях, ориентация на ускоренное статусное  продвижение и в то же время  прогрессирующая социальная не адаптивность - все это обусловило специфический характер культурной самореализации молодого человека.

    Современная российская культура находится в  кризисном состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного развития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознается органами управления, с другой—коммерциализация культурного процесса, все более заметней отходит от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры, наиболее явственно проявляющейся в электронных средствах массовой информации, также не может не отразиться на системе установок, ориентации и культурных идеалов молодого человека.

    Социология  молодежи как одна из отраслей социологического знания возродилась в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего становления  она опиралась на целый комплекс серьезных исследований, проведенных  в 20-е годы.

      Именно в этот период в ожесточенной  полемике с догматическим восприятием  мира были заложены основы  социологии молодежи как более  или менее самостоятельного направления  исследований. Молодежь исследовалась  с точки зрения жизненных планов, ценностных ориентации, мотивации  поведения в самых разных сферах  жизнедеятельности, от школьной  скамьи до производства, в свободное  от учебы и работы время,  в повседневной бытовой жизни  и жизни коллективов. Постепенно  складывался соответствующий понятийный  аппарат таких исследований (собственно  основания научного знания) и  его методология— инструменты  сбора и анализа фактической  информации.

    В 80-е годы значительно расширяются  направления исследований, в них  включаются новые авторы и коллективы. Возникает возможность проведения сравнительного анализа проблем  молодежи в разных регионах.

      Социология молодежи— отрасль  социологической науки, изучающая  молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания  вступающих в жизнь поколений,  процесс социальной преемственности  и унаследования молодежью знаний  и опыта от старших поколений,  особенности образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов  и ценностных ориентаций, в том  числе профессиональных, социальную  мобильность, выполнение социальных  ролей различными группами молодежи.

    Академик  Российской академии образования И. С. Кон пишет: «В социологии молодежи основное внимание уделяется исследованию проблем молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре (С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский), процесса становления личности у  молодежи (И. С. Кон), влияния социальных различий на выбор профессии и  на социальное продвижение молодежи и его влияния на систему ценностных ориентации (М. X. Титма), особенностей отношения  молодежи к труду, проблем молодежной семьи и др.».1[1]

    Попытки реализации целостной программы  гуманитарной социализации в государственном масштабе не увенчались успехом. Сегодня единая система гуманитарного воспитания практически отсутствует, а частные инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных учебных заведениях, охватывают лишь немногочисленные группы молодежи крупных российских городов. В большинстве же школ гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дисциплин и так называемой «внеучебной работой», которая не столько приобщает молодых людей к культурным ценностям, сколько отвращает от них в пользу развлекательной самореализации. Нередко гуманитарная социализация носит коммерческий характер (так называемое «элитное образование»), и характер гуманитарной социализации все заметнее обусловлены уровнем доходов родителей школьника или самого молодого человека.

    С одной стороны, властные структуры  не осознают того, что без достаточного внимания к культурному развитию населения невозможно осуществление  социальных проектов, а, тем самым, и  выход из кризиса. С другой стороны, коммерция все глубже проникает  в самые разные области культурной жизни. Нормы и ценности высокой  культуры подменяются усредненными образцами массовой культуры.

    Основные  проблемы социологии молодежи, имеющие  теоретическое и практическое значение, следующие: изучение роли и места  молодежи в социальном развитии общества, анализ «социального портрета» различных  групп молодежи, изучение запросов, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, социальных ожиданий молодежи во всех сферах жизнедеятельности; формирование активной жизненной позиции, стиля  жизни и поведения; рассмотрение особенностей адаптации в различных  социальных сферах; изучение жизненных  планов молодежи и определение оптимальных  условий их реализации; исследование резервов социальной активности и причин пассивности, включенности молодежи в  социальное управление и самоуправление на различных уровнях; определение  морально-психологической готовности к труду и к безработице  и т. д.

