Социология как наука: предмет, структура, функции, значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:44, лекция

Краткое описание

При изучении любой науки прежде всего необходимо определить ее предмет – то, что изучает данная наука. Вроде бы, для социологии данный предмет очевиден: общество и закономерности его развития. Но не следует спешить – простота его кажущаяся. Чтобы это постичь, следует сначала ответить на вопрос: что собой представляет само общество как понятие?

Файлы: 1 файл

Лекции1,2 соц.doc

— 243.50 Кб (Скачать)
  • 2. Социальный   номинализм (Г. Тард),

напротив,  считает, что реальны лишь составляющие общество индивиды, а само  общество  в целом  не  образует   никакой  особой  структуры, поскольку ничего нового по отношению к отдельным  индивидам оно не содержит. Если говорить языком современной теории систем и синергетики, то, согласно второй трактовке социальной реальности, она свойством эмерджентности  принципиально не обладает и представляет собой простую совокупность тех самых свойств, которые имеются только у ее отдельных элементов – индивидов, образующих общество. Тогда получается, что все социологическое фактически сводится к психологическому содержанию, прежде всего к разного рода подражаниям (в форме обычая,  моды).  Социальное как особое психологическое  - интерпсихологическое, - по Тарду, и есть предмет социологии.

  • 3. Третья трактовка предмета социологии (П.Сорокин)

утверждает, что ни социальный реализм, ни социальный номинализм  здесь принципиально  неприемлемы. Общество как  совокупность  взаимодействующих  людей,  отличная от простой суммы невзаимодействующих индивидов, действительно существует, утверждает П. Сорокин. В качестве такой реальности оно имеет  ряд  свойств,  явлений  и  процессов,  которых  нет  и  не может  быть  в  сумме  изолированных  индивидов.  Но, с другой стороны,  вопреки  теперь уже социальному  реализму, общество  существует не «вне» и «независимо» от индивидов, а только  как система  взаимодействующих  единиц,  без  которых  и  вне  которых  оно немыслимо  и  невозможно,  как  невозможно  всякое  явление  без  всех составляющих его элементов.

   Социология, как и любая другая наука, в процессе развития фиксирует наиболее важные результаты  исследования в различных понятиях и категориях, образующих целостную систему. Следует отметить многовариантность понятийных аппаратов современной  социологической науки, где каждая особенная теория или парадигма порождает и свой понятийный аппарат. В этих условиях многими исследователями отмечается: понятийный аппарат социологической науки  «плывет»,  «размывается». Чтобы не допустить негативного развития этих явлений внутри социологии и в учебных целях, необходима тщательная  проработка понятийного аппарата на основе принципа холизма.

   Главное и определяющее понятие социологии - понятие «общество», которое в современной научной литературе  используется, по меньшей мере, в пяти смыслах.

Первая трактовка  этого понятия заключается в том, что общество представляет собой некую  совокупность людей  в качестве  целостного образования (организма, по Г. Спенсеру). Далее этот подход расщепляется на две основных разновидности понимания общества как социальной реальности: социальный реализм и социальный номинализм. Для обозначения общества в этом первом, исходном его значении часто используется термин  «социор»-  сокращение от слов «социально-исторический организм». Итак, первое значение понятия «общество» – это «социор», либо в рамках парадигмы социального реализма,  либо в рамках парадигмы социального номинализма.

   Второе значение слова «общество» - система социально-исторических организмов. Говоря об обществе, нередко имеют в виду не один социально-исторический организм, а целую их группу. Так, существуют не только английское, французское, польское и др. общества, но и об общество Западной Европы, обществе Ближнего Востока и т.п. Системы социо-исторических организмов тоже являются объектами изучения социологов. Следует особо отметить, что соотношение общества во втором смысле - системы социо-исторических организмов - и общества в первом смысле – социо-исторического организма - есть соотношение целого и части.

Третье значение слова «общество» - человеческое общество в целом, все существовавшие и существующие социально-исторические организмы, вместе взятые. Для передачи данного смысла обычно употребляется словосочетание «человеческое общество в целом», а иногда и слово «человечество».

Четвертое значение слова «общество» - общество вообще, безотносительно к каким-либо конкретным формам его существования. Но, как всякое общее, общество реально существует не само по себе, а только через отдельное. Этим отдельным являются  как раз социоры.

