Социология – как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 09:55, контрольная работа

Краткое описание

Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………
1. Социология – как наука…………………
2. Основные этапы развития социологии………………..
3. Становление и развитие социологии в России……………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….

Файлы: 1 файл

готово.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

Социальная функция – это установление связи между институтом и определенной им потребностью общества как целого. Функция представляет собой вклад социального института в стабильное функционирование общества.

Другим элементом социальной теории Дюркгейма, объединяющим ее с концепцией Конта, является учение о согласии и солидарности как основополагающих принципах общественного устройства.

В одно время с Дюркгеймом жил и другой видный теоретик социологической мысли – М. Вебер (1864–1920 гг.). Однако его взгляды на общество значительно отличались от французского мыслителя.

Если последний безраздельно отдавал приоритет обществу, то Вебер полагал, что только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием, термин «коллективное сознание» – скорее метафора, нежели точное понятие. Общество состоит из совокупности действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных, а не общественных целей, так как конкретную цель достичь всегда быстрее и для этого требуется меньше затрат. Для достижения индивидуальных целей люди объединяются в группы.

Инструментом социологического познания для Вебера является идеальный тип. Идеальный тип – это мыслительная логическая конструкция, создаваемая исследователем.

Они служат основой понимания человеческих действий и исторических событий. Общество как раз и является таким идеальным типом. Оно предназначено для того, чтобы одним термином обозначить огромную совокупность социальных институтов и связей. Другим методом исследования для Вебера является поиск мотивов человеческого поведения.

Именно он впервые ввел этот метод в разряд социологических и четко разработал механизм его применения. Так, чтобы понять мотивацию человеческого действия, исследователю необходимо поставить себя на место этого человека. Знание всей цепочки событий и того, как поступает большинство людей в определенных случаях, позволяет исследователю определить, какие именно мотивы руководили человеком при совершении им конкретного социального действия.

Только в совокупности с ним социальная статистика может стать ядром методологической базы социологии. Именно метод исследования мотивов человеческой деятельности лег в основу теории социального действия.

В рамках этой теории Вебер выделил четыре его типа: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное.

Важным элементом социального учения Вебера является также теория о ценностях. Ценности – это какое-либо утверждение, которое связано с нравственной, политической или какой-либо другой оценкой.

Вебер разработал теории идеальной бюрократии, которая, по мнению мыслителя, должна обладать следующими характеристиками:

1) разделение труда и специализация;

2) четко определенная иерархия власти;

3) высокая формализация;

4) внеличностный характер;

5) планирование карьеры;

6) разделение организационной и личной жизни членов организации;

7) дисциплина.

Социология марксизма

Совсем другой, нежели Конт, подход к пониманию общества выдвинул родоначальник марксизма Карл Маркс (1818–1883 гг.). Он совместно с Ф. Энгельсом (1820–1895 гг.) предложил материалистическую теорию объяснения общества и общественной жизни.

При этом они также исходили в создании своей социологической теории из позитивистских установок, ориентированных на рассмотрение социальных явлений по аналогии с природными.

Материалистическая марксистская теория общества основывалась на ряде основополагающих принципов:

1) принцип определения общественным бытием общественного сознания, что является главным признаком материализма марксисткой социологии;

2) принцип закономерности общественного развития, признание которого свидетельствует о наличии в обществе определенных связей и отношений между процессами и явлениями;

3) принцип детерминизма, признания причинно-следственных связей между различными социальными явлениями – изменение общественной жизни под влиянием смены средств производства;

4) принцип определения всех социальных явлений экономическими явлениями;

5) принцип приоритетности материальных общественных отношений перед идеологическими;

6) принцип поступательного прогрессивного общественного развития, который реализуется через учение о смене общественно-экономических формаций (в естественных науках это определенные структуры, связанные единством условий образования, сходством состава, взаимозависимостью элементов), основой которых является способ производства, т. е. определенный уровень развития производительных сил и соответствующий ему уровень производственных отношений;

7) принцип естественно - исторического характера развития общества, в котором нашли отражение две противоположные тенденции: закономерность процесса развития общества, с одной стороны, и его зависимость от деятельности людей – с другой;

8) принцип воплощения в человеческой личности социальных качеств, определяющихся совокупностью общественных отношений;

9) принцип согласования эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи», т. е. невозможность абстрагирования научных данных от субъективных установок исследователя. Сами создатели марксистской социологии не раз признавались, что она по своему характеру была очень принципиально политически и идеологически направлена на выражение интересов рабочего класса.

