Молодежный лидер: социально-политический портрет

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной курсовой работы заключается в исследовании такого явления как лидерство в неформальных молодежных группах. Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:
изучить сущность понятия «лидер» и рассмотреть теории лидерства;
раскрыть источники власти лидера в неформальных молодежных группах;
исследовать функции лидера в молодежной неформальной среде;
выявить различные аспекты взаимоотношений лидера и других членов молодежной неформальной группы.

Оглавление

Введение
1. Лидерство в молодежной среде: теоретический аспект.
1.1 Лидерство: понятия и функции.
1.2 Виды лидерства в молодежной среде
2 Лидерство молодежной неформальной группе
2.1. Психологическая характеристика неформальных лидеров в молодежной среде
2.2. Причины выдвижения лидера и источники его власти
2.3. Функции лидера молодежной неформальной группы
2.4. Взаимоотношение лидера с другими членами молодежной неформальной группы
2.5. Социометрическое исследование относительно неформального лидерства в коллективе (на примере группы О-51 факультета ПиМНО ЕГУ им. И.А.Бунина)
3. Технологии формирования лидерских качеств в молодежной среде
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ курсовая.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Елецкий Государственный Университет им. И.А.Бунина 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа: «Молодежный  лидер: социально-политический портрет» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                    Выполнил:

                                                                                                 студент группы О-41

                                                                                                 Инютин Д.Ю.

                                                                                                 Руководитель:

                                                                                                 Скиперских А.В 
 
 
 
 

Елец 2011

План  курсовой работы: 

Введение 

1. Лидерство в молодежной среде: теоретический аспект.

    1.1 Лидерство: понятия и функции.

    1.2 Виды лидерства в молодежной среде 

2 Лидерство молодежной  неформальной группе

    2.1. Психологическая характеристика неформальных лидеров в молодежной среде

    2.2. Причины выдвижения лидера и источники его власти

    2.3. Функции лидера молодежной неформальной группы

    2.4. Взаимоотношение лидера с другими членами молодежной неформальной группы

    2.5. Социометрическое  исследование относительно неформального  лидерства в коллективе (на примере группы О-51 факультета ПиМНО ЕГУ им. И.А.Бунина) 

3. Технологии  формирования лидерских качеств  в молодежной среде 

Заключение 

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 
 

            Определяющий принцип лидерства – это признание за человеком способностей понимать интересы других людей и управлять ими в соответствии с этими интересами. Чтобы изучить феномен лидерства в неформальной молодежной среде, необходимо рассмотреть эту среду как малую группу. 

    Формальная  структура коллектива определяется должностным статусом членов группы; неформальная – складывается на основе отношений, обусловленных личными качествами всех, входящих в нее. При сложившемся коллективе неформальная структура характеризуется наличием общей цели (которая не всегда осознается членами группы и не всегда связана с решением производственных задач). В свою очередь, это вызывает потребность в чётком определении задач и поиске путей их решения. Необходимость формулировки цели и ее достижения приводит к появлению лидера, в задачу которого и входят все эти процедуры, а также и управление людьми. В зависимости от его влияния на команду можно выделить позитивных и негативных (конструктивных и деструктивных) лидеров.

    Основная  цель данной курсовой работы заключается в исследовании такого явления как лидерство в неформальных молодежных группах. Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:

    • изучить сущность понятия «лидер» и рассмотреть теории лидерства;
    • раскрыть источники власти лидера в неформальных молодежных группах;
    • исследовать функции лидера в молодежной неформальной среде;
    • выявить различные аспекты взаимоотношений лидера и других членов молодежной неформальной группы.

          Предметом курсовой работы являются отношения, которые возникают между лидером и членами неформальной молодежной группы.

          Объектом курсовой работы является непосредственно лидер молодежной неформальной группы.

          Курсовая работа состоит из трех разделов, в которых  последовательно анализируется  поставленная проблема.

 

1. Лидерство: понятия и теории

 
 

Еще в глубокой древности возник интерес к лидерству. На протяжении веков сознание многих исследователей волновал феномен лидерства. В средневековой Европе влияние  лидера основывалось не столько на личных достоинствах, сколько на способности к руководству конкретной общностью. От лидера требовалось в основном умение сплотить группу для достижения поставленных целей, умение сформировать групповой интерес. 

В современном  обществе лидерство (в особенности  политическое) представляет собой способ построения власти, основанный на интеграции различных социальных слоев (групп) посредством специфических механизмов вокруг выдвигаемой лидером программы решения различных проблем и задач общественного развития.  

Потребность в  целеполагании, формулировке цели и организации деятельности по ее достижению приводит к появлению лидеров. 

Лидерство по своей  природе способно сплотить людей  в совместных усилиях, причем осуществлять эту задачу в течение длительного  времени, постепенно решая задачи, подчиненные общей цели, которая связывается с решением мировоззренческих вопросов, общественной жизни.  

Оно является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферы жизнедеятельности. 

Слово лидер  происходит от английского lead (вести). Значит, лидер- это ведущий, идущий впереди. Лидер- член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций. 

Лидерство- это искусство влияния на людей, умение вдохновить их на то, чтобы они стремились достичь нужных целей. Люди следуют за лидером потому, что он в состоянии предложить им средства для удовлетворения их потребностей, указать направление деятельности. 

Личностные качества настоящего лидера: доброта, открытость, решительность и ответственность, умение слушать и слышать других, внимательное отношение к людям, уверенность и спокойствие, гибкость и чувствительность, эмпатичность, целеустремленность, коммуникативность, толерантность, умение увлечь и повести за собой, дальновидность, организаторские способности.  