Наконец, пятое значение слова «общество» - общество определенного типа. Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации. Когда под обществом понимается общество определенного типа, к слову «общество» добавляется прилагательное, обозначающее его тип, например,«первобытное общество», «феодальное общество», «капиталистическое общество», «традиционное общество», «индустриальное общество», «постиндустриальное общество» и т.п.

На  предыдущем материале нами подчеркивался  принципиально аксиологический  характер социологии как науки, и  вполне закономерно, что среди важнейших  понятий современной социологии  особое место отводится «ценности». Предметный анализ этого понятия представлен в работе известного современного финского  социолога Эркки Аспа «Введение в социологию». Наиболее характерное определение: ценность есть обобщенное и стабильное понятие о том, что является желательным; это — тенденция выбора и критерий постановки целей и оценки результатов действия.

Еще одно важное звено социологического понятийного аппарата - социальная роль: совокупность ожиданий, прав и обязательств, направленных на человека как обладателя определенной социальной позиции. Роль ставит своему исполнителю  вполне определенные  поведенческие пределы. Если поведение, свойственное данной роли, не выходит за эти пределы, то оно удовлетворяет и индивида, и его окружение, т. е. отвечает требуемым нормам. У разных ролей разные пределы  
“дозволенности”. Диапазон этой ролевой свободы может быть больший или меньший, строгость соблюдения “ролевых” правил слабее или сильнее — так называемая дихотомия роли.

Следующие важные понятия современной социологии: социальная позиция и социальный статус. Зачастую их отождествляют, хотя это неверно. Статус определяется общественным мнением об индивиде и оценкой его “со стороны”, т. е. статус - более объективная категория, чем позиция.  Социальный статус, по Э. Гидденсу,  определяет место индивида на ступенях предзаданной социальной системы в ранговом порядке.  М. Вебер отличает классовые слои, страты, от статуса: классовый слой определяется на экономической основе, а статус - через позитивное или негативное социальное (философски же – аксиологическое) оценивание.

Споры о современной  социологии, ее сущности, ее значении для  общества и дальнейшего его развития часто разворачиваются вокруг именно разной оценки понятийного аппарата социологической науки. Особенно показательны в этом отношении так называемые постмодернистские подходы к социологическому знанию. Наступление эры постмодернизма, как правило, связывают с необходимостью поиска новых теоретических ориентиров, которые были бы адекватны особенностям современного этапа развития общества. Что это за особенности?

Чаще  всего  указывается на  постоянно  и быстро меняющуюся динамику социальной  жизни с наметившимися в ней  тенденциями неуклонного роста  явлений аномии, девиации, различного рода социальных патологий, негативных изменений среды обитания, причем настолько масштабных, что они  представляет реальную угрозу физическому, умственному и нравственному состоянию человечества. Это обстоятельство следует подчеркнуть особо: постмодернизм – некая интеллектуальная попытка катастрофическую по своей сути современную обстановку облечь в теоретические  формы. Это осмысление положения края пропасти при  реальном  нахождении самих  теоретиков  на самом  краю пропасти.

Именно  поэтому постмодернизм определяют как систему воззрений, основанную на представлении о том, что в современном обществе начались серьезные, возможно, фундаментальные и катастрофические  изменения, коренным образом отличающиеся от изменений, свойственных предшествующим фазам развития  общества.  Теперь вся социальная практика, согласно  идеям постмодернизма, не более, чем некие «языковые игры», ориентированные на получение эффективной информации при одном принципиальном условии – отрицании ценностей прошлого.

Р. Барт, например,  рассматривает язык в качестве единственного и фундаментального измерения действительности, в том числе и при решении проблем развития общества, власти, насилия. Он утверждает, что изменить язык значит изменить само общество. Лингвистика и семиотика, подчёркивает Р. Барт, смогут наконец-то  вывести нас из тупика, куда постоянно заводят традиционные  социологизм и историзм. Для  социологического постмодернизма естественным оказывается отказ от принципа универсальности исторического развития.  Социальный мир в постмодернизме  теряет черты тотальности, выстроенности, определенности, предсказуемости. Для постмодернистов мир вообще есть некая  неустойчивая совокупность локальных фрагментов, слабо скоординированных друг с другом.