    Как пишет А. В. Шаронов в предисловии  к кн.: «Социология молодёжи»: «Социология  молодежи как наука выстраивается  на трех взаимосвязанных уровнях: 1) общеметодологическом, основанном на подходе к познанию молодежи как  общественного феномена; 2) специально-теоретическом, раскрывающем специфику, структуру  молодежи как социально-демографической  группы, особенности ее сознания и  поведения, возрастную и социально-психологическую  специфику образа жизни, динамику ценностных ориентации; 3) эмпирическом, анализирующем  на основе социологических исследований конкретные факты в различных  сферах жизни.»2[2]

    Исследование  любой категории молодежи, любого аспекта ее жизни и деятельности с необходимостью предполагает прежде всего конкретизацию самого понятия  «молодежь», отдельных, изучаемых групп (городская, сельская, рабочая, учащаяся, другие общности молодежи), принятие концепций  ее самоопределения, социальной ситуации, в которой живет и трудится молодежь.

    Нетрудно  заметить, насколько раздвигаются границы  конкретного видения молодежи социологом в процессе исследования, когда он определяет ее не просто как возрастную группу, а как специфическую социально-демографическую  группу, которая характеризуется, с  одной стороны, присущими ей психолого-физиологическими особенностями, осуществлением преимущественно  деятельности, связанной с подготовкой  и включением в общественную жизнь, в социальный механизм; с другой—  со своей субкультурой, внутренней дифференциацией, соответствующей  социальному делению общества.

    Научный, социологический подход к молодежи как специфической группе общества предполагает, следовательно, учет целого комплекса обстоятельств и особенностей образа жизни молодежи.

    Социология  молодежи очень тесно связана  с отраслевыми социологиями, это  и военная социология, социология воспитания, города, искусства, коллектива, культуры, литературы, личности, массовых коммуникаций, медицины и здравоохранения, морали, народонаселения, образования, общественного мнения, организаций, политики, права, религии, свободного времени» села, семьи, труда, управления, физической культуры и спорта.

    Поэтому проблемы молодежи исследуются как  в контексте всего общества, его  основных характеристик, структурных  сдвигов и изменений, так и  дифференцировано — как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами. Следует заметить, что проблемы молодежи России во многом связаны и с теми объективными процессами, которые протекают в  современном мире: урбанизацией, повышением удельного веса в обществе пенсионеров, лиц преклонного возраста, сокращением  рождаемости и т. д. Но вместе с  тем молодежные проблемы в России имеют и свою специфику, опосредованы российской действительностью во всей полноте, той политикой, которая  проводилась по отношению к молодежи.

    Современная молодежь проходит свое становление  в очень сложных условиях ломки  старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм неверие  в будущее. Растут агрессивность  и экстремизм, шовинизм и криминальность. Поэтому такие аспекты социологии молодежи, как молодежный экстремизм и молодежная субкультура весьма актуальны.

 

    1. Молодежь: концептуализация  понятия.

    Что представляет собой молодежь как  субъект социальных отношений? Объективные, фундаментальные общественные отношения  касаются ее практически во всем.

    Полемика  между учеными по поводу определения  молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю. Ученые разделяют разные подходы к предмету изучения—с позиций социологии, психологии, физиологии, демографии, а также  традиции классификации, сформировавшиеся в тех или иных научных школах. Немалую роль играют идеологические факторы, так как молодежь находится на острие политической борьбы.

    В отечественном обществоведении  долгое время молодежь не рассматривалась  как самостоятельная социально-демографическая  группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления  о классовой структуре общества, и противоречила официальной  идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Одно дело говорить о молодежи как о составной части рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, другое - признавать ее социальные особенности как некоей целостности. В этом усматривалось противопоставление молодежи другим социальным группам

    Одно  из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: «Молодежь—поколение  людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости  от конкретных исторических условий  возрастные критерии молодежи могут  колебаться от 16 до 30 лет»3. Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: «Молодежь—социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».3

Информация о работе Социология молодежи (Молодежный экстремизм и молодежная субкультура)