Социологическое исследование «Образ хорошего начальника»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования - образ руководителя и эффективность деятельности группы. Образ руководителя в данном случае может быть охарактеризован как совокупность личностных и поведенческих характеристик, используемых подчиненными при описании руководителя.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

- изучить теоретические основы изучение образа хорошего начальника;

- рассмотреть «Образ хорошего начальника» как предмет социологических исследований;

- изучить социологическое исследование «Образ хорошего начальника».

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучение образа хорошего начальника 5
1.1. Изучение личности руководителя 5
1.2. Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными 11
Глава 2. «Образ хорошего начальника» как предмет социологических исследований 16
2.1. Социально-демографические характеристики руководителя как фактор восприятия его подчинёнными 16
2.2. Особенности «Образа хорошего начальника» в 2000-е гг. в Российской Федерации 19
Глава 3. Социологическое исследование «Образ хорошего начальника» 25
3.1. Программа социологического исследования 25
3.2. Анализ полученных данных 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

Образ хорошего начальника.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

 

Заключение

 

     Анализ  различных подходов к изучению личности руководителя показал, что у авторов  нет единства в определении компонентов  многоуровневой структуры личности руководителя.

     Социально-демографические  характеристики оказывают непосредственное влияние на восприятие руководителей  подчинёнными.

     По проведённым исследованиям можно сказать о том, что пол руководителя оказывает существенный, хотя порой и не объективный отпечаток на восприятие им его подчинёнными. Поскольку в каждом возрастном периоде жизни человека происходят изменения в социальных ролях, в системе ценностных ориентаций, накопление опыта и знаний, это, безусловно, сказывается на поведении, характере общения, направленности деятельности человека, его активности, что, в свою очередь, формирует определенную оценку в глазах окружающих. При этом каждый возрастной период имеет свою характерную особенность.

     Руководитель  должен обладать определённым набором профессионально важных личностных качеств, поскольку сегодня фирмы выросли настолько, что единоличное управление ими стало практически невозможным. Кроме того, у руководителей добавилось и много внешних функций, в том числе взаимодействие с партнерами, профсоюзом, государственными и политическими деятелями. В современных условиях нужно чтобы каждым направлением занимался самостоятельный управляющий, а глава корпорации становился менеджером-организатором, основная обязанность которого – координировать деятельность группы менеджеров.

     Выполняя  эту обязанность, современный руководитель выступает в нескольких ипостасях.

     Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом  людей.

     Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.

     В-третьих, это - дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно  преодолевающий внутренние и внешние  конфликты.

     В-четвертых, это - воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло.

     В-пятых, это – инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления  внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение.

     В-шестых, это - просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем  культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих.

     Объектом  социологического исследования явились  руководители разных уровней управления и работников цехов и отделов в возрасте от  22 лет и выше. Цель - показать образ хорошего начальника по мнению коллектива. Анкетирование было проведено 20 ноября 2010 г., и проанализирован был данный опрос в течение двух дней, а интервью было проведено 23 ноября 2010 г.

     В ходе социологического исследования гипотезы, выдвинутые в курсовое работе были полностью подтверждены.

     1. Существующие руководители разных уровней управления не создают образа хорошего начальника.

     2. Работник идентифицирует себя с предприятием, если обладает информацией о положении дел на предприятии, о перспективе значимых для него проблем, если цели организации и его собственные образуют единство, если он гордится самим фактом работы в данной организации и считает справедливой оценку своего труда.

 

Список  использованной литературы

 
     
  1. Андреева  Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2002. – 315 с.
  2. Базаров Т.Ю. Особенности межличностного восприятия в системе «руководство и подчинение» в условиях производственного коллектива. В кн.: Межличностное восприятие в группе. - М., 2000. 168 с..
  3. Байхем В., Смит О.Б., Пизи М.Д. Воспитай своего лидера. Как находить и удерживать талантливых руководителей. – М.: Вильямс, 2002 – 411с.
  4. Вачугов Д.Д. Венегин. В.Р. Менеджер и стиль руководства // Социально-политический журнал –2010 – №7 – с.99.
  5. Деркач А.А., Михайлов Г.С., Тарасенко А.В. Диалоговая модель принятия управленческих решений руководителем – М.: Нар. образование, 2004 – 101с.
  6. Занковский А.Н. Организационная психология – М.: Флинта МПСИ, 2000. – 647с.
  7. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии – М.: ЦИТП, 2001. – 168с.
  8. Крассовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. – М., 2000. – 331с.
  9. Качанов Ю.Л., Шматко Н.А. Семантические пространства социальной идентичности // Социальная идентификация личности / Под ред. В.А. Ядова – М.: Институт социологии РАН, 2009 – 50с.
  10. Колесников Ю.С. Прикладная социология: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001
  11. Кравченко А. И. Введение в социологию - М.: Новая школа, 2005
  12. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель…Элементы психологии менеджмента в повседневной работе – М.: Дело, 2006. – 384с.
  13. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., Политиздат, 1978.
  14. Козлова Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп // Социологические исследования – 2009 – №5 – с.102-110
  15. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М., 1996. – 237 с.
  16. Мирошниченко О.Н. Социология: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов дневной и заочной формы обучения. – Чебоксары: Новое Время, 2008
  17. Никифорова Н.А. Формальный статус руководителя как детерминанта восприятия его подчинёнными. Дис. канд. псих. наук. – Иваново, 2008.
  18. Осадчая Г. И. Социология социальной сферы. - М.: Союз. – 1999
  19. Рабочая книга социолога / под общ. редакцией Осипова Г.В. М., 2003.
  20. Свенцицкий А.Л. Руководитель: слово и дело. М., Политиздат, 1990.
  21. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994
  22. Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. Сб. научн. Тр. Рос. Акад. наук, Ин-т психологии и др. / Отв. Редакторы А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова – М.: Ин-т психологии РАН, 1999 – 175с.
  23. Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Социология и психология управления. Ростов-на-Дону, Новосибирск., 2001.

Информация о работе Социологическое исследование «Образ хорошего начальника»