Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:44, лекция
При изучении любой науки прежде всего необходимо определить ее предмет – то, что изучает данная наука. Вроде бы, для социологии данный предмет очевиден: общество и закономерности его развития. Но не следует спешить – простота его кажущаяся. Чтобы это постичь, следует сначала ответить на вопрос: что собой представляет само общество как понятие?
Социология как наука: предмет, структура, функции, значение.
При изучении любой науки
Сначала следует расстаться с наивно-натуралистическим пониманием общества как совокупности людей. Если понимать его именно так, то нельзя будет отличить общество китайское от общества американского или российского – ведь везде вроде бы одно и то же множество людей, но общества эти совершенно разные и не похожие друг на друга! Возникает один из основополагающих для социологии вопросов: чем отличается одно общество от другого?
После научных исследований М. Вебера стало окончательно ясно, что первичны именно ценностные начала; все другие, в том числе экономические, политические, институциональные и др., – вторичны, зависимы от ценностных изменений в любом социуме. Общественная жизнь есть, по М. Веберу, сознательная, ценностно-ориентированная деятельность. Поэтому попытки трактовать общество как механизм, систему материальных отношений, складывающихся не зависимо от сознания человека, ровным счетом ничего не дают для постижения истинного смысла общественных явлений. Социум не может быть построен как физический предмет исследования, этому принципиально препятствует «понимающая» специфика социального начала.
Общество, согласно Веберу, нельзя понять ни через объективное его описание, ни путем субъективного чувствования. Методологическим инструментом социального познания служит умышленно построенный самим исследователем теоретический конструкт - идеальный тип. «Идеальные типы», согласно Веберу, - это мыслительные модели, используемые для постижения уже сложившихся структур и элементов общества. Само же «социальное действие» возможно лишь как творческий акт, в котором личность утверждает «смысл» вещей и поступков, синтезирует ценности, делает выбор, соотносит средства и цели, подчёркивает Вебер в работе «Образ общества».
Мир как единство действительности, ценности и деятельности – это в полной мере созвучно идеям современной социологии. И в нашей стране, и за рубежом содержание социологической науки принято рассматривать иерархически и мыслить его состоящим из пяти этажей.
Верхний, пятый, этаж – это целостная научная картина мира, в которую входит в качестве ее необходимого содержания и знание социологического характера. Самый верхний уровень теоретического знания, связанный с научной картиной мира, вообще говоря, не является собственно социологическим. Он образован абстрактными категориями, имеющими универсальное для всех наук значение, - его правильнее относить к философии. Именно философское знание составляет основу любой научной картины мира.
Следующий, четвертый, этаж – уровень макросоциологических теорий. Он означает ориентацию на общий анализ социальных структур, больших социальных групп, слоёв, систем и процессов, в них происходящих. Социальная общность, выступающая объектом макросоциологического анализа, - это человеческая цивилизация в целом и наиболее крупные её образования.
Основные проблемы современной социологии на макроуровне – выживание человечества и кардинальное обновление цивилизации, поднятие её на более высокую ступень развития. Макросоциологический подход не требует детального рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, а нацелен на их глобальный охват. Макросоциологический подход к явлениям связан с общественными мировыми системами и их взаимодействием, с различными типами культур, с социальными институтами и общественными структурами.
К основным макросоциологическим теориям относятся: структурный функционализм и конфликтная социология.
Структурный функционализм в том или ином виде присутствовал во всех социальных теориях всегда, где имелись принципы системного исследования общества. Классиком и разработчиком этого направления принято считать Э. Дюркгейма (1858 – 1917), утверждавшего, что общество есть самостоятельный и сложный социальный феномен, факты которого всегда следует объяснять и выводить из других социальных фактов. Концепция структурного функционализма наиболее полно изложена в работе Дюркгейма «Правила социологического метода» (1885), где автор подчёркивает, что «функцию физиологического организма изучает врач – социолог же должен делать то же самое», в применении к ещё более сложному организму социальному.
Однако выработке концепции социального организма предшествовала работа Дюркгейма «Разделение труда в обществе» (1893), где он провёл различие между механической и органической солидарностью, подчёркивая, что только в небольших обществах, имевших ограниченное разделение труда, люди были связаны механическим коллективным сознанием. В развитом индустриальном обществе на смену механической солидарности может придти только солидарность органическая, базирующаяся на мировоззренческих, аксиологических принципах. В противном случае процесс дисгармоничного развития общества характеризуется аномией, труд является вынужденным и малоэффективным, так как в профессиональной деятельности многие люди искусственно выполняют роли, которым они совершенно не соответствуют.
Впоследствии наиболее полно основы функционализма сформулировали Т. Парсонс и Р. Мертон. Опираясь на достижения математики, кибернетики и др., они предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом.
Толкотт Парсонс разработал свою «теорию социального действия» как некой социальной системы, в которую он включил субъекта действия (агента), цель действия, ситуацию действия, нормативную ориентацию субъекта. Каждое действие в свою очередь взаимосвязано с другими действиями и составляет вместе с ними еще большую социальную систему. Согласно Парсонсу, функционирование общества, его сохранение и устойчивость обусловлены определёнными предпосылками: адаптацией, целедостижением, интеграцией общества, непрерывностью социальной системы. Общество как подобного рода система должна уметь «заботиться о себе» и выполнять эти функциональные задачи.
