Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:46, курсовая работа
Основная цель данной курсовой работы заключается в исследовании такого явления как лидерство в неформальных молодежных группах. Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:
изучить сущность понятия «лидер» и рассмотреть теории лидерства;
раскрыть источники власти лидера в неформальных молодежных группах;
исследовать функции лидера в молодежной неформальной среде;
выявить различные аспекты взаимоотношений лидера и других членов молодежной неформальной группы.
Введение
1. Лидерство в молодежной среде: теоретический аспект.
1.1 Лидерство: понятия и функции.
1.2 Виды лидерства в молодежной среде
2 Лидерство молодежной неформальной группе
2.1. Психологическая характеристика неформальных лидеров в молодежной среде
2.2. Причины выдвижения лидера и источники его власти
2.3. Функции лидера молодежной неформальной группы
2.4. Взаимоотношение лидера с другими членами молодежной неформальной группы
2.5. Социометрическое исследование относительно неформального лидерства в коллективе (на примере группы О-51 факультета ПиМНО ЕГУ им. И.А.Бунина)
3. Технологии формирования лидерских качеств в молодежной среде
Заключение
Список литературы
В результате
оценки основных
Также стоит
отметить, что неформальные лидеры
оказывают неодинаковое по
Степень влияния
как положительных, так и
Лидеры №№
11 и 13 оказывают меньшее влияние на группу,
чем их коллеги №№ 7 и 8. При этом связь
между лидером №13 и двумя последними достаточно
тесная, в отличие от лидера №11, который
связан постоянными положительными отношениями
только с одним из лидеров (№7). Еще один
факт указывает на более высокую позицию
лидера №13 в структуре группы: его потребность
в общении и взаимодействии с окружающими
очень высока (индекс эмоциональной экспансивности
равен 0,63), в отличие от лидера №11, стремление
к общению которого ниже, чем это оценивает
группа. Также концентрация взаимодействия
лидера №13 выше, чем №11, что указывает
на более значимую позицию первого в структуре
группы.
Отрицательных
лидеров также можно разделить
по степени влияния на
Что касается
связи положительных и
В коллективе
4 человека имеют положительный индекс
влияния на группу (№№ 4, 9, 10, 2). При этом
№№ 4, 10 являются влияющими на группу независимо
от других, в отличие от №№ 2 и 9, статус
которых в группе возрастает за счет тесной
связи с лидерами №№ 8 и 13 соответственно.
Шесть человек
в группе практически не
Аутсайдеры,
т.е. люди, не имеющие никакой связи с другими
членами коллектива, в группе в ходе исследования
выявлены не были. Этот факт следует оценивать
как положительный, т.к. легче переориентировать
на сотрудничество отрицательные связи
между людьми, нежели равнодушие со стороны
какого-либо члена группы или коллектива.
Используя
результаты социометрического
Существуют основные моменты, эффективно влияющие на процесс воспитания молодёжи:
1. Лидеру необходимо
сконцентрировать внимание
2. Лидер должен научиться принимать решения, не нанося вред своим соратникам.
Имея замысел и формируя тактику и стратегию действий, необходимо учитывать миропонимание людей. Одна из глубинных потребностей человека - чтобы о нём заботились и чтобы его понимали. Тесно контактируя с ребятами, лидер завоёвывает всё больше и больше уважения. Необходимо научиться внимательно слушать, сопереживать и, самое главное, говорить всегда правду. Честность – это особенный ключ к любому сердцу.
3. Благодарный лидер пользуется настоящей любовью своих подопечных. Похвала является одним из двигателей творческого процесса. Всегда надо поощрять соратника за его эффективную деятельность. Умный руководитель хорошо понимает, что когда ребята ощущают свою ценность для коллектива, они готовы работать, не считаясь со своим временем. Если лидер будет поощрять людей и постоянно отмечать их заслуги, они отдадут организации свою душу и силы. Они станут видеть себя частью большого целого, частью чего-то особенного и необычного. И вот тогда организацию невозможно будет остановить.
4. Какие бы
не были перемены, лидер обязан
их использовать во благо. Не
стоит бояться неожиданностей, ведь
они способствуют движению
Выполняя
ежедневно одно и тоже, не получишь
новых результатов. Чтобы
5. Нельзя идти
в несколько сторон
Для того чтобы лидер успел сделать наиболее важные дела, ему необходимо понять, чего делать не следует. Если лидер не руководит своим временем, то время руководит им. Отсюда выражение: « У меня не хватает времени». Очень важно расставлять приоритеты в своих делах. Распыляясь на мелочные и, порой, искусственно навязываемые дела со стороны, лидер способен завалить самое важное, самое нужное дело. Чтобы этого не случилось, надо распределять и планировать свои действия заранее, просчитывать эффективность.
Умение дорожить каждым днём своей жизни, приведёт к ощутимым жизненным результатам. Как человек живёт каждый день, так проживёт и всю жизнь. Нельзя тратить ни единого дня понапрасну. Прошлое уже в истории, а будущее - мечта. Поэтому необходимо жить настоящим – сегодняшним днём.
6. Лидер обязательно
должен быть в отличной
7. Лидер должен
научиться думать по-своему, в отличие
от большинства. Каждый человек обладает
творческими способностями. Задача истинного
лидера: создать такую атмосферу, которая
бы высвобождала этот дар природы. Он может
сбросить шоры устаревших способов мышления,
открыть новые, более совершенные пути,
подвигнуть соратников идти на риск, невзирая
на ошибки. Лидеру нужно поощрять и вознаграждать
оригинальное мышление ребят, стимулировать
творчество. В себе развивать воображение
и сделать гибким свой ум. Выпустить на
волю свою природную любознательность.
Не бояться мечтать о высокой цели, и смело
смотреть в будущее. И даже если увидит
там то же, что видят все, должен стараться
думать по-своему. В сердце каждого мудрого
лидера жива душа ребёнка, исполненная
удивления и радости…
Лидерство
в молодежной среде имеет очень
большое значение. Молодежная группа
может иметь лидера и считаться
авторитарной или не иметь и быть
демократической. Идейно-политическая
направленность тоже может иметь
место в коллективе. Компания может
быть асоциальной и стоять в стороне от
политических и общественных проблем,
а может ставить во главу угла какую-нибудь
политическую идею (например, скинхеды).
Все молодежные
группы, как правило, имеют
Как правило,
в официальном молодежном
Информация о работе Молодежный лидер: социально-политический портрет