Все это сопровождается радикальным отказом постмодернизма от каких-либо  возможностей  конституирования концептуально-методологических  конструктов (матриц), которые  могли бы претендовать на  роль социологических  программ. В итоге отличительной чертой постмодернизма можно назвать  принципиальный отказ от самой возможности  описания социального мира как некого целого предмета исследования с помощью  научных теорий и идей, претендующих на истинное знание о действительности. На таких воззрениях и на таком «понятийном аппарате» социологии вряд ли можно всерьез строить общественные практики будущего.

Социологии, как и любой науке, присущи свои законы: выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов. Существуют общие и специфические законы. Общие законы социологии — предмет изучения философии. Специфические законы социологии изучаются именно социологией и составляют её основу. Чаще всего выделяют пять категорий социальных законов.

Законы, констатирующие сосуществование  определенных социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление  А, то должно быть и явление Б. Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение занятого в сельском хозяйстве населения.

Законы, устанавливающие  тенденции развития. Они обусловливают изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Изменение характера производительных сил, например, требует изменения отношений производства.

 

Законы, устанавливающие  связь между социальными явлениями (эти законы называют  функциональными). Они выражают связь между основными элементами социального объекта, что определяет характер его функционирования.

Законы, фиксирующие  причинную связь между социальными  явлениями. Важнейшим и необходимым условием социальной интеграции  людей в целостное общество,  например, выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов.

Законы, утверждающие возможность или вероятность  связи между социальными явлениями. Например, уровень количества разводов в различных странах повышается и колеблется вместе с экономическими циклами.

Ещё один важный вопрос социологии как науки - характеристика  ее функций  для современного общества. Основная  из  всех  функций социологии, как и в любой другой науке, - теоретико-познавательная, критическая. Социология дифференцированно подходит к действительности: с одной стороны, показывает, что можно и нужно сохранить, развить, а с другой - выявляет то, что требует радикальных преобразований.  В силу реализации этой функции происходит  постепенное накопление социологических знаний, их систематизация, проверка истинности   в реальной практике общества. Элемент главной функции -  описательная функция социологии: систематизация, отражение исследований в виде аналитических статей, различного рода научных отчетов, книг и т.п. Эти материалы  позволяют социологии не только познавать социальную реальность,  но и вносить в нее изменения.

Прогностическая функция социологии - это обоснованное производство различных  социальных прогнозов в опоре на социологическое знание. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Прогноз опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора — сложный вид научного исследования.  Следует особо отметить, что прогноз носит приблизительный, вероятностный характер.

Суть следующей функции социологии -  преобразовательной  - состоит в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений.  Самая большая беда  в реализации этой функции в нашей стране состоит в  следующем: имеется достаточно большой разрыв между научно обоснованными рекомендациями социологов и других экспертов  и реальной практикой политического и хозяйственного управления  страной и  ее отдельными территориальными и отраслевыми элементам со стороны власть имущих.

Информационная  функция социологии представляет  собой сбор, систематизацию и накопление информации, полученной в результате научных исследований. Социологическая информация - самый оперативный вид социальной информации. Она должна быть достоянием всего населения страны, поскольку выполняет координирующую, направляющую и в какой-то мере  даже нормирующую функцию в обществе.

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что она способствует формированию у людей целостного мировоззрения в отношении социальной реальности как весомой части всего окружающего человека мира.

  • Лекции № 3,4. 
    Социальные институты, социальные организации.

Вся человеческая жизнь -  как в филогенезе, так и в онтогенезе – упорядочена  и носит институциональный характер. Средством упорядоченности, начиная от первобытных табу и кончая современными конституциями, выступают социальные нормы, правила, законы и ценности, а формой выражения – социальные институты. Примерами таких институтов могут служить государство, семья, церковь, экономические институты и др. Социальный институт (от лат. institutum – устройство, установление) можно определить как устойчивую форму жизни больших масс людей, упорядочивающую и организовывающую их деятельность на основе стандартизированных моделей поведения. Одной из его важнейших функций является создание комплекса правил и норм, которые призваны регулировать различные виды человеческой деятельности посредством организации их в систему социальных статусов и ролей.

Информация о работе Социология как наука: предмет, структура, функции, значение