Перечисленные качества свидетельствуют о том, что лидерами не рождаются, а становятся. Лидерское поведение должно воспитываться, потому что оно может быть как конструктивным, так и деструктивным (хулиганствующие подростки тоже имеют своих лидеров). Вот почему велика роль педагогов – воспитателей всех уровней в формировании гражданского самосознания личности и их собственного примера. Сфера духовной жизни не может терпеть жажды, и если ей не дается подпитка, то человек сам ищет, чем заполнить ее. И если не найдется рядом чистого источника, то человек будет питаться суррогатом. Вот где раскрывается значение деятельности семьи и школы. «Сердца не занятые нами немедленно займет наш враг», – писал А. Межиров. Лидерское поведение может быть развито и улучшено посредством обучения и специальной подготовки.  
 
 

Виды 

Молодежь –  это люди, которые пребывают на стадии становления собственной  индивидуальности, поэтому для них принципиально важно иметь возможность общаться с такими же как они. Посредством этого они могут определить черты, которые выделяют конкретного человека из толпы, а значит, формируют в себе личность, которая выгодно отличается от остальных. Доступность информации и возможность сравнения этому всячески способствует. Абсурдность и несхожесть со всеми остальными в молодежном обществе только приветствуется, а поэтому не редко в роли лидера могут выступать неординарные личности, которые уже заработали авторитет у большинства людей и могут отстоять свою точку зрения. Это похоже на машины - все из них имеют шины, но не все ездят быстро и безшумно. Человек, который умеет добиваться признания у других, может направить действия людей в определенном направлении, что в последствии может привести к ожидаемому результату. Такой человек обладает хорошими интуитивными способностями и может сплотить коллектив ради единой цели. А целью в большинстве случаев выступает возможность общаться с такими же молодыми людьми в неформальной обстановке. Именно большинство молодежных организаций отстаивают свое право организовывать разного рода мероприятия. 

В любом молодежном коллективе существует два лидера – формальный и неформальный. Причем роль каждого выполняют разные люди, и сочетание формального и неформального лидера в одном человеке – явление крайне редкое, практически невозможное. Итак, кто же такие формальные и неформальные лидеры? В чем их сходства и различия? Попробуем разобраться в этом вопросе более подробно. 

Формальным лидером зачастую выступает руководитель или начальник, то есть лицо, занимающее главную роль в компании, обществе или в формальной молодежной организации. Одной из функций формального лидера является управление рабочим процессом, контроль над остальными людьми (сотрудниками, подчиненными). 

Неформальный  лидер – человек, не имеющий официальных  полномочий и должности руководителя, но по причине стечения нескольких факторов (личные качества, модель поведения, опыт и др.) занимает в коллективе положение негласного лидера, «серого кардинала». 

Появление неформального  лидера может происходить по разным причинам. Например, если в компании в лице формального лидера выступает  человек нервозный и психически неустойчивый, не способный руководить людьми вне конфликтной среды, то ему на помощь спешит лидер неформальный: его задача – успокоить коллектив, снять атмосферу напряженности и нервозности, устранить конфликты и наладить отношения между сотрудниками. Получая от коллектива признание и уважение, неформальный лидер берет на себя властные полномочия, выражающиеся в принятии важных решений и распоряжении коллективными ресурсами. 

Отличия формального  и неформального лидера состоят  в том, что:

формальный лидер  обладает более высокой должностью и потому, имеет больше властных полномочий, чем неформальный лидер;

неформальный  лидер в своей деятельности делает ставку на людей и отношения между  ними: в трудную минуту он способен разрядить обстановку, создать в  коллективе позитивную атмосферу. В  то время как формальный лидер  заботиться лишь о выполнении обязательного объема работы точно в срок;

формальный лидер  в своей деятельности руководствуется  нормативными документами (положениями, инструкциями, правилами и т.д.), а  неформальный лидер опирается лишь на свой авторитет и отношения с другими людьми. 

Как бы хорошо не складывались отношения и работа коллектива при наличии двух лидеров, рано или поздно между ними возникнут  противоречия. Борьба формального и  неформального лидера может перерасти  либо в открытый конфликт, итогом которого, возможно, станет смещение с должности неформального лидера. В этом случае, работа коллектива резко ухудшится. Второй вариант – это выдвижение твердого и решительного неформального лидера, который сможет одержать победу в столкновении с лидером формальным и занять его место.

2. Лидерство в молодежной  неформальной группе

2.1. Психологическая  характеристика неформальных  лидеров в молодежной  среде

 

      Лидер в группе - это ее член, который спонтанно  выдвигается   на  роль неофициального руководителя  в условиях определенной,  специфической  и,  как правило,  достаточно  значимой  ситуации,   чтобы   обеспечить   организацию коллективной деятельности для достижения общей цели.

      Представителям высших и отчасти  средних звеньев молодежной организации  обычно присуща высшая преступная авторитетность,  основанная  на  личном опыте, материальных средствах и личных качествах. К числу основных  качеств, присущих современному лидеру молодежной неформальной  группы,  по  мнению некоторых авторов,  относятся:  волевые качества, которые помогают проявлять  настойчивость в достижении цели, подавлять  волю  других,  подчинять  их  своему  влиянию; преобладающие, по сравнению с другими участниками молодежной группы, умственные  способности;  физическая  сила;  умение  держать  слово; предприимчивость, которая  помогает  сходиться  с  людьми,  легко контактировать  с  ними,  завоевывать  доверие,  видеть  их   недостатки и достоинства, и использовать  их  в  своих  целях;   коммуникабельность;   решительность   в действиях  и  целеустремленность;  знание  внешних  и   внутренних   условий функционирования  молодежной среды;  быстрота  ориентирования  и  принятия  решений  в сложных ситуациях.

Информация о работе Молодежный лидер: социально-политический портрет