Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:57, реферат
Молодёжь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.
В своей работе я хочу рассмотреть молодежь нашей страны как социальную группу. Попробую разобраться в ценностях современной молодежи, рассмотрю с какими проблемами она сталкивается при устройстве на работу. Нельзя забывать про самые актуальные вопросы на сегодняшний день такие, как преступность среди молодежи, наркомании, культура современной молодежи, а также проблему социального неравенства.
1. Социально – демократический портрет молодежи
Введение 0
1. Социально – демократический портрет молодежи 1
2. Молодежные субкультуры 5
3. Вредные привычки 13
3.1 Употребление спиртного 13
3.2 Курение 14
3.3 Наркотики 15
4. Ценностные ориентации современной молодежи 17
4.1 Культурные ценности современной российской молодежи 17
4.2 Молодежь и образование 18
Заключение 22
Список литературы 24
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ «ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»
КАФЕДРА «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»
Реферат
на тему: «Социологический портрет молодежи».
Выполнил: ст. группы 2-78-2
Ижевск, 2010
Содержание
Введение 0
1. Социально – демократический портрет молодежи 1
2. Молодежные субкультуры 5
3. Вредные привычки 13
3.1 Употребление спиртного 13
3.2 Курение 14
3.3 Наркотики 15
4. Ценностные ориентации современной молодежи 17
4.1 Культурные ценности современной российской молодежи 17
4.2 Молодежь и образование 18
Заключение 22
Список литературы 24
Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России. Время глобальных реформ, которые и реформами-то можно назвать с большой натяжкой захлестнувших Россию неожиданно и бесповоротно, «сломало» систему прежней «морали», существенно перевернув все нравственные ценности. Процесс социализации как передачи молодому поколению норм и традиций, выработанных предшествующими поколениями, нарушился, т.к. кардинально изменилась идеология, не оставляя иного выбора как самую что ни на есть настоящую борьбу за выживание. Старшему поколению, у которого в памяти еще свежо воспоминание «о днях былых», сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей; молодому поколению еще сложнее в этом плане, т.к. у него своей системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная и вообще ценности как таковые для молодежи относительны, хотя она отнюдь не безнравственна, как это принято считать.
Молодёжь, социально-демографическая
группа, выделяемая на основе совокупности
возрастных характеристик, особенностей
социального положения и
В своей работе
я хочу рассмотреть молодежь нашей
страны как социальную группу. Попробую
разобраться в ценностях
1.
Социально – демократический портрет
молодежи
Молодежь – это социально-
Границы этой группы размыты и подвижны, но обычно к молодежи относят население в возрасте между 14-ю и 30-ю годами.
Нижняя возрастная граница определяется, в частности тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и открывается доступ к трудовой деятельности. Верхней границей является возраст достижения трудовой и социальной стабильности (экономическая самостоятельность, профессиональное самоопределение), создание семьи, рождение детей.
Находясь на переходной стадии от мира детства к миру взрослых, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни – семейной и внесемейной социализации.
Каждому молодому человеку необходимо усвоить выработанные обществом и различными группами норм ценностей, установки, представления и стереотипы.
Современная молодежь как социальная группа характеризуется некоторыми особенностями и общими чертами.
Молодежь в возрасте от 15 до 29 лет в среднем от общей численности населения страны составляет около 22-25 %. Изменения в масштабах рождаемости в РФ привели к «постарению» молодежи, т.е. возрастанию доли 25-29 летних.
Уровень репродуктивности молодых семей (на которые приходится основная масса рождений детей) невысок, что, как правило, обусловлено жизненной неустроенностью, неопределенностью будущего, наличием различных социальных рисков. Увеличивается количество женщин-матерей, не состоящих в зарегистрированном браке, значительная часть которых находится в возрасте до 20 лет, что отражает тенденцию снижения возраста начала половой жизни и рост добрачных беременностей.
По данным
ежегодного Доклада Государственного
комитета РФ по делам молодежи можно
прийти к выводу, что уменьшение
числа населения, низкий уровень
рождаемости наряду со значительным
ухудшением состояния здоровья молодежи
приводит к ухудшению генофонда
нации, что, в свою очередь, может
составить угрозу для национальной
безопасности страны. В этой связи
поднимается вопрос о необходимости
выработки специальной
Ухудшение состояния здоровья населения России, по оценке экспертов, не имеет прецедентов в индустриально развитых странах в мирное время.
