Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:05, доклад
Социология, говорил Роберт Мертон, является совершенно новой наукой с «очень древним предметом исследования». Философы, теологи, писатели и художники очень много рассказали нам о человеческих отношениях. Но до тех пор, пока не появился научный метод исследования, не было науки об обществе. Огюст Конт (1798— 1857) был первым, кто понял это и присвоил имя «социология» научному исследованию общества.
Социология как наука
Социология, говорил Роберт Мертон, является совершенно новой наукой с «очень древним предметом исследования». Философы, теологи, писатели и художники очень много рассказали нам о человеческих отношениях. Но до тех пор, пока не появился научный метод исследования, не было науки об обществе. Огюст Конт (1798— 1857) был первым, кто понял это и присвоил имя «социология» научному исследованию общества.
В социологии давно ведутся споры о том, в какой степени или в каком смысле социология может быть наукой. Общепринятое определение науки связано с представлением о том, что она должна иметь определенные цели и использовать определенные методы их достижения. С точки зрения ее более фундаментальных задач, наука нацелена на теоретическое причинное объяснение закономерностей природного мира. Наука пытается вырабатывать теории, в рамках которых в свою очередь генерируются проверяемые гипотезы. Теории, обобщения или даже законы, выдержав процесс, проверки, получают все более широкое признание и отвергаются только в тот момент, когда оказывается, что они логически непоследовательны, или когда накапливаются противоречащие им данные. Одним из наиболее важных способов получения имеющих значение с точки зрения теории данных является эксперимент, который может быть повторяемым и который часто связан с попытками приведения переменных к количественным параметрам (квантификации), использованием техники измерения и применением математических и статистических методов анализа полученных результатов.
Многие социологи (часто называемые позитивистами) полагают, что их наука отвечает многим из перечисленных требований. Они стремятся к причинному объяснению явлений социального мира посредством соотнесения теории с эмпирическими данными, которые часто кванти-фицируются. Некоторые из них даже говорят о том, что определенные виды причинного моделирования можно приравнять к эксперименту. Однако в этой связи следует от-
Социология
12
метить, что на практике даже естественные науки не вполне соответствуют данной схеме: например, зачастую трудно повторить эксперимент в его первоначальной форме, а некоторые отрасли науки (такие как теория эволюции в биологии) вообще не прибегают к экспериментам в строгом смысле слова. Впрочем, даже социологи-позитивисты признают, что социология не может соответствовать статусу науки полностью — слишком трудно исследовать социальное поведение так, чтобы при этом точно контролировать переменные и быть в состоянии повторить эксперимент.
Вместе с тем указывают и
на более серьезные основания не считать социологию
подобием естественных наук с некоторыми
относительно незначительными оговорками.
В сущности, эти возражения могут быть
сведены к двум доводам. Во-первых,
нельзя изучать людей наподобие объектов
природного мира, поскольку помимо всего
прочего человеческие существа обладают
способностью мыслить и наделять смыслом
окружающий их мир. С этой точки зрения
социологи не в состоянии создавать теории, предоставляющие
причинное объяснение социального поведения.
В социологии единственно возможными
являются теории, обеспечивающие понимание
социальных явлений (возможно, посредством
операции, называемой Verstehen1). Крайняя в этом
смысле точка зрения представлена П. Уинчем
(Winch P., 1958), который утверждает, что социальное
поведение следует рассматривать исходя
не из постоянства причинно-следственных
отношений, а из следования людей определенным
правилам, т. е. социологи должны не объяснять причины,
а выявлять правила. Второй аргумент против
позитивистского взгляда на социологию
заключается в том, что в отличие от естествознания
знание социологическое не может быть
отделено от оценочных суждений о социальном
поведении. Объективное исследование общества
невозможно, потому что социологи сами являются
членами того общества, которое они
изучают; рассмотрение социальной реальности
воз
-
можно лишь в том виде, в каком она предстает, пройдя сквозь фильтр оценочных суждений.
Часто говорится о том, что целью научного исследования (в том числе социологического), является объективное знание, свободное от пристрастий и предубеждений. Однако мнения на этот счет расходятся: одни полагают, что объективность в социологии возможна, другие утверждают обратное. В защиту того положения, что социология не является объективной, выдвигаются пять доводов различного характера:
В связи со всеми приведенными доводами (или в связи с некоторыми из них) иногда утверждается, что объективность не всегда желательна и что социологу следует быть критичным и стремиться поддерживать определенные ценности.