Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:46, курсовая работа
Основная цель данной курсовой работы заключается в исследовании такого явления как лидерство в неформальных молодежных группах. Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:
изучить сущность понятия «лидер» и рассмотреть теории лидерства;
раскрыть источники власти лидера в неформальных молодежных группах;
исследовать функции лидера в молодежной неформальной среде;
выявить различные аспекты взаимоотношений лидера и других членов молодежной неформальной группы.
Введение
1. Лидерство в молодежной среде: теоретический аспект.
1.1 Лидерство: понятия и функции.
1.2 Виды лидерства в молодежной среде
2 Лидерство молодежной неформальной группе
2.1. Психологическая характеристика неформальных лидеров в молодежной среде
2.2. Причины выдвижения лидера и источники его власти
2.3. Функции лидера молодежной неформальной группы
2.4. Взаимоотношение лидера с другими членами молодежной неформальной группы
2.5. Социометрическое исследование относительно неформального лидерства в коллективе (на примере группы О-51 факультета ПиМНО ЕГУ им. И.А.Бунина)
3. Технологии формирования лидерских качеств в молодежной среде
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки РФ
Елецкий
Государственный Университет
Курсовая
работа: «Молодежный
лидер: социально-политический
портрет»
Елец 2011
План
курсовой работы:
Введение
1. Лидерство в молодежной среде: теоретический аспект.
1.1 Лидерство: понятия и функции.
1.2 Виды
лидерства в молодежной среде
2 Лидерство молодежной неформальной группе
2.1. Психологическая характеристика неформальных лидеров в молодежной среде
2.2. Причины выдвижения лидера и источники его власти
2.3. Функции лидера молодежной неформальной группы
2.4. Взаимоотношение лидера с другими членами молодежной неформальной группы
2.5. Социометрическое
исследование относительно
3. Технологии
формирования лидерских
Заключение
Список литературы
Введение.
Определяющий принцип лидерства – это признание за человеком способностей понимать интересы других людей и управлять ими в соответствии с этими интересами. Чтобы изучить феномен лидерства в неформальной молодежной среде, необходимо рассмотреть эту среду как малую группу.
Формальная структура коллектива определяется должностным статусом членов группы; неформальная – складывается на основе отношений, обусловленных личными качествами всех, входящих в нее. При сложившемся коллективе неформальная структура характеризуется наличием общей цели (которая не всегда осознается членами группы и не всегда связана с решением производственных задач). В свою очередь, это вызывает потребность в чётком определении задач и поиске путей их решения. Необходимость формулировки цели и ее достижения приводит к появлению лидера, в задачу которого и входят все эти процедуры, а также и управление людьми. В зависимости от его влияния на команду можно выделить позитивных и негативных (конструктивных и деструктивных) лидеров.
Основная цель данной курсовой работы заключается в исследовании такого явления как лидерство в неформальных молодежных группах. Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:
Предметом курсовой работы являются отношения, которые возникают между лидером и членами неформальной молодежной группы.
Объектом курсовой работы является непосредственно лидер молодежной неформальной группы.
Курсовая работа состоит из трех разделов, в которых последовательно анализируется поставленная проблема.
Еще в глубокой
древности возник интерес к лидерству.
На протяжении веков сознание многих
исследователей волновал феномен лидерства.
В средневековой Европе влияние
лидера основывалось не столько на
личных достоинствах, сколько на способности
к руководству конкретной общностью. От
лидера требовалось в основном умение
сплотить группу для достижения поставленных
целей, умение сформировать групповой
интерес.
В современном
обществе лидерство (в особенности
политическое) представляет собой способ
построения власти, основанный на интеграции
различных социальных слоев (групп) посредством
специфических механизмов вокруг выдвигаемой
лидером программы решения различных
проблем и задач общественного развития.
Потребность в
целеполагании, формулировке цели и организации
деятельности по ее достижению приводит
к появлению лидеров.
Лидерство по своей
природе способно сплотить людей
в совместных усилиях, причем осуществлять
эту задачу в течение длительного
времени, постепенно решая задачи, подчиненные
общей цели, которая связывается с решением
мировоззренческих вопросов, общественной
жизни.
Оно является неизбежным
в любом цивилизованном обществе
и пронизывает все сферы
Слово лидер
происходит от английского lead (вести).
Значит, лидер- это ведущий, идущий впереди.
Лидер- член организации, обладающий высоким
личным статусом, оказывающий сильное
влияние на мнение и поведение окружающих
его людей, членов какого-либо объединения,
организации и выполняющий комплекс функций.
Лидерство- это
искусство влияния на людей, умение вдохновить
их на то, чтобы они стремились достичь
нужных целей. Люди следуют за лидером
потому, что он в состоянии предложить
им средства для удовлетворения их потребностей,
указать направление деятельности.
