Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:44, лекция
При изучении любой науки прежде всего необходимо определить ее предмет – то, что изучает данная наука. Вроде бы, для социологии данный предмет очевиден: общество и закономерности его развития. Но не следует спешить – простота его кажущаяся. Чтобы это постичь, следует сначала ответить на вопрос: что собой представляет само общество как понятие?
бюрократия снижает (хотя и не устраняет полностью) возможность получения должностей на основе личных предпочтений, ибо опирается на компетенцию, профессионализм, конкурсы и тестирования.
Наряду с достоинствами бюрократия в ее реальном функционировании (в отличие от «идеального типа») порождает целый ряд отрицательных моментов такой организации. Недостатки бюрократии являются во многом продолжением, оборотной стороной ее достоинств, поистине «всему дана двойная мера».
* Требование занятости в течение всего рабочего дня может повлечь за собой то, о чем говорил известный сатирик К.Н. Паркинсон в своем «Законе Паркинсона»: у чиновников объем работы разрастается так, чтобы заполнить время, отведенное для ее выполнения. Бюрократия увеличивается не потому, что появляется необходимость в новых функциях, но потому что чиновникам надо заполнить свободное время, которое у них имеется, а они должны выглядеть занятыми. Для этого создаются проблемы «на ровном месте», а вместе с этим и новые инструкции, положения, бюрократические «инновации».
Многие социологи после Вебера обращали внимание и на другие ограничения бюрократии:
Все названные недостатки бюрократии носят универсальный характер. Имеют место они и в нашей стране, причем проявляются здесь весьма наглядно и в резкой форме. Как показывают социологические исследования, большая часть рабочего дня в наших офисах тратится впустую. Исследования, проведенные во время кризиса, показали, что в тех офисах, где была уволена половина сотрудников, прохождение документов ускорилось, а качество и производительность труда возросли. Кроме того, следует отметить непомерно быстрые темпы роста армии чиновников. В 1995 году их было около миллиона, в 2003 г. – 1,3 млн., в 2010 г. их насчитывается почти 2 млн. человек. Однако основной бич нашей бюрократии – это коррупция на всех этажах власти и в самых различных организациях. По подсчетам социологов, «взяткоемкость» ежегодно возрастает у нас на 20-30%.
Естественные науки изучают человека как природное существо, социальные – как общественное. Изучение человека в XX веке пошло, в целом, по пути фрагментации знаний о человеке. Возникло множество антропологий: историческая, политическая, религиозная, культурная, социальная, философская и т.д. Научно аргументированного синтетического представления о человеке в единстве его разнообразных проявлений сегодня не существует: «Единой идеи человека у нас нет. Специальные науки, занимающиеся человеком, все возрастающие в своем числе, скорее, скрывают сущность человека, чем раскрывают ее», - отмечает М. Шелер в работе «Положение человека в космосе». Данное обстоятельство не свидетельствует о незрелости, отсталости наук о человеке - скорее другое.
В человеке есть нечто закрытое, принципиально недоступное для науки с ее объективными методами исследования. Человек не умещается в границы научного знания. Он больше того, что знает о себе или может знать. Современная социология склоняется к позиции, что самое главное – это изучение поступков человека, его взаимодействий с другими людьми с высоты его ценностных смыслов. Каковы побудительные мотивы деятельности личности, что детерминирует ее благородные и низкие поступки, какие силы говорят ему: «Вперёд»?
Исторически понимание личности как социального явления было обосновано К. Марксом, который делал акцент не на абстрактной природе личности, а на её социальных качествах.
Современная социология опирается на достижения всех наук в области исследования феномена человека. Однако ее интересует прежде всего личность как социально-типическое выражение и индивидуальное воплощение качеств, наиболее значимых в обществе. Человек выступает одновременно и как субъект, и как объект социальной жизни. Разговор о личности необходимо начать с таких сопряженных понятий, как «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
Человек – социально-природное существо. Он выделился из естественного мира и обрел черты, особенности как существо общественное, мыслящее, духовное, творческое. Это родовое понятие, выражающее общие черты, присущие человеческому роду.
Индивид – характеристика единичного человека в его особенном измерении, как отдельного представителя человеческого рода или социальной группы. Как биосоциальное существо он имеет как типические, так и особенные черты, но вместе с тем концентрирует в себе некоторые общие черты, присущие всему человеческому.