Другим немаловажным элементом марксизма было учение о социальной революции. По мнению Маркса, переход от одной формации к другой возможен только через революцию, так как невозможно устранить недостатки общественно-экономической формации путем ее преобразования.

Учение о социальной революции в марксистской социологии носило не только теоретический, но и практический характер. Так, она была тесно связана с революционной практикой.

Несомненной заслугой марксистской социологии является разработка в ее рамках ряда основных категорий науки: «собственность», «класс», «государство», «общественное сознание», «личность» и т. д. Кроме того, Маркс и Энгельс разработали значительный эмпирический и теоретический материал в исследовании современного им общества, применив к его исследованию системный анализ.

В дальнейшем марксистскую социологию более или менее последовательно и успешно развивали многочисленные ученики и последователи Маркса и Энгельса: в Германии – Ф. Меринг, К. Каутский и др., в России – Г. В. Плеханов, В. И. Ленин и др., в Италии – А. Лабриола, А. Грамши и др. Теоретическое и методологическое значения марксистской социологии сохраняются по сей день.

«Формальная» школа социологии Г. Зиммеля, Ф. Тенниса и В. Парето

Первым представителем «формальной» школы социологии считается Г. Зиммель (1858–1918 гг.). Название данной школы было дано именно по работам этого немецкого исследователя, который предлагал изучать «чистую форму», фиксирующую в социальных явлениях самые устойчивые, универсальные черты, а не эмпирически многообразные, преходящие. Определение понятия «чистая форма», тесно связанного с понятием «содержание», возможно через раскрытие тех задач, которые, по мнению Зиммеля, она должна выполнять.

Их можно выделить три:

1) соотносит друг с другом несколько содержаний таким образом, что содержания эти образуют единство;

2) обретая форму, эти содержания отделяются от других содержаний;

3) форма структурирует содержания, которые она взаимно соотносит друг с другом.

Таким образом, нетрудно заметить, что зиммелевская «чистая форма» тесно связана с веберовским идеальным типом – и то и другое выступают инструментом познания общества и методом социологии.

Другая связь между теориями Зиммеля и Вебера – это приоритет в них человеческого фактора, однако они используют для этого различные методы.

Так, использование Зиммелем понятия «чистой формы» позволяет социологу исключить из процесса исследования человеческих поступков иррациональные факторы: чувства, эмоции и желания.

Другая категория, введенная Зиммелем в научный оборот, – социальный тип.

Социальный тип – это совокупность сущностных качеств человека, которые становятся для него характерными с силу его включения в определенного рода отношения.

Свою типологию социальности предложил и другой немецкий социолог Ф. Теннис (1855–1936 гг.).

Согласно этой типологии можно выделить два вида человеческих связей: сообщество (община), где господствует непосредственно личные и родственные отношения, и общество, где преобладают формальные институты.

Согласно мнению социолога каждая социальная организация объединяет в себе качества как общины, так и общества, поэтому именно эти категории становятся критериями классификации социальных форм.

 

 

 

Теннис выделял три таких социальные формы:

1) социальные отношения – социальные формы, которые обуславливаются возможностью возникновения на их основе взаимных прав и обязанностей участников и имеют объективный характер;

2) социальные группы – социальные формы, возникающие на основе социальных отношений и характеризующиеся сознательным объединением индивидов для достижения определенной цели;

3) корпорации – социальная форма, обладающая четкой внутренней организацией.