Значительное
снижение уровня и качества жизни
большинства молодых россиян, нарастание
социальной напряженности, обусловливающей
возникновение стрессов, обострение
экологических проблем, особенно в
городах, и другие подобные причины
ведут к росту числа
По данным
научных исследований, более 50 % подростков
страдают хроническими заболеваниями
(заболеваниями нервной
К факторам,
неблагоприятным для развития молодежи,
относятся распространение
Падает количество
молодежи среди рабочих промышленности,
строительства, транспорта. В связи
с изменениями, происходящими в
экономике России, растет доля молодежи
в непроизводственной сфере. Вместе
с тем отчуждение части молодежи
от труда, которое характеризуется
нежеланием молодых людей работать
хорошо и качественно, отсутствием
стремления к профессионально-
Численность
молодежи на селе сократилась, т.к. молодые
люди предпочитают работать не в сфере
сельскохозяйственного
Традиционно
к группам риска относят лиц
без определенного места
Внедрение рыночных отношений в нынешних формах обострило проблему социальной защищенности молодежи в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных.
К числу особо
тревожных тенденций
Экономическая реформа обострила серьезные проблемы молодежи в сфере быта. Заработок молодых рабочих и служащих часто ниже, чем в целом у работников госсектора экономики. Создание семей и рождение детей еще более ухудшают материальное положение молодежи. В особенно сложном социальном и материальном положении оказались неполные молодые семьи и семьи с детьми.
Фактором, во многом определяющим образ и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализация их досуга. Приобретает все более актуальный характер проблема личной безопасности молодых людей: социологические исследования свидетельствуют, что около 50 % из них подвергались когда-либо физическому насилию со стороны сверстников или взрослых, а 40 % испытывали на себе рукоприкладство родителей.
Насилие как стиль жизни все чаще приобретает организованные формы в молодежной сфере. В России свыше 50 % всех преступлений совершается молодыми людьми в возрасте 14-29 лет.
Решение многообразных и острых проблем молодежи в России возможно лишь при реализации последовательной государственной молодежной политики.
Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место жительства. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности члена группы. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее.
Молодежная субкультура - система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет. Субкультура молодежи получила заметное развитие в ХХв, в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная незанятость трудом, акселерация. Субкультура молодежи, являясь одним из институтов, факторов социализации школьников, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой - способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей. Молодежная субкультура носит развлекательно-реактивный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не ценности национальной культуры. Культуру молодежи отличает и наличие молодежного (сленга), который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, создает барьер между ними и взрослыми.
Одним из проявлений
молодежной субкультуры являются неформальные
объединения молодежи, своеобразная
форма общения жизни
Один из первых вопросов, который возникает перед исследователем, — это вопрос о соотношении западных и отечественных молодежных субкультур. Достаточно часто последние — хиппи, панки, рэйверы или стиляги — представляются следствием копирования западных образцов.
Что же было источником конструирования «культурных мифов» в отечественных молодежных субкультурах? Для России таким источником стал Запад. Отечественные молодежные субкультуры, начиная со стиляг, конструировали «свой Запад» в соответствии с представлениями и традициями российской культуры, являясь сложным переплетением инновационных элементов с элементами «своей» и «чужой» культурных традиций. Многие отечественные молодежные субкультуры - явление органическое, а на привнесенное и заимствованное. Западные образцы субкультурных стилей, ритуалы и ценности во многих случаях переработаны и переосмыслены в соответствии с особенностями российской цивилизации и ментальности.
Особенность отечественных молодежных субкультур состоит и в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации.
Влияние молодежных субкультур (хиппи) на территории России стало проявляться во второй половине 60-х - начале 70-х гг. Но применительно к указанному периоду нельзя говорить о специфических региональных особенностях этой и другой молодежных субкультур.
Субкультура хиппи - одна из старейших молодежных субкультур в России. Движение хиппи развивалось «волнами»: первая волна относится к концу 60-х - началу 70-х гг., вторая - к 80-м гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данной субкультуры. Однако в середине 90-х гг. неожиданно заявила о себе «третья волна» хиппи. Неофиты движения молодых (15-18 лет) являются преимущественно школьниками и студентами младших курсов.
Внешний вид
хиппи «третьей волны» достаточно традиционен:
длинные распущенные волосы, джинсы
или джинсовая куртка, иногда балахон
неопределенного цвета, на шее - «ксивник»
(небольшая кожаная сумочка), украшенная
бисером или вышивкой. На руках -
«фенички», т.е. самодельные браслеты
или бусы, чаще всего из бисера, дерева
или кожи. Данный элемент атрибутики
хиппи вышел за субкультурные
рамки, распространившись среди
молодежи: «фенички» могут украшать
руки и школьницы, и преподавательницы
вуза. От «классических» хиппи «третью
волну» отличают такие атрибуты, как
рюкзачок и три-четыре колечка в
ушах, реже в носу (пирсинг). Субкультуру
хиппи следует отнести к