Личностные качества
настоящего лидера: доброта, открытость,
решительность и ответственность, умение
слушать и слышать других, внимательное
отношение к людям, уверенность и спокойствие,
гибкость и чувствительность, эмпатичность,
целеустремленность, коммуникативность,
толерантность, умение увлечь и повести
за собой, дальновидность, организаторские
способности.
Перечисленные
качества свидетельствуют о том,
что лидерами не рождаются, а становятся.
Лидерское поведение должно воспитываться,
потому что оно может быть как
конструктивным, так и деструктивным (хулиганствующие
подростки тоже имеют своих лидеров). Вот
почему велика роль педагогов – воспитателей
всех уровней в формировании гражданского
самосознания личности и их собственного
примера. Сфера духовной жизни не может
терпеть жажды, и если ей не дается подпитка,
то человек сам ищет, чем заполнить ее.
И если не найдется рядом чистого источника,
то человек будет питаться суррогатом.
Вот где раскрывается значение деятельности
семьи и школы. «Сердца не занятые нами
немедленно займет наш враг», – писал
А. Межиров. Лидерское поведение может
быть развито и улучшено посредством обучения
и специальной подготовки.
Виды
Молодежь –
это люди, которые пребывают на
стадии становления собственной
индивидуальности, поэтому для них
принципиально важно иметь возможность
общаться с такими же как они. Посредством
этого они могут определить черты, которые
выделяют конкретного человека из толпы,
а значит, формируют в себе личность, которая
выгодно отличается от остальных. Доступность
информации и возможность сравнения этому
всячески способствует. Абсурдность и
несхожесть со всеми остальными в молодежном
обществе только приветствуется, а поэтому
не редко в роли лидера могут выступать
неординарные личности, которые уже заработали
авторитет у большинства людей и могут
отстоять свою точку зрения. Это похоже
на машины - все из них имеют шины, но не
все ездят быстро и безшумно. Человек,
который умеет добиваться признания у
других, может направить действия людей
в определенном направлении, что в последствии
может привести к ожидаемому результату.
Такой человек обладает хорошими интуитивными
способностями и может сплотить коллектив
ради единой цели. А целью в большинстве
случаев выступает возможность общаться
с такими же молодыми людьми в неформальной
обстановке. Именно большинство молодежных
организаций отстаивают свое право организовывать
разного рода мероприятия.
В любом молодежном
коллективе существует два лидера – формальный
и неформальный. Причем роль каждого выполняют
разные люди, и сочетание формального
и неформального лидера в одном человеке
– явление крайне редкое, практически
невозможное. Итак, кто же такие формальные
и неформальные лидеры? В чем их сходства
и различия? Попробуем разобраться в этом
вопросе более подробно.
Формальным лидером
зачастую выступает руководитель или
начальник, то есть лицо, занимающее главную
роль в компании, обществе или в формальной
молодежной организации. Одной из функций
формального лидера является управление
рабочим процессом, контроль над остальными
людьми (сотрудниками, подчиненными).
Неформальный
лидер – человек, не имеющий официальных
полномочий и должности руководителя,
но по причине стечения нескольких
факторов (личные качества, модель поведения,
опыт и др.) занимает в коллективе
положение негласного лидера, «серого
кардинала».
Появление неформального
лидера может происходить по разным
причинам. Например, если в компании
в лице формального лидера выступает
человек нервозный и психически
неустойчивый, не способный руководить
людьми вне конфликтной среды, то ему
на помощь спешит лидер неформальный:
его задача – успокоить коллектив, снять
атмосферу напряженности и нервозности,
устранить конфликты и наладить отношения
между сотрудниками. Получая от коллектива
признание и уважение, неформальный лидер
берет на себя властные полномочия, выражающиеся
в принятии важных решений и распоряжении
коллективными ресурсами.
Отличия формального и неформального лидера состоят в том, что:
формальный лидер обладает более высокой должностью и потому, имеет больше властных полномочий, чем неформальный лидер;
неформальный лидер в своей деятельности делает ставку на людей и отношения между ними: в трудную минуту он способен разрядить обстановку, создать в коллективе позитивную атмосферу. В то время как формальный лидер заботиться лишь о выполнении обязательного объема работы точно в срок;
формальный лидер
в своей деятельности руководствуется
нормативными документами (положениями,
инструкциями, правилами и т.д.), а
неформальный лидер опирается лишь
на свой авторитет и отношения с
другими людьми.
Как бы хорошо не складывались отношения и работа коллектива при наличии двух лидеров, рано или поздно между ними возникнут противоречия. Борьба формального и неформального лидера может перерасти либо в открытый конфликт, итогом которого, возможно, станет смещение с должности неформального лидера. В этом случае, работа коллектива резко ухудшится. Второй вариант – это выдвижение твердого и решительного неформального лидера, который сможет одержать победу в столкновении с лидером формальным и занять его место.
Лидер в группе - это ее член,
который спонтанно
Представителям высших и
Информация о работе Молодежный лидер: социально-политический портрет