Другим основным компонентом социологической концепции Тенниса было учение о социальных нормах. Социолог также классифицировал их на три категории:

1) нормы социального порядка – нормы, основанные на общем согласии или конвенции;

2) правовые нормы – нормы, определяющиеся нормативной силой фактов;

3) нормы морали – нормы, устанавливаемые религией или общественным мнением.

Другой представитель формальной социологи В. Парето (1848–1923 гг.) рассматривал общество как систему, постоянно находящуюся в состоянии постепенного нарушения и восстановления равновесия. Вторым основополагающим звеном социологической концепции исследователя стала эмоциональная сфера человека, рассматриваемая автором как основа социальной системы.

Исходя из этого, Парето разработал теорию остатков, которые исследователь разделяет на два класса. Первый класс – это остатки «инстинкта комбинаций». Остатки этого класса лежат в основе всех социальных изменений и им соответствует психологическая склонность человека к комбинированию различных вещей. Второй класс включает остатки «постоянства агрегатов», выражающие тенденцию поддерживать и сохранять однажды сформировавшиеся связи.

Именно противостояние этих типов остатков является причиной борьбы тенденций к сохранению и изменению общественной жизни.

Другим феноменом общественной жизни, изученным Парето, стала элита. Сам мыслитель определил ее как избранную часть населения, принимающую участие в управлении обществом. Парето указывал, что элита не является постоянной и в обществе происходит процесс ее смены – круговорот элит.

Круговорот элит – это процесс взаимодействия между членами гетерогенного общества, в результате которого происходит изменение состава избранной части населения путем вхождения в нее членов из низшей системы общества, которые соответствуют двум основным требованиям к элите: умению убеждать и умению применять силу там, где это необходимо. Механизмом, посредством которого происходит обновление правящей элиты в мирное время, является социальная мобильность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     Становление и развитие социологии в России

  

Социология в ее позитивистском варианте в Россию пришла с Запада, но быстро стала принимать собственные оригинальные формы и развиваться в соответствии с отечественными социокультурными традициями и политическими условиями. За период с конца 60-х г. XIX в. до середины 20-х г. XX в.( до того момента, с которого началось формирование марксистской социологии) российская социология достигла уровня теоретико-методологической оформленности и интеграции, а также высокого уровня эмпирических исследований и успешной институционализации (т.е. организации преподавания и научной работы). Возникновение социологии в России определялось в первую очередь капиталистическим путем развития, на который Россия медленно, но неотвратимо вступала после реформы 1861 г. Этот хронологический рубеж и следует считать началом социологии в России. Гносеологической причиной оформления отечественной социологии явилась потребность в междисциплинарном методологическом осмыслении данных конкретных социальных наук (истории, социальной статистики и др.) Позитивистская социология, утверждавшая объективистские критерии анализа социальных явлений, стала подходящей методологической базой для такого осмысления. 

    Первый этап, который в своем развитии прошла российская социология (конец 60-х – конец 80-х гг.ХIХ в.), характеризовался своеобразным исследовательским азартом и отсутствием окончательной разработанности, критериев научности знания. Широкое распространение получил натурализм, пытавшийся решать все социальные вопросы, опираясь на биологию. 
    Господствующей методологией на этой стадии, безусловно, был позитивизм, который выступал в виде следующих подходов: органицизм (П.Ф. Лилиенфельд, А.И Стронин и др.), географическая школа (Л.И. Мечников и др.), субъективная школа (П. Лавров, Н. Михайловский, С. Южаков и др.); психологическая социология (Е.В. де Роберти, Н.И. Кареев); генетическая социология М.М. Ковалевского; историческая социология (В.О. Ключевский). Особняком стояла органицистская концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, которая получила широкое признание лишь в начале XX в. 
    Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1885) – создатель первой в истории социологии антиэволюционистской модели общественного прогресса на основе идей органицизма и биологизма. Фундаментальной особенностью предложенной им схемы развития общества является отрицание фактов взаимодействия и взаимного влияния народов в ходе истории и абсолютизация уникальности неповторимой внутренней ценности различных культур.   В качестве методологического подхода он предлагал "естественную" систему группировки исторических событий, учитывающую многообразие человеческой истории, исходя из определенных типов ее развития, тогда как временная классификация (по степеням и фазам изменения культуры) объявляется второстепенной.

