Социологическое исследование «Образ хорошего начальника»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования - образ руководителя и эффективность деятельности группы. Образ руководителя в данном случае может быть охарактеризован как совокупность личностных и поведенческих характеристик, используемых подчиненными при описании руководителя.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

- изучить теоретические основы изучение образа хорошего начальника;

- рассмотреть «Образ хорошего начальника» как предмет социологических исследований;

- изучить социологическое исследование «Образ хорошего начальника».

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучение образа хорошего начальника 5
1.1. Изучение личности руководителя 5
1.2. Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными 11
Глава 2. «Образ хорошего начальника» как предмет социологических исследований 16
2.1. Социально-демографические характеристики руководителя как фактор восприятия его подчинёнными 16
2.2. Особенности «Образа хорошего начальника» в 2000-е гг. в Российской Федерации 19
Глава 3. Социологическое исследование «Образ хорошего начальника» 25
3.1. Программа социологического исследования 25
3.2. Анализ полученных данных 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

Образ хорошего начальника.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

Содержание 

 

Введение

 

     Роль  и значение руководителя значительно возросли в настоящее время. Многообразие форм собственности, конкуренция между ними, ускоренное развитие рыночных отношений требуют особо тонкого, умелого управления. В условиях ожесточённой конкуренции, когда ошибка в решении может привести к банкротству фирмы, личность, способная возглавить управление, рассматривается как гарантия успеха фирмы. Исследования характерных индивидуально психологических черт личности руководителя предполагает определение средств и методов подбора профессионально грамотных, сильных руководящих кадров на всех уровнях управления.

     В условиях современной рыночной экономики  эффективность деятельности групп  становится одним из основных факторов, определяющих перспективы их дальнейшего  существования и развития. Жесткая  конкурентная среда ставит вопрос о привлечении всех возможных факторов влияния на результаты труда.

     Большинство технических, технологических и  экономических факторов на данный момент исчерпали свой ресурс. Одним из наиболее перспективных является социально-психологический фактор воздействия на эффективность деятельности групп, в частности, через различные аспекты процесса восприятия руководителя подчиненными. Образ руководителя в сознании подчиненных составляет одну из важных перцептивных составляющих феномена руководства. Ранее рассматривалось влияние отдельных характеристик руководителя на эффективность деятельности подчиненных. Необходимо изучить образ руководителя у подчиненных, как фактор, объединяющий в себе характеристики руководителя и особенности ситуации его взаимодействия с подчиненными, а также установить его связь с результатами деятельности группы.

     Роль  руководителя в обеспечении требуемой  эффективности деятельности группы огромна. Позиции ряда авторов свидетельствуют  о том, что за счет умелого воздействия на подчиненных руководитель способен обеспечить до 90 % успеха деятельности группы. В этой связи в последнее время появилось значительное количество работ, посвященных углубленному изучению роли руководителя в повышении эффективности деятельности различных групп (Зельцер И.М., Коргов А.А., Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., Зайцев А.Б. и др.).

     Целью исследования является изучение образа хорошего начальника.

     Объектом  исследования выступают трудовые коллективы, занятые в управленческой и производственной деятельности.

     Предмет исследования - образ руководителя и эффективность деятельности группы. Образ руководителя в данном случае может быть охарактеризован как  совокупность личностных и поведенческих  характеристик, используемых подчиненными при описании руководителя.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

     - изучить теоретические основы  изучение образа хорошего начальника;

     - рассмотреть «Образ хорошего  начальника» как предмет социологических  исследований;

     - изучить социологическое исследование «Образ хорошего начальника».

 

Глава 1. Теоретические основы изучение образа хорошего начальника

1.1. Изучение  личности руководителя

     Руководитель  – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения, подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и др.) активность. В отличие от лидера руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу (коллектив) в других организациях. Это лицо, осуществляющее установление, регулирование и выполнение организационно-правовых отношений в рабочем коллективе.

     В настоящее время существуют различные  подходы к изучению личности руководителя.

     Коллекционный подход основан на следующих представлениях. Руководитель должен обладать особыми личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Кроме этого может быть определен перечень этих качеств для конкретной должности. Типичные системы оценки руководителей, основанные на данном подходе, содержат наборы профессионально значимых качеств.

     В структуре личностных свойств руководителя выделяет четыре подструктуры: управленческие способности, политические качества, профессиональные качества, организаторские качества.

     Ограничения анализируемого подхода заключаются  в следующем:

     -представления  о личности руководителя как о наборе качеств, связанных с успешностью деятельности через весовые коэффициенты, не способствовало анализу ее динамических характеристик. Возможность развития личности лишь констатировалась, и предполагалось, что оно происходит как простое изменение отдельных качеств, изолированных свойств.

     -абстрактности  понимания качеств руководителя, их неувязка с теми или иными  управленческими ситуациями;

     -субъективизме  выделения и понимания профессионально  важных качеств; 

     -отсутствии  разграничения общих качеств от специфических, присущих руководителю как личности.

