Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:57, реферат
Социология - одна из общественных наук, изучающих поведение людей и функционирование общественных институтов.
Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России.
1. 1. Введение.
Основная часть:
2. 2. Социология молодежи как одна из отраслей современной социологии
3. 3. Экстремизм в молодежной среде.
4. 4. Молодежная субкультура.
5. 5. Заключение
Волгоградский
Государственный Технический
Реферат
на тему:
Социология молодежи
(Молодежный
экстремизм и молодежная
Выполнил: Илларионов В.В.
Группа
МЛВ-369
Волгоград 2011
План
Основная часть:
Социология - одна из общественных наук, изучающих поведение людей и функционирование общественных институтов.
Одна
из актуальных отраслей современной
социологии - социология молодежи.
Особенно остро проблема молодежи
и ее роли в общественной жизни
стоит в постперестроечной
Системный кризис, затронувший социальную структуру общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых «западных» ценностей не могла не привести население в состояние растерянности, непосредственным образом повлиявшее на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и хаотичный.
Поиск
своего пути в новых социально-
Современная российская культура находится в кризисном состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного развития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознается органами управления, с другой—коммерциализация культурного процесса, все более заметней отходит от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры, наиболее явственно проявляющейся в электронных средствах массовой информации, также не может не отразиться на системе установок, ориентации и культурных идеалов молодого человека.
Социология молодежи как одна из отраслей социологического знания возродилась в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего становления она опиралась на целый комплекс серьезных исследований, проведенных в 20-е годы.
Именно в этот период в
В
80-е годы значительно расширяются
направления исследований, в них
включаются новые авторы и коллективы.
Возникает возможность
Социология молодежи— отрасль
социологической науки,
Академик Российской академии образования И. С. Кон пишет: «В социологии молодежи основное внимание уделяется исследованию проблем молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре (С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский), процесса становления личности у молодежи (И. С. Кон), влияния социальных различий на выбор профессии и на социальное продвижение молодежи и его влияния на систему ценностных ориентации (М. X. Титма), особенностей отношения молодежи к труду, проблем молодежной семьи и др.».1[1]
Попытки реализации целостной программы гуманитарной социализации в государственном масштабе не увенчались успехом. Сегодня единая система гуманитарного воспитания практически отсутствует, а частные инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных учебных заведениях, охватывают лишь немногочисленные группы молодежи крупных российских городов. В большинстве же школ гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дисциплин и так называемой «внеучебной работой», которая не столько приобщает молодых людей к культурным ценностям, сколько отвращает от них в пользу развлекательной самореализации. Нередко гуманитарная социализация носит коммерческий характер (так называемое «элитное образование»), и характер гуманитарной социализации все заметнее обусловлены уровнем доходов родителей школьника или самого молодого человека.
С одной стороны, властные структуры не осознают того, что без достаточного внимания к культурному развитию населения невозможно осуществление социальных проектов, а, тем самым, и выход из кризиса. С другой стороны, коммерция все глубже проникает в самые разные области культурной жизни. Нормы и ценности высокой культуры подменяются усредненными образцами массовой культуры.
Основные
проблемы социологии молодежи, имеющие
теоретическое и практическое значение,
следующие: изучение роли и места
молодежи в социальном развитии общества,
анализ «социального портрета» различных
групп молодежи, изучение запросов,
интересов, потребностей, ценностных ориентаций,
социальных ожиданий молодежи во всех
сферах жизнедеятельности; формирование
активной жизненной позиции, стиля
жизни и поведения; рассмотрение
особенностей адаптации в различных
социальных сферах; изучение жизненных
планов молодежи и определение оптимальных
условий их реализации; исследование
резервов социальной активности и причин
пассивности, включенности молодежи в
социальное управление и самоуправление
на различных уровнях; определение
морально-психологической
Как пишет А. В. Шаронов в предисловии к кн.: «Социология молодёжи»: «Социология молодежи как наука выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях: 1) общеметодологическом, основанном на подходе к познанию молодежи как общественного феномена; 2) специально-теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентации; 3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты в различных сферах жизни.»2[2]
Исследование любой категории молодежи, любого аспекта ее жизни и деятельности с необходимостью предполагает прежде всего конкретизацию самого понятия «молодежь», отдельных, изучаемых групп (городская, сельская, рабочая, учащаяся, другие общности молодежи), принятие концепций ее самоопределения, социальной ситуации, в которой живет и трудится молодежь.
Нетрудно
заметить, насколько раздвигаются границы
конкретного видения молодежи социологом
в процессе исследования, когда он
определяет ее не просто как возрастную
группу, а как специфическую социально-
Научный,
социологический подход к молодежи
как специфической группе общества
предполагает, следовательно, учет целого
комплекса обстоятельств и
Социология молодежи очень тесно связана с отраслевыми социологиями, это и военная социология, социология воспитания, города, искусства, коллектива, культуры, литературы, личности, массовых коммуникаций, медицины и здравоохранения, морали, народонаселения, образования, общественного мнения, организаций, политики, права, религии, свободного времени» села, семьи, труда, управления, физической культуры и спорта.
Поэтому проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцировано — как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами. Следует заметить, что проблемы молодежи России во многом связаны и с теми объективными процессами, которые протекают в современном мире: урбанизацией, повышением удельного веса в обществе пенсионеров, лиц преклонного возраста, сокращением рождаемости и т. д. Но вместе с тем молодежные проблемы в России имеют и свою специфику, опосредованы российской действительностью во всей полноте, той политикой, которая проводилась по отношению к молодежи.
Современная
молодежь проходит свое становление
в очень сложных условиях ломки
старых ценностей и формирования
новых социальных отношений. Отсюда
растерянность, пессимизм неверие
в будущее. Растут агрессивность
и экстремизм, шовинизм и криминальность.
Поэтому такие аспекты
1. Молодежь: концептуализация понятия.
Что представляет собой молодежь как субъект социальных отношений? Объективные, фундаментальные общественные отношения касаются ее практически во всем.
Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю. Ученые разделяют разные подходы к предмету изучения—с позиций социологии, психологии, физиологии, демографии, а также традиции классификации, сформировавшиеся в тех или иных научных школах. Немалую роль играют идеологические факторы, так как молодежь находится на острие политической борьбы.
В
отечественном обществоведении
долгое время молодежь не рассматривалась
как самостоятельная социально-
Одно
из первых определений понятия «молодежь»
было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: «Молодежь—поколение
людей, проходящих стадию социализации,
усваивающих, а в более зрелом
возрасте уже усвоивших, образовательные,
профессиональные, культурные и другие
социальные функции; в зависимости
от конкретных исторических условий
возрастные критерии молодежи могут
колебаться от 16 до 30 лет»3. Позднее
более полное определение было дано И.
С. Коном: «Молодежь—социально-
Информация о работе Социология молодежи (Молодежный экстремизм и молодежная субкультура)