    Петр Лаврович Лавров (1823 – 1900) стоял у истоков субъективного направления. Личность и ее положение – ключ к пониманию его системы. Именно индивид является единственной реальной движущей силой общества. Социология занимается исследованием форм солидарности между сознательными органическими особями, генезиса и истории этих форм. 
    Николай Константинович Михайловский (1842 – 1904) стал продолжателем применения в социологии "субъективного метода". Социология имеет дело с явлениями, имеющими цель, в отличие от явлений природы. Следовательно, социолог не может относиться к этим явлениям беспристрастно, он всегда привносит свою субъективную оценку, связанную с этическими нормами, критериями и отношением к "идеалу", справедливости. 

    Ролью индивида в истории и разработкой идеи общественного прогресса в духе субъективистской социологии занимался также Николай Иванович Кареев (1850-1931). 
        Второй этап (1890-е-1900-е гг.) можно назвать стадией "теоретико-методологической критики". В этот период шла интенсивная критика всех уже сложившихся теорий и оживленная полемика между социологическими школами, подвергался резкой критике натурализм, складывался антипозитивистский ценностный подход. 
    Лидером антипозитивизма выступило неокантианство (А.С. Лаппо-Данилевский, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, В.М. Хвостов, Л.И. Петражицкий и другие). Идеи неокантианства пришли на российскую почву из Германии, где немецкие философы и социологи, обратившись к идеям немецкого философа И. Канта, стали подчеркивать методологическое различие "наук о духе" и "наук о природе", т. е. подняли вопрос об особенностях методологии гуманитарных наук, имеющих дело с реальностью особого рода – культурой, сферой ценностей. Их главной методологической процедурой объявлялось "понимание" субъективного, ценностного смысла социальных процессов. В неокантианском ключе интерпретировали учение К. Маркса "легальные марксисты" (П.Б. Струве, С.Н. Булгаков и др.). Однако в начале ХХ в. многие из них перешли на позиции религиозной философии. 
    Ортодоксальную марксистскую социальную теорию применительно к особенностям России разрабатывали Г.В. Плеханов (1856 – 1918) и В. И. Ленин (1870 – 1924).     

Третий этап (20-е – первая половина 30-х гг.) В первые годы советской власти и в области социологической теоретической мысли и в сфере институционализации социологии происходили интенсивные позитивные изменения. Продолжали работу такие известные представители немарксистской социологии, как П.А. Сорокин, Н.К. Кареев и др. Одновременно с этим всё сильнее становилось влияние новой, энергично развивающейся марксистской социологической парадигмы, которая была нацелена на утверждение только собственных теоретических представлений и разрыв с прежними достижениями отечественной социологической мысли. Важную роль в становлении нового социального мышления сыграли работы П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, а также Г.В. Плеханова, которые с различных теоретических позиций сделали попытку связать социологию с социализмом, с революционным изменением российского общества. 

 Помимо теоретических дискуссий в этот период осуществлялись и серьезные разработки в области конкретных социологических исследований. Это, в первую очередь, исследования одного из пионеров социальной инженерии С.Г. Струмилина, связанные с изучением внерабочего времени, влияния культуры и образования на производительность общественного труда, В.И. Тодоровского по проблемам социальных изменений, Е.О. Кабо по изучению домашнего быта рабочего класса, А.В. Чаянова в области аграрной социологии и др.