Индивидуальность выражает уникальность, неповторимость, присущие данному человеку, отличающие его от всех других. Такие индивидуальные особенности обусловлены и наследственностью, и прижизненным влиянием окружающей среды. Это сплав врожденных и приобретенных черт: темперамента, психологии, манеры и стиля исполнения социальных ролей, предпочтений, интересов и т.п.
Личность – это самое сложное определение человека, обозначающее как чисто индивидуальные черты, так и включенность его в систему социальных отношений и институтов. Организацию личности можно представить в виде четырёх уровней:
1. референтная группа значений (совокупность жизненных примеров);
2. личностный конструкт (система оценок);
3. «я»-концепция (замысел о себе, идеалы);
4. воля.
Между
особенностями человека как индивида
и его личностью имеется
Разработанная русским социологом Питиримом Сорокиным в «Системе социологии» теоретическая модель личности отражает подходы многих ученых.
* В-третьих, значение этих групп для личности неодинаково. Есть группа, с которой индивид чувствует себя связанным более тесно; именно там он черпает нормы, ценности, установки своего поведения. Личность в одно и то же время целостна и мозаична. Она распадается на ряд «Я», часто противоположных друг другу.
В качестве примера П.Сорокин приводит личность вождя французской революции Робеспьера. Сердобольный, мягкий, простой в общении, сентиментальный в домашней обстановке, он на заседаниях конвента резок и жесток, требует казни жирондистов, Дантона, Гебера и Демулена. «Перед нами два различных человека, коренным образом несходные друг с другом. Перед нами два различные «Я», заключенные в один организм». (П. А. Сорокин. «Система социологии».)
Положение человека в обществе в социологии обозначается понятием «социальный статус». Статус – это определенная ниша человека в общественной иерархии, обусловленная его происхождением, профессией, возрастом, полом, семейным положением. В развитом и нормально функционирующем обществе система статусов ценностно определена и жёстко фиксирована. Различают прирожденные или предписанные статусы (возраст, пол, социальное происхождение, национальность, место рождения) и приобретаемые, достигаемые, зависящие от реальных действий личности в конкретной области ее жизни (образование, квалификация, служебное положение и т.п.).
Также статусы могут быть форма
Социальную роль можно определить как ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек. Если статус – это сами функции, права и обязанности, то социальная роль – это поведение, типичное для людей данного статуса в данном обществе.
Социализация – процесс формирования личности под воздействием социальной среды. В ходе социализации, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные задатки, а с другой – общество через воспитание, образование, приобщение индивида к культуре, трансформирует их в социально значимые свойства личности.
Понятие «социализация» было введено в научный оборот американским социологом Ф. Гидденсом и французскими социопсихологами в конце прошлого века.
Основные институты социализации – семья, школа, работа призваны обеспечить гармоничное вхождение индивида в социальную среду и помочь ему освоить определенные общественные роли. Хотя в целом социализация начинается с первых дней жизни. Уже в 3-4 года ребенок через семью, ближайшее окружение, книги, фильмы, средства массовой информации приобретает первые сведения о социальной жизни. Затем начинает свое воздействие школа. В ходе обучения и во время неформального общения со сверстниками человек не только накапливает знания о социальной жизни, но и вырабатывает отношение к ним. Первые годы после окончания школы – это годы самостоятельного выбора профессии, системы ценностей, партнера по браку. Данный период называют периодом «ролевого моратория».
Беря
истоки в самом начальном времени
жизни, первый этап социализации
заканчивается к периоду гражданской
зрелости, человека. Вторичная социализация,
или ресоциализация, означает своеобразную
перестройку личности уже в период ее
социальной зрелости. До недавнего времени
некоторые исследователи ставили под
сомнение необходимость выделения этапа
ресоциализации, полагая, что социализация
может происходить только в раннем и юношеском
возрасте. И все же вторичная социализация
неизбежна и обусловлена, по крайней мере,
двумя существенными обстоятельствами:
в
стабильно функционирующем
в экстремальных условиях развития общества, в периоды резких социально-экономических и политических потрясений, общественная структура подвергается коренной ломке, что становится жизненной драмой для многих.
Ресоциализация для них – не просто овладение новой профессией. Это переход на новую социальную позицию, усвоение новой идеологии, новых правил экономической игры, новых политических установок.
Весь жизненный путь личности – не просто последовательная смена образов жизни, стилей поведения и восприятия. Это непрекращающийся процесс социализации. В свое время Джованни Пико Делла Мирандолла подметил: человек тем и отличается от богов и животных, уже застывших в своих формах, что имеет возможность неограниченного развития.
Информация о работе Социология как наука: предмет, структура, функции, значение