Во многом в нацеленности на критику структурного функционализма Т. Парсонса создавались современные конфликтные теории в социологии. У истоков теории социального конфликта стоял американский исследователь У. Миллс. Он утверждал, что любой макросоциологический анализ чего-то стоит лишь в том случае, если он касается проблем борьбы за власть между конфликтующими социальными группами. Все макротеории конфликтологического направления рассматривают общество как единое целое, но исходят из того, что в обществе есть группы людей с разными интересами. Из-за существования различных интересов в обществе всегда присутствует потенциал конфликта.
Наиболее целостную трактовку теория социального конфликта получила в работах немецкого социолога Р. Дарендорфа. Этот ученый убеждён, что содержание конфликта связано с отношениями господства и подчинения, с характером власти. Речь идёт о доступе к ресурсам, которые являются средствами достижения социальных целей. Неодинаковый доступ к ресурсам развития влечёт за собой неравенство социальных положений и противоположность интересов. Таким образом, захват дефицитных ресурсов, борьба за лидерство, власть и престиж делают неизбежным социальный конфликт. «Бесполезно, – пишет Р. Дарендорф в «Очерке политики свободы», – пытаться ликвидировать глубинные причины социальных антагонизмов. Можно лишь влиять на течение конфликтов, это открывает возможность для эволюционных изменений в обществе».
Третий этаж социологической науки - частные, или специальные, теории, а также различного уровня конкретные модели социальных процессов и явлений. В отличие от макросоциологии, микросоциология анализирует процессы в отдельных сферах общественной жизни и социальных общностях. Микросоциология исследовательски нацелена на социальное поведение, межличностное общение, мотивацию действий, стимулы групповых и индивидуальных поступков.
Возвращаясь к
целостной характеристике социологии
как системы знаний, важно учитывать,
что между классической социологией
и современной социологией
К примеру,в феноменологической микросоциологической теории австрийского философа О. Шюца решается вопрос о том, как мы понимаем друг друга и как формируется представление об обществе и мире в целом. Индивиды, согласно теории О. Шюца, контактируют с внешней средой с помощью чувств. Однако простого наличия чувств не достаточно для осмысления мира, так как последний предстаёт в виде неупорядоченной массы впечатлений. Поэтому человек организует окружающий мир в явления, а затем классифицирует свой чувственный опыт в виде предметов, обладающих общими характеристиками. Люди воспринимают внешний мир через собственные феноменологические «типизации» окружающего мира. Постепенно создаётся определенный запас знаний, который разделяют все члены общества, что позволяет существовать вместе и общаться, осмысливать и формировать единые социальные действия.
В этнометодологии – еще одной микросоциологической теории - считают, что, вступая во взаимодействие с миром, каждый индивид заранее имеет представление о том, как будет или должно протекать это взаимодействие. Данные представления организуются в согласии с нормами и требованиями, идущими от векового опыта народа (этноса), а вовсе не с задачами рационального поведения людей. Отсюда главный тезис этнометодологии: «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении». Хорошо видна и культуроцентристкая направленность этнометодологии.
Второй этаж социологии представлен эмпирическими исследованиями - сравнительными, крупномасштабными, репрезентативными, соответствующими самым строгим требованиям науки и способствующими приращению нового знания. Основное предназначение эмпирических исследований - не просто собрать и обработать факты, а обеспечить надежную проверку теории, ее верификацию.
Нижний этаж - это прикладные исследования, маломасштабные и нерепрезентативные, призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения. К прикладной социологии относятся все политические опросы, изучение общественного мнения, маркетинговые исследования, управленческое консультирование, деловые игры и ряд других направлений, которые не ориентированы на проверку фундаментальной теории и приращение нового знания. Таким образом, четыре верхних уровня социологического здания представлены фундаментальной социологией, а нижний, пятый, - прикладной.
Эмпирические и прикладные исследования - разные типы социологического анализа, у них и принципиально разные методологии и технологии. Особо следует отметить две отличительные черты, которые позволяют их существенно разграничить.
Приращение новых знаний. Эмпирические исследования, нацеленные на приращение знаний, либо подтверждают, либо опровергают какую-то частную теорию. Прикладные исследования не нацелены на приращение новых знаний, и они используют частные теории, т.е. применяют их к конкретному объекту.
Репрезентативность. Эмпирические исследования обязательно должны быть репрезентативными. У них множество объектов. Прикладное исследование не обязано быть репрезентативным, оно проводится на одном объекте.
Социологическое знание в целом не является гомогенной системой, поскольку в нем присутствуют разные уровни: теоретический и эмпирический, эмпирический и прикладной.
Структура современной социологии – совокупный результат трех основных видов дифференциации:
Возвращаясь к определению
Современная социология имеет не одну, а множество различных трактовок ее предмета. Чаще всего выделяют три основных подхода к предмету социологии, каждый из которых опирается на свое особенное понимание природы социальной реальности.
утверждает, что общество есть реальность особого рода, отличная и не зависимая от реальности составляющих его индивидов. Возникая в результате взаимодействия индивидов как некий продукт данного взаимодействия, общество затем начинает жить уже по своим собственным законам. В итоге оно представляе структуру, гораздо более сложную и содержательно наполненную, чем просто сумма составляющих отдельных индивидов. Данная структура обладает так называемым свойством эмерджентности. Эмерджентность, или «системный эффект», - термин современной теории систем, означающий наличие у какой-либо системы (например, общества) особых свойств, не присущих её подсистемам и блокам, а также сумме элементов. Именно подобная особенная социальность как системное качество и составляет главный предмет социологии, с точки зрения социального реализма.
Информация о работе Социология как наука: предмет, структура, функции, значение