    Четвертый этап (середина 30-х – вторая половина 50-х гг.). Формирование в стране авторитарного режима и административно-приказной системы управления всеми сферами жизни общества и связанное с этим ужесточение идеологического и политического контроля вело к постепенному подавлению и фактическому запрету любых немарксистских социологических направлений и разработок. 
    Роковую роль для развития социологии в России сыграло "вторжение" Сталина в философию. В разделе "О диалектическом и историческом материализме", написанном им для краткого курса "История всесоюзной коммунистической партии большевиков" (1938), целая область социального значения – исторический материализм – была "возвращена" в лоно философского знания. Это выдвинутое Сталиным теоретическое обоснование упразднения социологии как самостоятельной науки было канонизировано и с этих пор теория и понятийный аппарат социологии стали рассматриваться только на философском уровне. Социологические методы конкретного исследования общества были изъяты из обращения. На конкретное, свободное от апологетики социализма изучение явлений жизни был наложен строжайший запрет. Фактически были прекращены все фундаментальные и прикладные исследования, а сама социология объявлена буржуазной лженаукой. Из научного обихода было изъято даже само слова "социология". 
    Пятый этап (конец 50-х – первая половина 80-х гг.). Вынужденный перерыв в развитии социологической мысли продолжался до конца 50-х гг. Постепенно стали возобновляться дискуссии о статусе социологии как науки. Однако это оживление социологических исследований встречало сопротивление со стороны ортодоксального крыла философов-марксистов, которые отстаивали прежнее догматическое представление об отождествлении исторического материализма с социологией. Господствующей продолжала оставаться точка зрения, которая утверждала, что исторический материализм, будучи теорией общественного развития, выполняет общеметодологическую функцию. 

        Шестой этап (вторая половина 80-х – до наст. вр.) Запрет на теоретические социологические исследования был снят только после XXVII съезда КПСС. Социология вновь была восстановлена в "гражданских" правах науки об обществе и был открыт путь теоретико-методологическому плюрализму в социологических исследованиях. 
    Среди авторов, чьи работы способствовали восстановлению социологии в СССР, можно назвать А.Г. Здравомыслова, И.С. Кона, Ю.А. Леваду, Г.В. Осипова, А.Г. Харчева, В.А. Ядова, Т.И. Заславскую и др. 
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социология одна  из  наук,  без  которой  не  может  функционировать  и

развиваться современное общество. Подчеркивая это, П. Сорокин в  свое  время

писал: "Благодаря нашему невежеству в области социальных явлений мы  до  сих пор не умеем бороться с бедствиями, берущими  начало  в  общественной  жизни людей... Только тогда, когда мы  хорошо  изучим  общественную  жизнь  людей, когда познаем законы, которым она следует, только тогда  можно  рассчитывать на успех в борьбе с общественными бедствиями" живущих людей.

    Роль  социологического  знания,  опирающегося  на  конкретные  факты  и

исследования  и   являющегося   основой   целостного   социального   знания,

возрастает по мере роста значимости социальной сферы  общества,  становления идеологии и  практики  социального  государства,  социально  ориентированной экономики и социальной политики. Состояние социологического  знания  и,  еще шире, социального мышления зависит от  двух  взаимосвязанных  факторов.  Во- первых, от системы  образования,  подготовки  кадров,  во-вторых,  от  роста "знания вглубь" (П. Сорокин), то есть развитости научных исследований.

    Итак, завершаю краткий  анализ  длительного  исторического  пути,  по

которому шло становление и развитие науки об обществе. Из множества  идей  и концепций, выдвинутых выдающимися  мыслителями  различных  эпох,  постепенно формировалась эта наука как ответ  на  объективные  потребности  социального развития.

    Социология — не застывшая  наука.  На  каждом  новом  этапе  социальных преобразований она черпает из  реальности  новые  социальные  факты,  научно обобщает  их  и  дает  возможность  представить  перспективу   общественного развития.

    Это говорит о том, что развитие социологической мысли не  будет  стоять

на  месте.  Социология  будет  существовать  столько   же,   сколько   будет

существовать сам человек.

 

 

 

Информация о работе Социология – как наука