     Близким по содержанию к указанному выше подходу  является конкурентный подход. Он предполагает наличие у руководителей особых, личностных свойств или определенного уровня развития общих свойств, отличающих их от других людей. Поиск этих личностных свойств осуществляется путем сравнения группы руководителей и людей, не относящихся к этой категории, успешных и неуспешных руководителей различных должностных уровней. В структуре личности руководителя выделяются административно-организаторские умения, морально-этические характеристики, качества ума, профессиональные умения, социальную направленность, мотивацию.

     Итак, в анализируемом подходе при  анализе структуры качеств личности руководителя оценке подвергаются, в первую очередь, специальные свойства личности и их подструктуры, так как именно они исключительно важны для выполнения управленческой деятельности. Специальная структура включает те качества, которые отличают эффективного руководителя от неэффективного.

     Интерпретация выявленных различий может быть связана  с существенными трудностями: причинами  различий могут быть как специальный  отбор, так и формирование личностных новообразований, обусловленных особенностями  деятельности или системным окружением, профессиональная деформация. Следовательно, вместо профессиональных качеств исследователи могут выявлять особенности критериев отбора руководителей или условия их формирования.

     Парциальный подход сформирован в ходе практической деятельности психологов и предполагает коррекцию личностных способов ориентации в среде. Формирование личности руководителя опосредованно связано с отработкой отдельных операций и действий, включенных в управленческую деятельность, с психокоррекцией системы отношений. При этом особое внимание уделяется исследованию развития мышления и созданию алгоритмов решения управленческих задач.

     Инженерно-психологический подход нашел свое отражение в анализе систем управления и рассматривает руководителя как лицо, принимающее решение. В этом подходе ограничиваются изучением психологических процессов переработки руководителем информации и его индивидуальных особенностей, проявляющихся в управленческой деятельности.

     Рефлексивно-ценностный подход изучает личность руководителя через формирование у него рефлексивно-ценностной концепции управления. Способность руководителя к интеграции проявляется в формировании, осмыслении и самокоррекции его собственной управленческой концепции, которая состоит из ряда взаимопересекающихся “концептуальных моделей” деятельности. Это своеобразная программа реализации стратегических замыслов руководителя.

     Содержание  управленческой концепции индивидуально, и ее элементами являются: стратегические замыслы; экономические показатели; проблемы, возникающие при выполнении показателей; причины возникновения проблем; управленческие средства устранения причин; функциональные единицы, реализующие эти средства; информация о состоянии деятельности.

     Представители анализируемого подхода считают, что  основным личностным новообразованием, которое формируется в ходе управленческой деятельности руководителя и обеспечивает интеграцию процессов принятия управленческих решений, является система стратегических замыслов, выполняющих в индивидуальной управленческой концепции смыслообразующую функцию.

     Многочисленные  исследования личности руководителя осуществлены в социально-психологическом подходе. Здесь разработаны и эмпирически доказаны различные модели личности руководителя производственной организации, изучено влияние личности руководителя на эффективность управленческой деятельности, организаторский потенциал и направленность руководителя, прогнозирование профессионального развития, управленческое взаимодействие и воздействие, социально-перцептивные процессы в управлении; ролевые конфликты и социально-психологическая ориентировка.

     Ситуационно-комплексный подход рассматривает движущие силы развития личности руководителя в различных управленческих ситуациях и жизненных событиях. Для изучения механизмов развития личности руководителя выделяется комплексное (оценка деятельности во всем объеме ее функций) и локальное (оценка одной функции) прогнозирование и экспрессивное оценивание.

     Анализ  влияния отдельных факторов и  условий на развитие личности руководителя в управленческой деятельности предполагает факторный подход. Исследователи изучают группы факторов. К первой группе относят ситуационные и институционализированные, которые включают в себя производственные, организационные и социальные условия. Эффективность развития личности в управленческой деятельности руководителя связывают со структурой и задачами организаций, периодом ее существования и размерами, типом организации. Существенное значение имеют такие переменные, как система коммуникаций, иерархия власти, масштаб контроля, характер информационного обеспечения, система ценностей организации, используемая технология.

     Функциональный подход реализован в исследовании деятельности мастеров и начальников цехов производственных организаций.

     Для имиджевого подхода характерно изучение индивидуально-личностных качеств и создание технологий формирования имиджа руководителя, соответствующего сознательным и бессознательным потребностям той или иной социальной группы. Авторы выделяют основные индивидуально-личностные качества, которые должен демонстрировать для своего успеха руководитель: сила, щедрость, справедливость, властность, доброта. Основной недостаток данного подхода заключается в том, что, создавая образ идеального руководителя, авторы уделяют внимание только внешним характеристикам.

     В условиях изменения форм собственности происходит интенсивное формирование экономико-психологического подхода к изучению психологических закономерностей экономического поведения различных типов руководителей. Обращается внимание на разработку структуры личности руководителя-предпринимателя, его ценностные и экономические ориентации; мотивацию и ответственность, деловую активность, субъективный экономический статус, психосоциальную идентификацию, представления о феномене доверия, личностные качества, самооценки и отношение к изменению формы собственности.

     Установлено, что социально-психологическая динамика в структуре ценностей личности руководителей отражает следующие  феномены:

Информация о работе Социологическое исследование «Образ хорошего начальника»