Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:57, реферат
Социология - одна из общественных наук, изучающих поведение людей и функционирование общественных институтов.
Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России.
1. 1. Введение.
Основная часть:
2. 2. Социология молодежи как одна из отраслей современной социологии
3. 3. Экстремизм в молодежной среде.
4. 4. Молодежная субкультура.
5. 5. Заключение
Иногда
группа активно вырабатывает нормы
или ценности, которые явно противоречат
господствующей культуре, ее содержанию
и формам. На основе таких норм и
ценностей формируется
Элементы как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодежи в России.
Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.
Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).
Так,
у немалого числа молодых людей
отсутствует четко выраженная личностная
самоидентификация, сильны поведенческие
стереотипы, обусловливающие
Социальное
отчуждение проявляется чаще всего
в апатии, безразличии к политической
жизни общества, образно говоря,
в позиции «стороннего
«Участие в политической жизни» в шкале ценностных суждений, предложенных в ходе анкетного опроса учащимся старших классов петербургских школ, заняло последнее место (это занятие привлекает лишь 6,7% опрошенных). Только каждый четвертый из старшеклассников (25,5%) готов жить для других, даже если придется поступиться своими интересами, в то же время почти половина выборкй (47,5%) полагает, что «в любом деле нельзя забывать о собственной выгоде».
«Политикой»
интересуется лишь 16,7% опрошенных, отсюда
закономерно проистекают и
Существует мнение, что аполитичность молодежи закономерный результат чрезмерной идеологизации воспитания прошлых лет, а активная политизированность граничит с социологией. Вряд ли можно согласиться с подобной позицией: если в стабильном обществе приоритеты частной жизни закономерны и естественны, то в ситуации системного кризиса социальная индифферентность молодых чревата необратимыми последствиями для будущего страны. Не менее тревожно и то, что политизация отдельных групп молодежи приобретает черты политического и национального экстремизма.
Усугубляется и межгенерационное отчуждение, включающее широкий спектр неприятия—от разрушения внутрисемейных контактов (по критериям взаимопонимания и взаимного доверия) до противопоставления «нас» (как ценностного, так и деятельностного) всем предшествующим, «советским» поколениям.
Противопоставление образа «мы» и «они» традиционна, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Однако сегодня у молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех «папиных» ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только групповых или корпоративных (сотрудничество)—для себя.
Особенно
явственно это
Именно
на этом уровне субкультура молодого
поколения приобретает заметные
контркультурные элементы: досуг, особенно
юношеством, воспринимается как основная
сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности
им зависит общая
Наряду
с коммуникативной (общение с
друзьями) досуг выполняет в основном
рекреативную функцию (около одной
трети старшеклассников отмечают, что
их любимое занятие на досуге—«ничего
неделание»), в то время как познавательная,
креативная и эвристическая функции
не реализуются вовсе или
Ценности
национальной культуры, как классической,
так и народной, вытесняются
Любимыми
героями и в определенной степени
образцами для подражания становятся,
по данным опросов, героини так называемых
«мыльных опер» (для девушек) и видеотриллеров
типа Рэмбо (для юношей). Однако вестернизация
культурных интересов имеет и
более широкую сферу
Потребительство
проявляется как в
Выбор
тех или иных культурных ценностей
чаще всего связан с групповыми стереотипами
достаточно жесткого характера (не согласные
с ними легко попадают в разряд
«отверженных»), а также с престижной
иерархией ценностей в
Групповые
стереотипы и престижная иерархия ценностей
обусловлены половой
Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения—наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, между тем как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями. Кроме того, этнокультурная самоидентификация состоит а прежде всего в формировании положительных чувств в отношении к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не в знакомстве и в приобщении к одной, пусть даже самой массовой, конфессии.
Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие.
1.
Молодежь, живет в общем социальном
и культурном пространстве, и
поэтому кризис общества и
его основных институтов не
мог не отразиться на
2.
Кризис института семьи и
3.
Коммерциализация средств
Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.
Наблюдается
тенденция к дегуманизации и
деморализации в содержании искусства,
что проявляется прежде всего
в принижении, деформации и разрушении
образа человека. В частности, это
фиксируется в нарастании сцен и
эпизодов насилия и секса, в усилении
их жестокости, натуралистичности (кинематограф,
театр, рок-музыка, литература, изобразительное
искусство), что противоречит народной
нравственности и оказывает негативное
воздействие на молодежную аудиторию.
Отрицательное влияние на аудиторию
эскалации сцен насилия и секса
в кино, на телевидении и видео
доказывается многочисленными
На
телевизионном экране все чаще также
демонстрируются насилие и
С
социально-психологической
Информация о работе Социология молодежи (Молодежный экстремизм и молодежная субкультура)